Файл: Закона рф от 26 июля 1992 года О статусе судей в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность. Квалификационная коллегия судей в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.

После успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи или об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию допускается не ранее чем через год после дачи отрицательного заключения.

Представление о назначении судей гражданских судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов субъектов РФ получают дальнейшее продвижение только после согласования с соответствующими местными законодательными (представительными) органами. Ч.3 ст.6 Закона о статусе судей в редакции 1995 года требует, чтобы кандидаты на должности тех судей, которым предстоит работать в субъектах Федерации, были согласованы с названными органами. Учет их мнения обязателен.

В конечном счете, представление о назначении всех судей судов общей юрисдикции направляется в Администрацию Президента РФ Председателем Верховного Суда РФ, о судей арбитражных судов - Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Там они передаются в Комиссию Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов.


2.3 Полномочия судей
Учитывая, что судьи судов различного уровня наделены различным по широте кругом полномочий, я хотел бы остановиться на рассмотрении полномочий только судей основного (районного, городского) звеньев судебной системы.

Основным полномочием судей данного уровня является разбирательство гражданских, уголовных и некоторых иных дел по первой инстанции, т.е. принятие решений по существу тех вопросов, которые затронуты в соответствующих делах.

Из числа уголовных дел им подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягчающих вину лиц, привлекаемых к ответственности, об опасных видах хищений, о посягательствах на государственную власть, о преступлениях наказуемых смертной казнью, и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих судов.


Условно полномочия судей районного суда можно разделить на четыре категории:

  • дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;

  • дела по спорам, возникающим из международных договоров, связанных с перевозкой грузов, которое производится по условиям, изложенным в международных договорах;

  • дела, возникающие из административно - правовых отношений;

  • дела особого производства.

Судьи районного (городского) суда вправе рассматривать дела по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан, в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года.

Кроме прав по осуществлению правосудия по уголовным и гражданским делам судья районного суда имеет право разбирать материалы об административных правонарушениях. Такие материалы судья рассматривает единолично.

Также в районном суде гражданские и уголовные дела могут рассматриваться как с участием народных заседателей, так и единолично судьей.

Законом предусмотрен достаточно широкий круг дел, которые судья может рассмотреть единолично. Судьи, занимающиеся практикой рассмотрения гражданских дел, имеют право единолично рассмотреть дела:

  • по спорам между гражданами и организациями при цене иска до 30 минимальных размеров оплаты труда, существующей на момент подачи искового заявления в суд;

  • возникающие из семейных правоотношений, за исключением дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления, об установлении отцовства, а также дел о разводах, связанных со спорами о детях;

  • возникающие из трудовых правоотношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

  • об освобождении имущества от ареста - не зависимо от суммы иска.

Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судьи обладают властными полномочиями, которые определяются в законодательном порядке.

Судьи судов основного звена имеют право: требовать от отдельных должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей; запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.



Судьи также могут вносить на обсуждение съездов и конференций судей, а также непосредственно в Верховный Суд РФ предложений о даче разъяснений по вопросам применения законодательства.


2.4 Дисциплинарная ответственность судей
Вопрос о дисциплинарной ответственности судей районного суда рассматривается квалификационной коллегией судей, которая избирается тайным голосованием на съездах (конференциях) судей данного уровня, работающих в конкретной области.

Решением квалификационной коллегии судей может быть поставлен вопрос о досрочном лишении судьи его полномочий за нарушение законности или совершение порочащего поступка, не совместимого с его высоким званием, либо совершением судьей уголовного преступления.

Отмена или изменение судебного решения вынесенного данным судьей, сами по себе не влекут ответственности судьи, если при этом им не были допущены преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия.

2.5 Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи
Законом предусмотрены как возможность временного приостановления полномочий судьи, так и порядок их полного прекращения. Приостановление полномочий (ст. 13 Закона о статусе судей) - это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстранение возможно:

  1. признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

  2. согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

  3. участие судьи в предвыборной компании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации;

  4. избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.


Прекращение полномочий - это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований (ст. 14 Закона о статусе судей). Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

  1. письменное заявление судьи об отставке;

  2. ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

  3. письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

  4. истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

  5. увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

  6. прекращение гражданства Российской Федерации;

  7. работа в деятельности, не совместимой с должностью судьи;

  8. вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

  9. совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

  10. вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;

  11. смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

  12. отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

Таким образом, подытоживая все вышесказанное можно сделать вывод, что все судьи Российской Федерации независимы и подчиняются исключительно закону. Носителем судебной власти являются также судьи, и никто другой не вправе осуществлять данную деятельность. Кроме того, для судей установлены свои полномочия, а также права и обязанности, которые четко регламентированы законом, за нарушения которых судьи могут подвергаться не только дисциплинарной, но и уголовной ответственности.


Законом также установлены пределы начала осуществления деятельности судьи и соответственно, пределы ее прекращения. Для всех кандидатов желающих приступить к осуществлению правосудия, установлены жесткие рамки и требования, которыми должен обладать кандидат. Ведь судьи – это служители закона и авторитет судебной власти, а значит их поведение, манера взаимодействия с людьми и характер должны соответствовать осуществляемой ими деятельности.

3. Перспективы развития судебной системы и дальнейшая реализация правового статуса судей в РФ
Существование судебной власти на ряду с законодательной и исполнительной является признаком демократического государства. Обособление судебной власти от иных государственно - властных структур свидетельствует о серьезном продвижении государства к реализации принципа верховенства права, торжества идей свободы и справедливости. Поскольку основным назначением судебной власти является охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправильных действий самого государства, его органов, должностных лиц, оно не возможно без предания лицам, осуществляющим правосудие (судьям) особого, гарантированного государством, и охраняемого им статуса.

Несмотря на трудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, можно констатировать, что судебная власть состоялась и что она способна защитить права человека, интересы общества и государства.

Одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в Конституции РФ гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий.

Достижения в деле становления и развития судебной власти очевидны, однако нельзя не отметить, что продвижению судебной реформы препятствует ряд негативных факторов, существенно влияющих на эффективность работы судов и доступность правосудия, что вызывает обоснованные жалобы граждан. В свете этого направления внутренней политики страны необходимо подчеркнуть, что какой бы совершенной ни была судебная система, она не может функционировать без соответствующего обеспечения ее деятельности государством. Отсутствие такого обеспечения лишает судебную власть и независимости и самостоятельности.