Файл: Протокол 5 от 15. 03. 2021 г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Фонд оценочных средств учебной дисциплины рассмотрен и одобрен предметной (цикловой) комиссией преподавателей общеобразовательного, ОГСЭ и ЕН учебных циклов ЧУПОО
Фармацевтический колледж «Новые знания»
Протокол № 5 от 15.03. 2021 г.
Фонд оценочных средств учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 43.02.12
Технология эстетических услуг, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09 декабря 2016 N1560, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 26 декабря 2016 N 44975.
Организация-разработчик: Частное учреждение профессиональная образовательная организация
Фармацевтический колледж «Новые знания»

3
1.
Паспорт фонда оценочных средств
Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ОГСЭ.01 Основы философии.
ФОС включает контрольные материалы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта.
ФОС разработан на основе ФГОС СПО по специальности 43.02.12 Технология эстетических услуг, рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии.
Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения учебной дисциплины; оценка компетенций обучающихся.
Контролируемые компетенции:
Общие компетенции
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей.
знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий по выбранному профилю профессиональной деятельности.
Форма промежуточной аттестации освоения учебной дисциплины – дифференцированный зачёт.

4
2.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных
этапах их формирования, описание шкал оценивания
Код и наименование элемента умений или
знаний
Виды аттестации
Текущий
контроль
Промежуточная
аттестация
У1: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
У2: выстраивать общение на основе общечеловеческих ценностей
З1: основные категории и понятия философии.
З2: роль философии в жизни человека и общества;
З3: основы философского учения о бытии;
З4: сущность процесса познания;
З5: основы научной, философской и религиозной картин мира;
З6: об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
З7: о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий по выбранному профилю профессиональной деятельности
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

п/п
Показатели
оценивания –
оценочные средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценивания
1
Доклад в виде
презентации
Средство текущего контроля знаний, позволяющее оценить умение обучающегося излагать суть поставленной проблемы в виде краткого доклада- презентации, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Оценивание осуществляется по 2 м уровням:
1.Экспертное оценивание обучающимися
(взаимооценка).
2.Оценивание преподавателем.
Первый уровень «Экспертное
оценивание обучающимися
(взаимооценка)».
Критерии экспертной оценки
доклада:
1) соответствие содержания презентации её теме, полнота раскрытия темы (оценка того, насколько содержание соответствует заявленной теме и в какой мере тема раскрыта

5

п/п
Показатели
оценивания –
оценочные средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценивания
автором);
2) актуальность использованных источников
(оценка того, насколько современны (по годам выпуска) источники, использованные при выполнении работы);
3) использование профессиональной терминологии (оценка того, в какой мере в работе отражены профессиональные термины и понятия, свойственные теме работы);
4) наличие собственного отношения автора к рассматриваемой проблеме/теме (насколько точно и аргументированно выражено отношение автора к теме письменной работы):
По каждому критерию обучающиеся оценивают работу и проставляют баллы от 0 до 5, затем рассчитывается средний бал по всем оценкам обучающихся.
Второй уровень «Оценивание
преподавателем»
(выставление итоговой
оценки)
Преподаватель, оценивая доклад-презентацию, может использовать результаты предыдущего этапа. При выставлении оценки по дифференцированному зачёту опирается на следующие критерии:
Критерии оценки доклада
преподавателем:
- качество исходного материала, который использован (аналитический анализ прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий,

6

п/п
Показатели
оценивания –
оценочные средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценивания
собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
- качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в тексте проблемами).
2
Фронтальный опрос
Средство текущего контроля знаний, позволяющее оценить умение обучающегося быстро вспоминать пройденный материал. Фронтальный опрос также позволят оценить регулярность самостоятельной работы обучающегося.
При фронтальном опросе вопрос задается всей группе и только потом называется обучающийся, который будет отвечать на этот вопрос.
Оценка «отлично» выставляется за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся легко ориентируется, за умение связывать теорию с практикой, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа, быстроту реакции на вопрос преподавателя.
Оценка «хорошо» выставляется если обучающийся полно освоил материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеют отдельные недостатки.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но при ответе на вопрос излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновывать свои суждения. Обучающийся достаточно долго вспоминает учебный материал.

