Файл: Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обнаружен Р. Зайонцем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие 2
Задание 1.
Эффект социальной фасилитации (усиления), или эффект аудитории, был обнаружен Р. Зайонцем. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов на соревнованиях: разница в результатах, показываемых на публике и на тренировке. Зайонц обнаружил, что во время обучения присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает их результативные показатели. Когда деятельность освоена или сводится к простому физическому усилию, то результат улучшается. После проведения дополнительных исследований были установлены такие зависимости:
1. Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный, значимый для исполнителя и способный дать оценку. Чем более компетентен и значим наблюдатель, тем этот эффект существеннее.
2. Влияние тем больше, чем труднее задача. Новые навыки и умения, интеллектуальные способности более подвержены воздействию (в сторону снижения эффективности). Наоборот, старые, простые перцептивные и сенсомоторные навыки легче проявляются, продуктивность их реализации в присутствии значимого наблюдателя повышается.
3. Соревнование и совместная деятельность, увеличение количества наблюдателей усиливает эффект (как положительную, так и отрицательную тенденцию).
4. «Тревожные» испытуемые при выполнении сложных и новых заданий, требующих интеллектуальных усилий, испытывают большие затруднения, чем эмоционально стабильные личности.
5. Действие «эффекта Зайонца» хорошо описывается законом оптимума активации Йеркса—Додсона. Присутствие внешнего наблюдателя (экспериментатора) повышает мотивацию испытуемого. Соответственно оно может либо улучшить продуктивность, либо привести к «перемотивации» и вызвать срыв деятельности. Следует различать мотивацию участия в исследовании от мотивации, возникающей у испытуемых по ходу эксперимента при общении с экспериментатором.
Полагают, что испытуемый стремится проявить себя с лучшей стороны и дает те ответы, которые, по его мнению, более высоко оцениваются экспериментатором. Помимо проявления «эффекта фасада» существует и тенденция вести себя эмоционально стабильно, «не поддаваться» давлению ситуации эксперимента.
Ряд исследователей предлагает модель «злонамеренного испытуемого». Они считают, что испытуемые враждебно настроены по отношению к экспериментатору и процедуре исследования, и делают все, чтобы разрушить гипотезу эксперимента.
Но более распространена точка зрения, что взрослые испытуемые стремятся только точно выполнять инструкцию, а не поддаваться своим подозрениям и догадкам.
Очевидно, это зависит от психологической зрелости личности испытуемого.
Задание 2.
№ | Авторы, название статьи | Выходные данные (название журнала, год выпуска, номер страницы) | Содержание исследования | Практическая значимость исследования | Наиболее интересные факты и выводы |
1 | Взаимосвязь представлений о будущем и образовательных результатов в юношеском возрасте. (Наталья П. Шилова) | Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, No 1, 76–88 | Представленным в данной статье исследованием стал анализ взаимосвязей представлений о собственном будущем юношей и девушек с баллами, полученными ими на едином государственном экзамене (ЕГЭ) | Было показано, что образовательные результаты в обязательных предметных областях на среднем уровне взаимосвязаны с пересмотром собственной жизненной траектории и проявлением упорства в достижении собственных планов на будущее. Образовательные результаты по предмету по выбору связаны с оценкой достижения своих | Образовательные результаты по предмету по выбору связаны с оценкой достижения своих планов на будущее. |
2 | Воспринимаемый возраст и отношение к своему внешнему облику у взрослых с различной выраженностью компонентов «Большой пятерки» и «Темной триады» (Татьяна А. Воронцова) | Российский психологический журнал, 2022, Т. 19, No 1, 173–188 | Исследование заключается в изучении выраженности компонентов «Большой пятерки» и «Темной триады» воспринимаемого человека в качестве факторов его воспринимаемого возраста и отношения к своему внешнему облику. Методы. 1) Процедура «Фотовидеопрезентации внешнего облика» | Проведенное исследование расширяет существующие в науке представления о психологических факторах воспринимаемого возраста, о сложных взаимосвязях отношения к своему внешнему облику и выраженности компонентов «Большой пятерки» и «Темной триады» у взрослых | обнаружена общая закономерность: снижение позитивности отношения к своему ВО с возрастом. При этом в возрасте 35–77 лет высокие параметры отношения к своему ВО демонстрируют те личности, которые имеют выраженность таких компонентов «Большой пятерки», как «контролирование» и «игривость», и компонентов «нарциссизм» и «психопатия», входящих в «Темную триаду». |
Задание № 3.
Составьте таблицу (см. таблицу 2) типологии экспериментальных исследований:
Таблица 2
По способу организации | По характеру влияния | По цели исследования | Соответствие реальности |
Лабораторный | Констатирующий | Поисковый | Идельный |
Естественный | Формирующий | Подтверждающий | Реальный |