Файл: Проблемные аспекты трудоустройства 14летних граждан рф трудоустройство несовершеннолетних.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблемные аспекты трудоустройства 14-летних граждан РФ

Трудоустройство несовершеннолетних – это организованная трудовая деятельность учащихся общеобразовательных школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений в возрасте от 14 до 18 лет. Подростки осуществляют трудовую деятельность в свободное от учебы время и, как правило, в период летних каникул.

Устраиваясь на работу, отдельные подростки мечтают о самостоятельности, возможности почувствовать себя взрослыми и независимыми, а зарабатывая даже небольшие суммы денег самостоятельно, подросток чувствует себя хотя бы немного независимым от родителей. Другие подростки, понимая свою социальную ответственность перед семьей, Устраиваясь на работу, думают о материальной поддержке родителей. Но, как правило, и те, и другие лишь во вторую очередь задумываются о том, какие качества работа сформирует у них, какие усилия нужно приложить, чтобы заработать деньги и как ими распоряжаться, какое влияние окажет на подростка возможность для дальнейшего выбора будущей профессии.

Причины устроиться на работу в столь юном возрасте:

  • желание иметь карманные деньги, заработанные собственным трудом;

  • стремление заработать деньги для покупки нужной вещи;

  • получение опыта работы по будущей специальности;

  • помощь родителям

Большинство подростков устраиваются на работу по собственному желанию, на втором месте - инициатива родителей, в ряде случаев идея трудоустройства принадлежит друзьям.

Отношение родителей к трудовой деятельности подростков:

  • нередко причиной конфликтов являются материальные потребности детей;

  • родители одобряют трудовую занятость подростков;

  • большинство опрошенных не одобряют работу подростков во время учебного года, небезосновательно опасаясь, что это ведет к переутомлению ребенка, снижению его успеваемости;

  • родители, считая, что работа помогает осознать «цену денег»;

  • трудовая деятельность снижает возможность совершения подростками противоправных поступков.

Потребность подростков работать поддерживается родителями. При этом, если для несовершеннолетней молодежи наиболее значимой является финансовая сторона вопроса - получение собственного дохода, то для родителей – воспитательный аспект. Расходуя заработанные собственным трудом деньги, ребенок учится разумно их тратить. Нереализованное желание законным путем заработать деньги может послужить мотивом к совершению противоправных действий со стороны несовершеннолетних, склонных к негативному девиантному поведению.


Изъявляя желание работать, подросток должен понимать, что он выступает в качестве своеобразного товара на рынке труда. Покупатель, в данном случае, работодатель, должен ценить этот товар. Основная задача любого работника - найти на рынке потребителя своего труда.

Мировой опыт показывает, что достаточно востребованным является неквалифицированный труд молодежи. Многие подростки используют свое свободное время, подрабатывая в магазинах, работая в гаражах, разнося газеты, работая в саду, занимаясь дизайном помещений и мойкой машин для людей, живущих по соседству, предлагается работа в должности подсобного рабочего, курьера, официанта, уборщика, фасовщика, упаковщика, грузчика, мойщика машин. Встречаются вакансии оператора ПК, секретаря.

Незнание ценности своего труда и реалий оплаты труда ведет к тому, что при незначительном опыте работы и невысоком уровне знаний и навыков несовершеннолетняя молодежь стремятся получить высокую заработную плату.

Несовершеннолетние испытывают значительные трудности в поиске работы. Представляю вам источники получения информации по вопросам трудоустройства:

  • объявления в газете

  • опрос знакомых

  • личные связи

  • прямое обращение к работодателям

  • обращение в центры труда и занятости

  • поиск работы в Интернете

  • иные источники

Подросток учится адекватно оценивать свои возможности при поиске работы и в процессе трудовой деятельности. Несовершеннолетний гражданин вступает в новые для него общественные отношения – трудовые, которые дисциплинируют подростка, способствуют формированию чувства ответственности, инициативности, активности.

В поисках работы неустойчивая психика подростка сталкивается с первыми взрослыми трудностями, это способствует формированию социальной апатии, неуверенностью в собственных силах, неудовлетворенностью жизнью у части подростков. Незнание и непонимание законов рыночной экономики, является одной из причин разочарованности подростка. Правильно осмысленный опыт трудовой деятельности, наоборот, повышает мотивацию к более глубокой учебной деятельности, к дальнейшему развитие своих способностей в целях повышения конкурентоспособности.

При трудоустройстве подростки, как правило, не зацикливаются на вопросах адаптации и социализации, продуктивном времяпровождении,

профилактике правонарушений, получении экономических знаний и трудовых навыков, реального опыта трудоустройства, что безусловно является подготовкой их к дальнейшей жизни. Эти и другие вопросы в большей мере представляют интерес для ученых, которые исследуют данные вопросы с научной точки зрения.

Нужно также отметить, что сегодня на государственном уровне создана достаточно обширная нормативно-правовая база, позволяющая регулировать вопросы трудоустройства несовершеннолетних.

И тон здесь задает международное законодательство. Так, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, никто не имеет права принуждать несовершеннолетнего к принудительному или обязательному труду.