7

п/п
Показатели
оценивания –
оценочные средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценивания
Оценка
«неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал при ответе на вопрос преподавателя / обучающийся не отвечает на вопрос, не может вспомнить учебный материал.
3
Тестирование
Средство текущего контроля знаний, целью которого является закрепление учебного материала, а также проверка знаний обучающегося как по дисциплине в целом, так и по отдельным темам (разделам).
1) - от 0 до 39 % выполненных заданий – не зачтено;
- от 40 до 100 % выполненных заданий – зачтено;
2) - от 0 до 39% выполненных заданий – неудовлетворительно;
- от 40% до 59% - удовлетворительно;
- от 60% до 79% - хорошо;
- от 80% до 100%- отлично.
4
Дифференцированный
зачёт
Контрольное мероприятие, которое проводится для промежуточного контроля в форме устных ответов на вопросы или в форме контрольного тестирования.
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в работе материал различных научных и методических источников, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками.

8

п/п
Показатели
оценивания –
оценочные средства
Краткая характеристика
оценочного средства
Критерии оценивания
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения, владеет необходимыми навыками.
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при ответе.
Оценка
«неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала и не может грамотно изложить ответы на вопросы, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет задания.
- от 0 до 39% выполненных заданий – неудовлетворительно;
- от 40% до 59% - удовлетворительно;
- от 60% до 79% - хорошо;
- от 80% до 100%- отлично.

9
3.
Контрольно-оценочные средства для текущего контроля и промежуточной
аттестации
Выполнение проектной работы по одной из тем:
-
Философия Эпохи Возрождения
-
Философские взгляды Р. Декарта
-
Философские взгляды Ф. Бекона
-
Философские взгляды И.Канта
-
Философские взгляды Г.Гегеля
-
Марксистская философия
-
Философия позитивизма;
-
Философия эволюционизма
-
Философия Древнего Китая
-
Философия Древней Индии
-
Философия Древней Греции
-
Философские взгляды Сократа
-
Философские взгляды Платона
-
Философские взгляды Аристотеля
-
Философия Древнего Рима
-
Философские взгляды Августина Аврелия; Философские взгляды Фомы Аквинского
-
Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления.
-
Познание мира
-
Природа общества
-
Философия о глобальных проблемах современности
-
Философия и смысл жизни
-
Философия как учение о целостной личности.
-
Философия жизни Ф Ницше
-
Философские идеи А.Шопенгауэра
-
З.Фрейда и философия психоанализа
-
Особенности русской философии
-
Владимир Соловьев – русский философ
Темы для докладов в виде презентации
1. Особенности мифологического мировоззрения.
2. Философские школы Древней Индии.
3. Философские школы Древнего Китая.
4. Натурфилософия в истории античной философии.
5. Философские школы Древнего Рима.
6. Средневековая философия Франции.
7. Средневековая философия Англии.
8. Особенности арабской философии.
9. Особенности персидской философии.
10. Французская философия Нового времени.
11. Английская философия Нового времени.
12. Немецкая философия Нового времени.
13. Американская философия XVIII века.

10 14. Американская философия XIX века.
15. Английская философия XX века.
16. Французская философия XX века.
17. Американская философия XX в.
18. Философия Киевской Руси.
19. Русская философия XIII – XVII вв.
20. Российская философия XVIII в.
21. Российская философия XIX в.
22. Советская философия.
23. Философия русского зарубежья.
24. Система объективного идеализма Гегеля. Диалектическая система Гегеля.
25. Гносеология Канта. Этика Канта.
Перечень вопросов для тренировочного тестирования
1. Понятие «философия» ввёл: a. Аристотель; b. Пифагор; c. Платон.
2. Тип мировоззрения, характерной чертой которого является отсутствие сомнений: a. философский; b. мифологический; c. оба варианта верны.
3. Через выработку философией принципов и методов научного исследования реализация её функция: a. гносеологическая; b. методологическая; c. аксиологическая.
4. Функция философия, которая реализуется через её способность формировать общую картину мира, основанную на современных достижениях всех наук, называется: a. этической; b. интегративной; c. мировоззренческой.
5. Раздел философии, изучающий мораль: a. онтология; b. гносеология; c. этика.
6. Раздел философии, изучающий проблему сущего: a. аксиология; b. онтология; c. гносеология.
7. Опора на разум и стремление выработать рациональное знание характерно: a. для философии; b. для науки; c. оба варианта верны.
8. Требование логического обоснования суждений характерно: a. для философии; b. для науки; c. оба варианта верны.
9. Цель жизни человека, согласно древнеиндийской философии, заключается: a. в преобразовании мира;

