ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Путь паука согласно которому движение знания происходит с помощью Рационализма. путь важного познания. Ученые создают теорию и выдают за истину.
путь муравья накапливают опыт и знания но не размещают ну системы
путь пчелы настоящий ученый должен различать истину от лжи
метод эмпирика индуктивный это способ получения знаний от частного к общества
Одни опыты светоносные не приумножают новых знаний а только освещают на поле за познаний
опыты лю доношенные увеличивают знания
декарт основоположник рационализма. все наши познания начинаются с испытаний
в то время 17 век знали одну форму движения материи механическое. его философия получила название философия дуализма
2 субстанции
духовная и материальная
начинать надо опознание с простых вещей. сложную проблему разделить на более мелкие и переходить постепенно от неизвестного к известному
Томас гоббса ученик бэкхэма известен социальными исследованиями. гоббс переносит на общество
теория общественного договора
государство сравнивает с архивом государство может заболеть тогда смута и умереть тогда гражданская война
Весь мир есть комплекс моих ощущений
Возникает идея атнестицинизма теория в которой мир не познаваемым
То есть плод воображения человека
с точки зрения субъективных идеалистов вся реальность возникает в сознании человека
пантеизм
ставит вопрос о свободе. Через случайность и необходимость незнание законов приводит к дне свободе.
ЛЕКЦИЯ 5
Немецкая классическая философия
Переломный период между 18 и 19 веками характеризуется периодом просвещения. Именно в это время жили и творили великие философы, впервые поднявшиеся вопросы о разуме и познании человека, и влияние этих факторов на всё происходящее в мире.
Проблемы и вопросы немецкой философии
Немецкая философская мысль, решающая вопросы мировоззрения в большей степени опиралась на естествознание, а так же достижение положительных результатов в изучении общественных наук. Нужно отметить влиятельных деятелей этого понятия.
Основными идеологами философского учения были:
• Иммануил Кант;
• Георг Гегель;
• Шиллинг. Ф.;
• Фейербах. Л.
Вопросы, поднявшие эти деятели ранее не смогли порешать популярные до этого понятия: рационализм, просвещение и эмпиризм. Классическая философия начала смещать акценты с природных явлений на изучение сущности человека, его месте в развитии цивилизации и сотворении истории. Немецкие философы развивают мысль о том, что люди живут не миром природы, а миром культуры.
Черты, характеризующие немецкую философию:
• роль философии в создании мировой культуры и истории развития человека;
• основной задачей философии, по мнению немецких классиков, была критичность культуры, критичность человеческого разума и человеческой сущности;
• немцы относились к философии, как к системе идей философии;
• классическая философия, рассматривала концепцию диалектики
• немцы отмечали роль философии, как науки рассматривающей проблемы гуманизма и осмысления человеческих, поступков.
Рассматривался вопрос, как человеческая деятельность повлияла на процесс эволюции.
Описание научной работы основоположника классической философии
В создание немецкой философии классиков положен принцип идеализма. Основным создателем её был философ немецкого происхождения Иммануил Кант. Он считал, предметом философии в теории нужно считать не науку о вещах, природе, человеке, мире, а изучение деятельности человека, и возможности людей, повлиять на всё вокруг происходящее. Философия Канта значительно отличалась от рационализма 17 века. Сам Кант называл свою философию трансцендентальной.
Иммануил Кант стал рассматривать познание не как предмет, а как деятельность, которая протекает по независимым законам. Такая теория получила название "коперниковский переворот". По этому поводу немецкий философ написал несколько научных работ.
Среди них:
• работа о теории познания, в ней критикуется чистый разум;
• работа об этическом учении, она критикует практический разум;
• работа на тему эстетики, здесь критикуется способность суждения.
До критический период научной работы известного философа длился до 70 года восемнадцатого века. В это время он изучал глобальные вопросы создания Вселенной, вопросы её развития и эволюции. Кант, в своих работах рассказывал, что материей для создания Вселенной был газовый туман. Учёный дал пояснения появлению Солнечной системы. В своих рассуждениях он опирался на законы Ньютона. Кант, в своих суждениях описал Космос, как структуру самодостаточную, находящуюся в постоянном развитии, движении. Эта гипотеза, в будущем, была поддержана Лапласом, и носила имя обоих учёных.
Во время критического периода Кант рассматривает вопросы:
• определяющие место человека на земле и его влияние на вопросы эволюции, истории и культуры;
• об человеческом разуме и границах его влияния на всё окружающие;
• об человеческой нравственности, сознании, желаниях, возможностях и как это связано с обликом общественной морали.
Об этом написано три научных, критических работы, о которых упоминается ранее в этой статье. В них Кант подвергает критики и сомнению научные работы написанные раньше на моральные темы. Так философ рассматривает предмет в обширном плане. Если например, человек пользуется вещью, он рассматривает её с целью применения для чего-то. Человек не думает, да ему может быть все равно что у этой вещи может быть другое, более важное предназначение. К этому можно отнести все полезные ископаемые земли. Люди используют их для своих удобств и комфорта. А на самом деле, они для Земли имеют другое, более важное назначение. Основная суть философии Канта, состоит в том, что человек познает сущность вещей с ощутимым искажением, такими какими он их видит, или хочет видеть. В истории мировой философии позицию Имануила Кванта называют агаостицизмом.
