Файл: Место административного права в правовой системе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, основные принципы административного процесса разобраны. Во времена существования СССР приведённый выше список дополнялся несколькими пунктами основанными на идее построения социалистического государства. Приводить эти принципы советского административного процесса мы считаем нецелесообразно.

Структура административного процесса.
Вопрос о структуре административного процесса, его составных частях, то есть о видах производств, должен решаться в зависимости от характера той процессуальной деятельности, которая выражает правовую часть государственного управления и, следовательно, заключает в себе свойства управленческой деятельности.

Другая особенность административного процесса связана с более широкой сферой действия этого вида процесса, по сравнению с гражданским и уголовным.

В юридической литературе высказываются различные суждения по вопросу о структуре административного процесса. При этом надо отметить постановка вопроса о структуре административного процесса правомерна лишь при широком, а не юрисдикционном подходе к этому правовому явлению.

Вот один из вариантов решения этого вопроса. По мнению Козлова Ю. М., к видам административных производств относятся:

  • производство по организации аппарата государственного управления;

  • производство по заявлениям и ходатайствам граждан, связанным с реализацией принадлежащих им субъективных прав;

  • производства по жалобам на неправильные действия должностных лиц;

  • производство по делам о применении принудительных мер (дисциплинарных, материальных и административных);

  • производство по делам связанным с применением материальных норм трудового, земельного, финансового права.[6]

Главное при решении вопроса о структуре административного процесса состоит в отыскании критерия, который давал бы возможность выделить однородные группы
административных дел, рассмотрение которых составило бы содержание соответственных видов производств. Таким критерием может служить характер индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления. При этом под характером понимаются существенные свойства, общие для данной группы дел.

Так, например все дела по жалобам граждан на неправомерные действия должностных лиц объединяет сам характер обращения, который заключается в уведомлении компетентных органов и лиц о нарушении субъективного права или законного интереса гражданина. Причем это свойство сохраняется во всех случаях независимо от содержания жалобы, касается ли она пенсионных вопросов или каких-либо других, главное объединяющее качество - характер обращения.


Руководствуясь названным критерием можно различать:

  1. Производство по принятию нормативных актов государственного управления;

  2. Производство по предложениям и заявлениям граждан и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;

  3. Производство по административно-правовым жалобам и спорам;

  4. Производство по организационным делам в аппарате государственного управления;

  5. Производство по делам о применении принудительных мер в сфере государственного управления.[10, 33-40]

Несмотря, на имеющиеся конкретные особенности и различия, названные виды производств связывает во едино коренная общность, дающая основание говорить о каждом из них, как о составной части общего понятия административного процесса.

Все виды данных производств осуществляются в сфере государственного управления и представляют собой
определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-конкретных дел. Каждый вид производств осуществляется преимущественно исполнительно-распорядительными органами государственной власти. И лишь некоторые группы дел в соответственных случаях, предусмотренных законом, разрешают иные государственные органы, их должностные лица, а также общественные организации. Общественные отношения, возникающие в ходе осуществления каждого вида производства, регулируются административно-процессуальными нормами.

Таким образом, если различия между названными видами производств носят частный характер, обусловленный конкретными особенностями дел, то факторы, объединяющие их в единый административный процесс, имеют уже принципиальное значение.

Совокупность административных производств - базовая характеристика административной юрисдикции. Различия между производствами проводятся как по субъекту осуществления юрисдикционных полномочий, так и по предмету (объекту). С учетом состояния действующего Российского законодательства и административно-процессуальных нор можно выделить следующие виды административного производства:

  • производство по делам об административных правонарушениях;

  • дисциплинарное производство;

  • производство по жалобам;

  • согласительное производство.

В наибольшей степени урегулировано производство по делам об административных правонарушениях. В меньшей степени это относится к дисциплинарному производству, а также к производству по жалобам (как правило, действует устаревший нормативный материал). Согласительное производство - новое и пока еще не регламентиро-


ванное явление административно-юрисдикционного характера. [2, 312-313]

Задачи производства по делам об административных правонарушениях заключаются в обеспечении своевременного, всесторонне полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела; разрешении его в точном соответствии с действующим законодательством; обеспечении исполнения вынесенного по делу постановления; выявлении всех причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений; предупреждении правонарушений, воспитании граждан в духе соблюдения законов и укрепления правопорядка (ст. 225). На лицо сочетание превентивных и карательных ( наказательных ) целей, что полностью соответствует духу законодательства о борьбе с правонарушениями такого рода.

Заключение.

Подводя итог этой работы, хотелось бы заметить, что административно-процессуальное право в России пока не сложилось; отсутствует и административно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Поэтому большое познавательное значение содержат процессуальные нормы, которые содержаться в КоАП. Они составляют содержание раздела IV «Производство по делам об административных правонарушениях». И основываясь только на этот материал можно исследовать такое правовое явление как административный процесс.

На мой взгляд, нужно проводить глубокие исследования в области административно-процессуальных отношений. Особенно это актуально в настоящее время.

Необходимо разработать административно-процессуальное право как самостоятельную отрасль права. Административный процесс должен вобрать в себя всё позитивное, что достигнуто предшествующим опытом развития процессуального законодательства, при этом необходимо учитывать современные тенденции развития права, в том числе и опыт зарубежного процессуального законодательства.

Список литературы.



  1. Административное делопроизводство, Под ред. Лившица Я. З. М: 1975




  1. Алексеев С. С. Общая теория права. М: 1986




  1. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М: 1996




  1. Бахрах Д. Н. Производство по делам об административно-правовых нарушениях. М: 1989




  1. Дмитриев Ю. А. Общая теория права. М: 1996




  1. Козлов Ю. М. Предмет советского административного права М: 1967




  1. Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М: 1964





  1. Советское государство и право №10 1988г.




  1. Советский уголовный процесс, под ред. Гуценко К. Ф. М: 1986


10.Сорокин В. Д. Советское административно-процессуальное право. Л: 1976
11.Студеникина М. С. Что такое административная ответственность. М: 1990
12.Теория юридического процесса, под ред. Горшнева В., М:1990.
Нормативные акты.


  1. Кодекс об административных правонарушениях

(с изменениями и дополнениями по состоянию на

1 июня 1996г.). М: 1996


  1. Конституция Российской Федерации

от 12 декабря 1993 г.