11 b. в переселении в другие миры; c. в освобождении от сансары.
10. Для философии Конфуция характерна: a. социальная направленность; b. этическая направленность; c. оба варианта верны..
11. Сократ считается основоположником философского метода: a. диалектики; b. майевтики; c. герменевтики.
12. Согласно Платону, истинным бытием является: a. мир вещей; b. мир идей; c. пустота.
13. Вкладом Аристотеля в развитии философской мысли является: a. систематизация философского опыта предшественников; b. классификация наук (областей знания); c. оба варианта верны.
14. Характерной чертой средневековой философии является: a. антропоцентризм; b. теоцентризм; c. космоцентризм.
15. Согласно средневековой философии, мир развивается: a. циклично; b. линейно; c. спиралевидно.
16. Автором принципа «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь» является: a. Иоанн Дамаскин; b. Амвросий Медиоланский; c. Ансельм Кентерберийский.
17. Представителем латинского аверроизма был: a. Сигер Брабантский; b. Боэций Дакийский; c. оба варианта верны.
18. Согласно учению Фомы Аквинского, разум и вера: a. противостоят друг другу; b. находятся в единстве; c. оба варианта верны.
19. Фома Аквинский является автором работы: a. «Сумма теологии»; b. «Сумма против язычников»; c. оба варианта верны.
20. Для философии У. Оккама характерно: a. разделение предмета веры и предмета знания; b. объединение предмета веры и предмета знания; c. отрицание веры в пользу знания.
21. Термин «Возрождение» ввёл: a. Джорджо Вазари; b. Колюччо Салютати; c. Леонардо Бруни.
22. Характерной чертой философии Ренессанса является:

12 a. теоцентризм; b. антропоцентризм; c. оба варианта неверны.
23. Для философии Ренессанса характерен особый интерес к философии: a. Аристотеля; b. Платона; c. Сократа.
24. Основоположником рационализма считается: a. Ф. Бэкон; b. Р. Декарт; c. Б. Спиноза.
25. Френсис Бэкон был представителем: a. рационализма; b. эмпиризма; c. сенсуализма.
26. Рене Декарт был автором работы: a. «Рассуждения о методе»; b. «Левиафан»; c. оба варианта верны.
27. Автором высказывания «Нет ничего в уме, чего не было раньше в ощущениях» является: a. Т. Гоббс; b. Дж. Локк; c. Д. Юм.
28. Гносеология Д. Юма ориентирована: a. на постижение бытия; b. на решение практических задач; c. оба варианта верны.
29. Для философии Б. Спинозы характерен: a. пантеизм; b. эмпиризм; c. теоцентризм.
30. Б. Спиноза в работе «Этика» использовал: a. «геометрический метод»; b. «алгебраический метод»; c. герменевтический метод.
31. Гносеологические воззрения были изложены И. Кантом в работе: a. «Критика чистого разума»; b. «Критика практического разума»; c. «Критика способности суждения».
32. В гносеологию И. Кант вводит понятие: a. априорное знание; b. чувственное знание; c. рациональное знание.
33. Свое гносеологическое учение И. Кант называл: a. трансцендентальным идеализмом; b. трансцендентным идеализмом; c. объективным идеализмом.
34. К чистым формам чувственного созерцания относятся: a. пространство и время; b. феномены и ноумены; c. разум и рассудок.

13 35. К априорной форме рассудка относится: a. идеи чистого разума; b. категории рассудка; c. оба варианта верны.
36. Архитектоника, согласно И. Канту, - это: a. способность рассудка создавать системы по принципу подчинения второстепенных значений главному; b. идея разума, единство всех условий познания; c. определенный набор значений.
37. «Вещь в себе», согласно учению И. Канта: a. полностью познаваема; b. частично познаваема; c. полностью непознаваема.
38. Согласно этическому учению И. Канта, человек должен следовать моральному закону: a. ради получения социального одобрения; b. ради получения удовольствия; c. ради самого закона.
39. Внутренним источником развития, согласно учению Г. Гегеля, являются: a. противоречия; b. желания абсолютного духа; c. действия людей.
40. Г. Гегель формулирует: a. два закона диалектики; b. три закона диалектики; c. четыре закона диалектики.
41. Л. Фейербах является автором работы: a. «Феноменология духа»; b. «Философия права»; c. «Основы философии будущего».
42. Л. Фейербах является представителем: a. механистического материализма; b. антропологического материализма; c. диалектического материализма.
43. Автором высказывания «Человек – это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью» является: a. А. Шопенгауэр; b. Ф. Ницше; c. Э. Кассирер.
44. Автором высказывания «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» является: a. О. Конт; b. К. Маркс; c. А. Шопенгауэр.
45. К. Маркс и Ф. Энгельс являются основоположниками: a. диалектического материализма; b. антропологического материализма; c. диалектического идеализма.
46. Представителем философии прагматизма является: a. Ч. Сандерс Пирс; b. У. Джеймс; c. оба варианта верны.

