Файл: Педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в ддо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в ДДО
Педагогическое сопровождение - это системная деятельность, направленная на создание сложной системы условий, способствующих развитию знаний, умений и навыков, успешной адаптации, личностному развитию, нормализации отношений с целью успешной интеграции и самореализации личности.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости социализации и самореализации детей с особыми образовательными потребностями, их умению жить в обществе, учиться в течение жизни. Вместе с тем, в отношении образования лиц с особыми образовательными потребностями определяются и специфические цели. Так, для лиц с нарушениями слуха – овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха, развитие словесной речи. Специальное внимание уделяется развитию слухового восприятия, работе над произношением, чтению с губ, что способствует созданию слухо-зрительной основы формирования и совершенствования устной речи ребенка и сенсорной базы формирования навыков восприятия и воспроизведения различных неречевых звучаний, музыки. Для неслышащих и позднооглохших детей ввиду тяжелого нарушения слуха организуется специальная индивидуальная помощь в ходе всего учебно-воспитательного
процесса, включая индивидуальные и групповые занятия по обучению восприятию и развитию устной речи.
Данная категория детей разделяется на три группы: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие.
Для включения в образовательный процесс детей с нарушениями слуха дошкольные образовательные организации должны быть готовы к решению специфических задач, вытекающих из особенностей развития такого ребенка. К их числу можно отнести следующие:
- изучение особенностей развития ребенка с нарушениями слуха, определение оптимальной формы включения в образовательный процесс, определение содержания специальной педагогической поддержки;
- активизация компенсаторных возможностей ребенка, создание для них специальных образовательных условий, способствующих комплексному развитию личности, мобилизации сохранных функций организма, восполнению недостатка в сенсорной информации;
- обогащение социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со здоровыми детьми;
- содействие физическому развитию, закрепление навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности;
- рационализация режима дня;
- осуществление мониторинга навыков и умений детей с нарушениями слуха;
- обеспечение подготовки педагогических кадров, владеющих специальными методами и технологиями обучения детей с нарушениями слуха.
- формирование толерантной культуры поведения всех окружающих ребенка людей.
У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех функций речи (коммуникативной , обобщающей, регулирующей), дети отстают в общем уровне развития от своих сверстников. Поэтому обязательным направлением коррекционной работы является развитие адаптивных социальных качеств, коммуникативных навыков. Необходимо развивать эмоционально–волевые качества: умение доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и эмоции, считаться с интересами других, это необходимо для спешного внутриколлективного общения, процесса обучения в целом.
Не слышащим детям сложнее научиться общаться с окружающими из-за повышенной возбудимости и сниженного внимания. Важно учить ребенка предречевым навыкам: пользоваться мимикой, голосом, движением тела, общаться с помощью взглядов, смотреть на собеседника при разговоре, подражать действиям, соблюдать очередность в общении. Для педагога обязательной становится использование выразительной мимики и естественных жестов, чтобы усилить эмоциональное воздействие на ребенка.
У многих воспитанников есть проблемы в двигательной сфере: одни не ловки и плохо двигаются, другие выглядят очень подвижными, на самом деле не могут выполнять точные движения, так же им трудно выполнять последовательность движений. У не слышащих детей проблемы с координацией любых движений и, особенно с тонкой моторикой пальцев. И это связано с речью, так как процесс говорения представляет собой тонкую координацию последовательных движений разных органов. Поэтому развитие крупной моторики тела, тонкой моторики пальцев, действия с предметами, развитие межполушарного взаимодействия является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с детьми
Следует уделять большое внимание проблеме адаптации ребенка к условиям детского сада. Дети слышащих и неслышащих родителей поступают с разным уровнем социального развития, что в определенной мере отражается на протекании адаптационного периода. Данные научных исследований, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка в процессе последующей адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей с нарушением слуха в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) и родителями. Детям с низким уровнем адаптации требуется особая забота как со стороны воспитателей и педагога, так и со стороны родителей. Родителям позволяется приносить любимые малышом игрушки из дома, т.к. они являются частью привычной для ребенка обстановки. Родители должны создать бесконфликтный, спокойный климат в семье, не перегружать нервную систему ребенка: ограничить просмотр телевизора, избегать эмоционально насыщенных мероприятий, формировать у детей навыки самообслуживания и личной гигиены, стараться сохранять режим дня. Особое место здесь занимают родители и группа психолого-педагогического сопровождения (дефектолога, психолога, логопеда, сурдопедагога), составляющие рекомендации по вопросам обучения, воспитания и социализации ребенка с нарушениями слуха. Сурдопедагог дает рекомендации по поводу общения с детьми дома, уточняет речевой материал, который необходимо использовать для развития общения.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку в образовательно-воспитательном процессе, представляющий собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, в ходе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития
В условиях ДОУ коррекционно-развивающая работа строится в основном на «Коррекционной ритмике». «Коррекционная ритмика» направлена на развитие у учащихся слухового восприятия музыки, совершенствование слухо-зрительного и слухового восприятия речи, ее произносительной стороны, двигательных способностей.
У детей развиваются внимание, память, умственные способности, творческие возможности, навыки коллективной деятельности.
Методы, используемые в обучении детей с нарушениями слуха, рассчитаны на полисенсорный характер восприятия материала детьми с нарушенным слухом. Педагогический процесс строится на слухозрительной основе, что обязывает педагога проявлять постоянное внимание к контролю за пониманием воспринятого, к коррекции, уточнению звуко-слогового состава речи. Специфика наглядных средств – не иллюстрация, а наглядное раскрытие содержания.
Образование детей с нарушениями слуха проводится в условиях постоянного использования электроакустической звукоусиливающей аппаратуры различных типов. Слухопротезирование и интенсивная работа по развитию остаточного слуха требуют наличия аудиометров и помощи врача-сурдолога и аудиолога. Детский сад, ориентированный на детей с нарушениями слуха, должен располагать фонотекой, музыкальными инструментами, звучащими игрушками, специальными компьютерными программами, методической и детской библиотекой, а также кабинетами для проведения коррекционных занятий, залом для занятий коррекционной ритмикой