Квант является основоположником категорического импереатива, простым, понятным языком — это свод правил поведения в обществе себе подобных людей.
Этот свод законов состоит из трёх основных требований:
1. Поступать нужно так, чтобы поступки могли стать правилами всеобщего поведения.
2. При всех действиях и поступках, человека нужно считать, самой важной ценностью.
3. Любые поступки нужно делать, только во благо общества.
В окончании своих философских рассуждений Квант высказал мысль, что только общество может дать человеку, выполняющему моральный свод правил, истинную свободу.
ЛЕКЦИЯ 6
Основные причины и предпосылки возникновения философии Марксизма
Середина 19 века ужесточение эксплуатации рабочего класса со стороны буржуазии в европе
Возникают соц эк предпосылки возникновения марксистской философии
-
Восстание в Германии сельских рабочих -
Накопление богатств на одном полюсе -
Обнищание рабочего класса -
Восстания во Франции леонских ткачей -
Черкизское движение -
Происходит размышление о том почему рабочий класс занимая превилигированное положение создаёт мат богатства, но ими пользуются другие
Разрешить эти проблемы отчуждения попытались представители марксисской философии
Дицген философия марксизма которые пытались решить проблемы, возникшие в буржуазного общества в середине 19 в.
Естественнонаучные причины
-
Закон сохранения энергии и превращения -
Эволюционная теория Дарвина -
Клеточное строение живых существ
Теоретические предпосылки теории марксизма
-
Немецкая классическая философия -
Работы гегеля диалектика
В мире существует 3 вида диалектики: субъективная, объективная, метод мышления
-
Антропологический материализм Людвика -
Английская политическая экономия
Маркс показывает, что наемный рабочий имеет товар-рабочие руки.
Основной принцип капитализма : От каждого как можно больше, с каждого как много меньше
Труд рабочего становится отчужденный. Почему существуют бедные люди? Потопу что их грабят богатые.
Французский социалистический утопизм
Диалектика природы Энгельс. В объективной реальности существует развитие. Реальность находится в движении. Существовала идея развития, которая находилась в 2 своих интерпретациях: метафизическая(источники развития находятся за пределами системы) и диалектическая (источники внутри системы). Источники движения: основные внутренние противоречии, которые возникают в самой системе.
Движение- любое изменение
Основные типы движения: количественный и качественный
Формы движения: механическая, социальная, биологическая и тд
Камнем преткновения стала проблема человека. Проблема достаточно древняя. Каждая эпоха решает эту проблему по своему.
Сущность человека нельзя искать в самом человеке. Сущность человека находится в его социальности
Человек – совокупность всех существующих социальных отношений, определяющими из которых являются экономические.
Энгельс пишет работу, которая получила название : Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Что является главным механизмом в эволюции человека. Животные развиваются до условных инстинктов.
Человек пытается выйти за пределы биологического в область социального.
Чтобы восполнить свои недостатки он из био области переходит в соц. Здесь возникает идея о том, что общество- сам человек во всех своих социальных связях и отношениях.
Природа человека социальна. Деятельность – способ существования человека и общества.
Развитие биологического фундамента необходимо, но недостаточно.
Деятельность имеет сложную структуру: субъект, объект, кроме этого деятельность имеет план, который предполагает цель, а она превращается в результат. Ели цель и результат соответствуют друг другу, то деятельность рациональна. Отсюда следует, что деятельность человек совершает с помощью орудий труда. Предметы и орудия труда – то, что человек ставит в природе, воздействуя на нее.
Выдающаяся личность управляет обществом, направляя свою волю массам. Натуралистический: природа и общество отождествлялись.
Общественное сознание- сознание самого общества по поводу себя, включенности в природу, выделенности с природы.
Под общественное сознание попадает не все сознание, а только наиболее важное. Конкретизируя это понятие Маркс вводит понятия базис и настройка.
Способ производства- способ, с помощью которого общество оказывает воздействие на природу. В течение истории этот способ меняется.
Право – возведенная в закон воля класса
Если идеи овладевают массами, то они приобретают материальную силу
Марксисская философия проникла в Россию и там ведущими специалистами были Плеханов и Ленин. У Плеханова главным классом были крестьяне, именно они могли совершить революции.
А Ленин считал, что рабочий класс. Ленин пишет работу, которая получила название : Государство и революция. Он говорит, что государство это аппарат насилия и подавления, но поскольку власть переходит к рабочим, государство отмирает и надобности в государстве не будет. В тоже время в 1908г он пишет работу империализма и эмпириокритицизма. В естествознания произошли изменения от классической к неклассической. Это привело к тому, что возникла идея о том, что масса – это материя. Возникло представление о том, что материя исчезает. В этой работе Ленин дает определение: материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, копируется, фотографируется, действует на органы чувств и существует независимо от них. Формы материи познаются.
Мах говорил, что мы познаем то, что наблюдаем. Познаем- объективная реальность, а наблюдаем – психологическая. Он вводит понятие нейтральных элементов и выдвигает идею, что мы создаем то, что нам позволяет структуры органы чувств и ментальности.
Ленин выступает против, он настаивает на существовании объективной истины. А критерием истины является практика. Путь познания: от живого созерцания переходим к абстрактному мышлению, а затем к практике(абсолютный и относительный критерий).