14 47. Основоположником феноменологии является: a. М. Шелер; b. Э. Штайн; c. Э. Гуссерль.
48. Основоположником немецкого экзистенциализма является: a. К. Ясперс; b. М. Хайдеггер; c. М. Бубер.
49. Представителем религиозного экзистенциализма не является: a. Г. Марсель; b. П. Тиллих; c. Ж.-П. Сартр.
50. Представителем структурализма является: a. Ж. Делез; b. К. Леви-Стросс; c. оба варианта верны.
51. Первая в истории России работа философского характера: a. «Повесть временных лет»; b. «Слово о законе и благодати»; c. «Послание» Климента Смолятича.
52. Философские воззрения М.В. Ломоносова были связаны: a. с философией науки; b. с философией истории; c. оба варианта верны.
53. П.Я. Чаадаев является автором работы: a. «Философские письма»; b. «Опыты о законодательстве»; c. оба варианта верны.
54. К славянофилам не принадлежал: a. И.В. Киреевский; b. Ю.Ф. Самарин; c. А.И. Герцен.
55. Автором работы «Россия и Европа» является: a. К.Н. Леонтьев; b. Н.Я. Данилевский; c. Н.Н. Страхов.
56. Центральным в философии В.С. Соловьева является: a. идея панславизма; b. идея всеединства; c. идея рационализма.
57. В.С. Соловьев является автором работы: a. «Россия и Вселенская церковь»; b. «История и будущность теократии»; c. оба варианта верны.
58. С.Н. Булгаков является автором работы: a. «Философия хозяйства»; b. «Свет невечерний. Созерцания и умозрения»; c. оба варианта верны.
59. Центральным в философии С.Н. Булгакова является: a. идея всеединства; b. идея софийности; c. идея панславизма.

15 60. Н.А. Бердяев является автором работ: a. «Смысл творчества»; b. «Философия неравенства»; c. оба варианта верны.
61. Философская позиция, согласно которой в основе бытия лежит сознание, называется: a. объективным идеализмом; b. субъективным идеализмом; c. материализмом.
62. Философская позиция, согласно которой в основе бытия лежат одновременно материальное и идеальное, называется: a. монизмом; b. дуализмом; c. плюрализмом.
63. Форма бытия материи, характеризующая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах – это: a. время; b. пространство; c. оба варианта верны.
64. Необратимое, определенно направленное изменение, приводящее к появлению нового качества, называется: a. движением; b. развитием; c. оба варианта верны.
65. Философская позиция, согласно которой мир непознаваем: a. гносеологический оптимизм; b. скептицизм; c. агностицизм.
66. К формам чувственного познания относится: a. ощущение; b. восприятие; c. оба варианта верны.
67. К формам рационального познания относится: a. представление; b. умозаключение; c. оба варианта верны.
68. К формам мышления относится: a. понятие; b. суждение; c. оба варианта верны.
69. Приблизительное, неполное знание называется: a. относительной истиной; b. абсолютной истиной; c. конкретной истиной.
70. Какое утверждение является верным? a. Истина о какой-либо вещи или явлении бытия всегда одна и конкретна; b. Истина о какой-либо вещи или явлении бытия многоразлична; c. оба варианта верны.
71. Способность человеческого мозга отражать объективную реальность в идеальных образах и оперировать этими образами в процессе мышления называется: a. сознанием;