В Федеральном законе № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» говорится, что подросткам гарантируется сокращенное рабочее время, возможность совмещения работы с обучением, ежегодный медицинский осмотр и квотирование рабочих мест до 18-летнего возраста. Основным законом о труде – Трудовым кодексом Российской Федерации

Ст 63 ТК- С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

ТК РФ Статья 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени -продолжительность рабочей недели не более 24 часов не превышая 5 часов в день

ТК РФ Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет- Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.


Для трудоустройства несовершеннолетних приемлемыми оказываются несколько способов среди которых: отправка резюме в кадровые центры, возможность обратиться в центры занятости населения, попытаться найти работу через родителей или знакомых, обратиться в различные молодежные центры, в полномочия которых входит, в том числе и, трудоустройство несовершеннолетних.

Среди проблем, которые сегодня препятствуют развитию системы

трудоустройства несовершеннолетних, можно выделить:

 ограниченность ресурсов муниципальных образований, выделяемых для решения данных задач;

 дублирование полномочий и недостаточные правовые основания для деятельности отдельных организаций;

 недостаточная результативность молодежной политики;

 непривлекательность труда несовершеннолетних для работодателей

Работодатели не заинтересованы в предоставлении рабочих мест для несовершеннолетних в силу причин:

 подростки не имеют необходимого уровня образования и достаточной квалификации;

 подростки не имеют достаточного опыта;

 подростки еще не умеют принимать самостоятельные решения;

 для подростков установлен укороченный рабочий день и отсутствует испытательный срок.

На наш взгляд, для мотивации работодателей, обеспечивающих рабочие места для несовершеннолетних и снижение для них финансовой нагрузки, было бы целесообразным:

 прохождение обязательного медицинского осмотра подростков осуществлять за счет бюджета;

 введение льгот по уплате налогов и сборов для предприятий, представляющих подросткам работу, как это уже апробировано в отношении работников имеющих ограничения по состоянию здоровья.

На сегодняшний день трудовое воспитание у подростков отсутствует. Разрушение системы трудового воспитания напрямую связано с нивелированием базовых моральных ценностей, которые закладываются в процессе воспитания молодежи. Следствием этого является проявление девиантных форм поведения подростков.

Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье должны закладываться основы трудового воспитания, так же эти меры должны поддерживаться и органами государственной власти.

Детей нужно учить зарабатывать деньги уже в подростковом возрасте. Таким образом, они научаться ценить деньги своих родителей и поймут, каким трудом достаются финансовые блага.


Проблему трудоустройства несовершеннолетних условно можно разделить на две ветви. Первая, это сами подростки, вторая – это работодатели.

Первая ветвь – подростки. Во-первых, не все несовершеннолетние дети хотят работать, и это большой минус с их стороны, т.к они не осознают, что трудоустройство –это неотъемлемая часть жизни. Попробовав работать в раннем возрасте ребенок понимает, приспособлен он данному виду деятельности или нет, нравиться ли ему выполнять данную работу, что в будущем может послужить толком при выборе профессии. Во-вторых, многие дети просто боятся начинать работать в раннем возрасте, боюсь ошибиться. И это тоже неправильно, так как переборов боязнь в данном возрасте, им будет проще устроиться в старшем возрасте.

Поэтому детей нужно направлять и привлекать к трудоустройству.

Что касается второй ветви, зачастую работодатель отказывает в приеме на работу, в силу возраста работника, т. е. несовершеннолетнего. Работодатели стараются привлекать в свои рады наиболее опытных работников, имеющих определенный стаж работы. К несовершеннолетним, работодатели относятся, как бы опасаясь в неграмотности и несоответствия уровня предлагаемой работы.

Исходя из данной проблемы, возможны пути совершенствования.

К ним можно отнести:

- Создание специальных рабочих мест для несовершеннолетних;

-Разработка программ по привлечению несовершеннолетних работников.

- По желанию, работодатели могли бы выделять несколько рабочих мест для несовершеннолетних

- Создание программ по прохождению практик и обучению школьников по их будущей специальности.

Основной задачей трудоустройства несовершеннолетнего является приобщение к труду и приобретение профессиональных навыков: возможность адаптироваться в трудовом коллективе и научиться нести ответственность за выполняемую работу, что в будущем не маловажно для любого человека.

Таким образом, проблема трудоустройства несовершеннолетних остается актуальной на сегодняшний день. Работодатель не хочет обучать несовершеннолетнего, неопытного работника. Но, если не обучать профессиональной подготовки молодых работников, то специалистов в той или иной области резко сократиться, так коллективный состав, со временем необходимо обновлять новыми профессионалами и специалистами.

Несовершеннолетние могут стать самозанятыми с 14 лет. Но для этого, как и для регистрации ИП, нужно получить согласие родителей, пройти процедуру эмансипации или вступить в брак. Письмо ФНС от 13.02.2019 № СД-4-3/2440@. Согласие родителей на регистрацию самозанятости также нужно заверить у нотариуса и представить в налоговую.