16 b. познанием; c. антропогенезом.
72. Какое утверждение является верным? a. Практика является критерием истины; b. Практика не является совершенным критерием истины; c. оба варианта верны.
73. Индивидуальное и коллективное сознания в процессе социального развития находятся в состоянии: a. противостояния; b. диалектического единства; c. слияния.
74. Целью социальной философии является: a. теоретическое обобщенное осмысление социальных процессов; b. теоретическое обобщенное осмысление достижений социальных наук; c. оба варианта верны.
75. Идеалистический вариант теории ноосферы был предложен: a. Пьером Тейяр де Шарденом; b. В. Вернадским; c. оба варианта верны.
76. Для античного воззрения на общество характерен: a. космоцентризм; b. теоцентризм; c. натурализм
77. Для средневекового воззрения на общество характерен: a. космоцентризм; b. теоцентризм; c. натурализм.
78. Согласно философской антропологии этой эпохи человек является частью космоса: a. античность; b. Возрождение; c. Новое время.
79. Согласно философской антропологии этой эпохи человек является самоформирующимся свободным существом: a. античность; b. средневековья; c. Возрождение.
80. К биологизаторским концепциям сущности человека относится: a. психологизм; b. панлогизм; c. оба варианта верны.
81. К социологизаторским концепциям сущности человека относится: a. теологическая; b. субъективный антропологизм4 c. оба варианта неверны.
82. Отдельно взятый представитель человеческого рода: a. личность; b. индивид; c. индивидуальность.
83. Представление о свободе как естественном состоянии человека характерно: a. для античной философии; b. для средневековой философии; c. для философии Нового времени.

17 84. Термин «этика» был введен: a. Платоном; b. Аристотелем; c. Сократом.
85. Термин «моральный» был введен: a. Цицероном; b. Аристотелем; c. Плутархом.
86. Мораль – это: a. синоним этики; b. предмет этики; c. оба варианта неверны.
87. Для поведения человека характерно: a. постоянное следование норме; b. постоянное нарушение нормы; c. постоянное балансирование между этими состояниями.
88. Пространство морали – это: a. отношения между людьми; b. внутренний мир человека; c. сфера эстетики.
89. Высшая социальная функция морали выражается: a. в сохранении человеческого общества; b. в регулировании поведения социальных групп; c. в улучшении самочувствия человека.
90. Согласно этическому абсолютизму, добро и зло – это: a. оценочные понятия; b. онтологические понятия; c. фикция.
91. Ценности, определяющие добро с точки зрения его содержания, называются: a. счастье; b. благо; c. оба варианта верны.
92. В этике Нового времени добро понимается как: a. блаженство; b. справедливость; c. добрая воля.
93. Г. Лейбниц классифицировал зло на следующие типы: a. метафизическое, физическое, нравственное; b. нравственное, онтологическое, природное; c. физическое, природное, нравственное.
94. Этический дуализм предполагает: a. признание онтологичности только добра; b. признание онтологичности только зла; c. признание онтологичности добра и зла.
95. Этический релятивизм предполагает:

18 a. отсутствие жестких границ между добром и злом; b. признание онтологичности только зла; c. оба варианта не верны.
96. Совокупность внутренних переживаний человека по поводу предстоящих или совершенных действий составляет: a. субъективную сторону поступка; b. объективную сторону поступка; c. оба варианта неверны.
97. Поступки, совершаемые осознано, называются: a. намеренными; b. ненамеренными; c. оба варианта неверны.
98. Концепция «консеквенциализма» предполагает: a. оценку поступка по мотивам; b. оценку поступка по действиям; c. оценку поступка по последствиям.
99. Элемент морального сознания, существующий в виде диалога: a. долг; b. совесть; c. оба варианта неверны.
100.
Элемент морального сознания. существующий в виде приказа: a. долг; b. совесть; c. оба варианта верны.

19
Контрольное тестирование
(для промежуточного контроля и оценки остаточных знаний по дисциплине)
1 вариант
1. Тип мировоззрения, характерной чертой которого является отсутствие сомнений: a. философский; b. мифологический; c. оба варианта верны.
2. Через выработку философией принципов и методов научного исследования реализация её функция: a. гносеологическая; b. методологическая; c. аксиологическая.
3. Функция философия, которая реализуется через её способность формировать общую картину мира, основанную на современных достижениях всех наук, называется: a. этической; b. интегративной; c. мировоззренческой.
4. Раздел философии, изучающий мораль: a. онтология; b. гносеология; c. этика.
5. Раздел философии, изучающий проблему сущего: a. аксиология; b. онтология; c. гносеология.
6. Вкладом Аристотеля в развитии философской мысли является: a. систематизация философского опыта предшественников; b. классификация наук (областей знания); c. оба варианта верны.
7. Характерной чертой средневековой философии является: a. антропоцентризм; b. теоцентризм; c. космоцентризм.
8. Согласно средневековой философии, мир развивается: a. циклично; b. линейно; c. спиралевидно.
9. Автором принципа «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь» является: a. Иоанн Дамаскин; b. Амвросий Медиоланский; c. Ансельм Кентерберийский.
10. Характерной чертой философии Ренессанса является: a. теоцентризм; b. антропоцентризм; c. оба варианта неверны.
11. Для философии Ренессанса характерен особый интерес к философии: a. Аристотеля; b. Платона;

20 c. Сократа.
12. Френсис Бэкон был представителем: a. рационализма; b. эмпиризма; c. сенсуализма.
13. Рене Декарт был автором работы: a. «Рассуждения о методе»; b. «Левиафан»; c. оба варианта верны.
14. Внутренним источником развития, согласно учению Г. Гегеля, являются: a. противоречия; b. желания абсолютного духа; c. действия людей.
15. Г. Гегель формулирует: a. два закона диалектики; b. три закона диалектики; c. четыре закона диалектики.
16. Л. Фейербах является автором работы: a. «Феноменология духа»; b. «Философия права»; c. «Основы философии будущего».
17. Центральным в философии В.С. Соловьева является: a. идея панславизма; b. идея всеединства; c. идея рационализма.
18. Способность человеческого мозга отражать объективную реальность в идеальных образах и оперировать этими образами в процессе мышления называется: a. сознанием; b. познанием; c. антропогенезом.
19. Какое утверждение является верным? a. Практика является критерием истины; b. Практика не является совершенным критерием истины; c. оба варианта верны.
20. Индивидуальное и коллективное сознания в процессе социального развития находятся в состоянии: a. противостояния; b. диалектического единства; c. слияния.
Контрольное тестирование
(для промежуточного контроля и оценки остаточных знаний по дисциплине)
2 вариант
1. Требование логического обоснования суждений характерно: a. для философии; b. для науки; c. оба варианта верны.
2. Цель жизни человека, согласно древнеиндийской философии, заключается: a. в преобразовании мира; b. в переселении в другие миры;

21 c. в освобождении от сансары.
3. Для философии Конфуция характерна: a. социальная направленность; b. этическая направленность; c. оба варианта верны..
4. Сократ считается основоположником философского метода: a. диалектики; b. майевтики; c. герменевтики.
5. Согласно Платону, истинным бытием является: a. мир вещей; b. мир идей; c. пустота.
6. Представителем латинского аверроизма был: a. Сигер Брабантский; b. Боэций Дакийский; c. оба варианта верны.
7. Согласно учению Фомы Аквинского, разум и вера: a. противостоят друг другу; b. находятся в единстве; c. оба варианта верны.
8. Фома Аквинский является автором работы: a. «Сумма теологии»; b. «Сумма против язычников»; c. оба варианта верны.
9. Для философии У. Оккама характерно: a. разделение предмета веры и предмета знания; b. объединение предмета веры и предмета знания; c. отрицание веры в пользу знания.
10. Термин «Возрождение» ввёл: a. Джорджо Вазари; b. Колюччо Салютати; c. Леонардо Бруни.
11. Характерной чертой философии Ренессанса является: a. теоцентризм; b. антропоцентризм; c. оба варианта неверны.
12. Для философии Ренессанса характерен особый интерес к философии: a. Аристотеля; b. Платона; c. Сократа.
13. Основоположником рационализма считается: a. Ф. Бэкон; b. Р. Декарт; c. Б. Спиноза.
14. Свое гносеологическое учение И. Кант называл: a. трансцендентальным идеализмом; b. трансцендентным идеализмом; c. объективным идеализмом.
15. К чистым формам чувственного созерцания относятся: a. пространство и время; b. феномены и ноумены;

22 c. разум и рассудок.
16. К априорной форме рассудка относится: a. идеи чистого разума; b. категории рассудка; c. оба варианта верны.
17. Первая в истории России работа философского характера: a. «Повесть временных лет»; b. «Слово о законе и благодати»; c. «Послание» Климента Смолятича.
18. Форма бытия материи, характеризующая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах – это: a. время; b. пространство; c. оба варианта верны.
19. Необратимое, определенно направленное изменение, приводящее к появлению нового качества, называется: a. движением; b. развитием; c. оба варианта верны.
20. Философская позиция, согласно которой мир непознаваем: a. гносеологический оптимизм; b. скептицизм; c. агностицизм.
Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету
1. Предмет, задачи и функции философии.
2. Формы мировоззрения. Философия как форма мировоззрения.
3. Основной вопрос философии и способы его разрешения.
4. Методы философии.
5. Философские воззрения Древнего Востока.
6. Идеалистические и материалистические концепции античности.
7. Атомистическая теория Демокрита.
8. Этический рационализм Сократа.
9. Объективно-идеалистическая система Платона.
10. Проблема бытия и движения в античной философии.
11. Философские воззрения Гераклита.
12. Философские воззрения Аристотеля.
13. Философские идеи Средневековья.
14. Философские воззрения Ансельма Кентерберийского.
15. Философские воззрения Фомы Аквинского.
16. Рационалистические идеи Авиценны и Аверроэса.
17. Особенности философии Возрождения: основные идеи и персоналии.
18. Философские воззрения Ф. Бэкона.
19. Философские воззрения Б. Спинозы.
20. Философские воззрения К.-А. Гельвеция.
21. Философские воззрения Л. Фейербаха.
22. Проблема рационализма в философских системах Декарта и Бэкона.
23. Идеи сенсуализма в философии Нового времени.
24. Немецкая классическая философия.
25. Гносеологическая теория И. Канта.

23 26. Этическая концепция И. Канта.
27. Философская концепция Г. Гегеля.
28. Современные западные философские концепции.
29. Русская философия IX – XVII вв.: особенности и персоналии.
30. Развитие философии в России XVIII века: особенности и персоналии.
31. Развитие философии в России XIX века: особенности и персоналии.
32. Русская философия «серебряного века»: особенности и персоналии.
33. Диалектико-материалистическая традиция русской философской школы.
34. Бытие: определение и структура.
35. Проблемы материи и сознания в философии.
36. Пространство и время как философские категории, их общие и специфические черты.
37. Процесс познания, его сущность и уровни.
38. Проблема истины в философии и науке.
39. Приемы и способы научного познания.
40. Философские категории причины и следствия.
41. Категории единичного и общего в контексте философского осмысления мира.
42. Содержание и форма как философские категории.
43. Философские категории сущности и явления.
44. Необходимость и случайность, свобода и необходимость как фактор бытия.
45. Сущность, свойства и взаимосвязь необходимого и случайного в процессе бытия и движения мира.
46. Возможность и действительность как философские понятия
47. Проблема человека в философии.
48. Философские проблемы смысла жизни человека.
49. Основы философского анализа общества. Понятие общества.
50. Этика, нравственность, мораль: соотношение терминов, их этимология.
51. Основные этические категории.
52. Мораль: определение, её форма и содержание, функции.
53. Концепции происхождения и обоснования морали.
54. Этические проблемы науки, техники и технологий.
4.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний и
умений, характеризующие этапы формирования компетенций
Оценка умений, знаний и освоения компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с указанными ниже критериями.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания доклада в виде презентации:
Оценивание осуществляется по 2м уровням:
1. Экспертное оценивание обучающимися (взаимооценка).
2. Оценивание преподавателем.
Первый уровень «Экспертное оценивание обучающимися (взаимооценка)».
Критерии экспертной оценки доклада:
1) соответствие содержания презентации её теме, полнота раскрытия темы (оценка того, насколько содержание соответствует заявленной теме и в какой мере тема раскрыта автором);
2) актуальность использованных источников (оценка того, насколько современны
(по годам выпуска) источники, использованные при выполнении работы);
3) использование профессиональной терминологии (оценка того, в какой мере в работе отражены профессиональные термины и понятия, свойственные теме работы);

24 4) наличие собственного отношения автора к рассматриваемой проблеме/теме
(насколько точно и аргументированно выражено отношение автора к теме письменной работы):
По каждому критерию обучающиеся оценивают работу и проставляют баллы от 0 до
5, затем рассчитывается средний бал по всем оценкам обучающихся.
Второй уровень «Оценивание преподавателем» (выставление итоговой оценки)
Преподаватель, оценивая доклад-презентацию, может использовать результаты предыдущего этапа. При выставлении «зачтено» опирается на следующие критерии:
Критерии оценки доклада преподавателем:
- качество исходного материала, который использован (аналитический анализ прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
- качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
- аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в тексте проблемами).
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания ответа обучающихся по результатам фронтального опроса:
Оценка «отлично» выставляется за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся легко ориентируется, за умение связывать теорию с практикой, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа, быстроту реакции на вопрос преподавателя.
Оценка «хорошо» выставляется если обучающийся полно освоил материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеют отдельные недостатки.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но при ответе на вопрос излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновывать свои суждения. Обучающийся достаточно долго вспоминает учебный материал.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал при ответе на вопрос преподавателя / обучающийся не отвечает на вопрос, не может вспомнить учебный материал.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов тестирования:
Критерии оценки:
«5» - 90- 100% правильных ответов;
«4» - 78-89% правильных ответов;
«3» - 60-77% правильных ответов;
«2» - менее 59% правильных ответов.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания ответов обучающихся по итогам дифференцированного зачета:
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в работе материал различных научных и

25 методических источников, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения, владеет необходимыми навыками.
Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при ответе.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала и не может грамотно изложить ответы на вопросы, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет задания.
Перечень рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы
Основная литература:
1. Иоселиани, А. Д. Основы философии : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Д. Иоселиани. — 6-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 531 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13859-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473993 2. Дмитриев, В. В. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2020. — 281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-
534-10515-5.
— Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452294
Дополнительная литература:
3. Стрельник, О. Н. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / О. Н. Стрельник. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 312 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04151-4. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468405 4. Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие / А. Н. Чумаков [и др.]
; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 366 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01634-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451912 5. Хрестоматия по философии в 2 ч. Часть 2 : учебное пособие / А. Н. Чумаков [и др.]
; под редакцией А. Н. Чумакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 236 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01636-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451913 6. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02437-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451133 7. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Спиркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 392 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00811-1. — Текст : электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450721

26 8. Гордашевская, В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д.
Гордашевская. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169780 9. Пугачева, Н. П. Основы философии : учебное пособие / Н. П. Пугачева. — Пенза :
ПГАУ, 2018. — 232 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.
— URL: https://e.lanbook.com/book/131195 10. Основы философии : учебное пособие / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева, В. Е.
Дмитриев [и др.] ; под редакцией М. А. Гласе. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 360 с.
— ISBN 978-5-8114-5734-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146810 11. Свидерский, А. А. Теоретический курс по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии для студентов факультета среднего профессионального образования : учебное пособие / А. А. Свидерский. — Брянск : Брянский ГАУ, 2018. — 127 с. — Текст : электронный //
Лань
: электронно-библиотечная система.

URL: https://e.lanbook.com/book/133086 12. Основы философии : учебное пособие / составители А. А. Сомкин, А. Н. Сомкина.
— Саранск : МГУ им. Н.П. Огарева, 2019. — 132 с. — ISBN 978-5-7103-3814-8. — Текст : электронный //
Лань
: электронно-библиотечная система.

URL: https://e.lanbook.com/book/154371
Официальные,
справочно-библиографические
и
периодические
издания,
электронные базы периодических изданий
1)
Электронно-библиотечная система Лань https://e.lanbook.com
2) Электронная база «Российские научные медицинские журналы» https://rnmj.ru/
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении
образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного
обеспечения, профессиональных баз данных и информационных ресурсов сети
Интернет:
№ п/п
Наименование
1.
Операционная система Microsoft Windows
2.
Microsoft Office 2010 (Word, Excel, Power Point и др.)
3.
СПС «Гарант»: http://www.garant.ru/
4.
Электронно-библиотечная система Юрайт https://urait.ru/
5.
Электронно-библиотечная система Лань https://e.lanbook.com
6.
Электронно-библиотечная система
«Консультант студента»
https://www.studentlibrary.ru
7.
Автоматизированная система, на платформе информационной оболочки портала
InStudy https://dist.fknz.ru/
8.
Единое окно доступа к информационным ресурсам: http://window.edu.ru/
9.
Новая философская энциклопедия: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about
10.
Портал «Философия в России» http://www.philosophy.ru/library/lib2.html

27 11.
Портал «Все о философии»: http://intencia.ru
12.
Стэнфордская философская энциклопедия: http://www.science.uva.nl/seop/contents.htm l
13.
Web- кафедра философской антропологии: http://anthropology.ru