Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология Практическое занятие 5.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Психология

Практическое занятие 5.


Выполнил:

Обучающийся

Преподаватель:

Завьялова Дарья Владимировна

Задание 1.

Методика изучения социально-психологической адаптации к школе Т.А. Нежновой «Беседа о школе». Методика направлена на выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. В названии методики упоминается слово «Беседа», - это тест, где ребенку нужно ответить на 11 вопросов , каждый раз выбирая один из двух вариантов ответов.

Подборка диагностических вопросов по адаптации  направлена на  выявление трудностей детей в адаптационный период в начальной школе. А также  даёт возможность помочь ребенку справиться с непростым периодом нового этапа в его жизни.

Я выбрала эту методику, потому что она помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как он воспринимает учебный процесс, для чего ходит в школу.

Задание 2.

Основные области затруднения, встречающиеся в педагогической практике:

Этносоциокультурная область включает затруднения, которые связаны с особенностями этнического сознания, стереотипами, ценностями, которые проявляются в общении в конкретных условиях социального и культурного развития человека. Каждый субъект деятельности и партнер по общению, являясь носителями определенного менталитета, взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем которого они являются.

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений обусловлена такими причинами, как особенности семейного воспитания, позиция в общности, статус учреждения и т. д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в ситуациях нарушения прав и обязанностей, составляющих роль учителя и ученика. Например, право учителя спрашивать предполагает обязанность ученика отвечать, но, если ученик задает вопрос, на который учитель затрудняется ответить, последний может воспользоваться своим более высоким статусом и избежать ситуации необходимости отвечать на вопрос сразу – он вправе изменить ход общения по своему усмотрению, а ученик в таком праве гораздо более ограничен. Более высокий статус учителя предполагает наличие у него авторитета для учеников.


Возрастная область затруднений связана с тем, что учащийся, в особенности подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, а учитель продолжает обращаться к нему, как к ребенку. Затруднения в общении могут возникнуть также в том случае, когда педагог в силу занятости или других интересов действительно не знает, чем именно в данный момент больше всего увлечена молодежь, не имеет представления о ценностях нынешней молодежной субкультуры.

Индивидуально-психологическая область затруднений чаще всего служит причиной возникновения барьеров в общении. Эти затруднения обусловлены взаимосвязью трех факторов: индивидуально-психологических особенностей учителя, индивидуальных черт ученика и их принятия друг другом. Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение, отмечаются уровень общительности, эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстра-или интроверсия, особенности когнитивного стиля. Когнитивный стиль деятельности представляет собой систему особенностей познавательной деятельности, организации памяти, стратегии выбора средств и способов действий и принятия решений. Деятельностная область затруднений включает трудности, связанные непосредственно с педагогической деятельностью учителя и учебной деятельностью ученика. Учитель, ещё не полностью овладевший всеми тонкостями своей профессии, может испытывать трудности в постановке и решении педагогических задач, что выражается в недостаточно точном планировании своей деятельности, неучёте прошлых ошибок. Это приводит к формализации урока и снижению интереса учащихся.

1. Чтобы преодолеть трудности в общении, нужно вовремя заметить «сигналы конфликта» у детей, такие как:

- стычки между воспитанниками;

- нарушения дисциплины;

- обзывания;

- нарушения правил в играх;

- отчуждение ребенка от группы детей;

- затянувшееся выяснение отношений.

2. Нужно использовать такие методы профилактики, как :

- сюжетно-ролевая игра;

- обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них;

- чтение и обсуждение художественных произведений;

- просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий;



- беседы;

- коммуникативные игры.

3. Нужно внедрять в практику стратегию преодоления трудностей:

Шаг 1: Проясните конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон. Оцените обстоятельства, мотивы детей, выясните причину конфликта (что привело к конфликту) .

Шаг 2: Работайте с чувствами детей (техника активного слушания).

Шаг 3: Совместно формулируйте возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений) .

Шаг 4: Выберите лучший вариант, детализируйте решение.

Шаг 5: Помогите детям выполнить решение, если нужно - осуществите проверку.

4. Используйте технику активного слушания:

- обязательно нужно быть повёрнутым к ребенку лицом;

- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;

- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось… », «он тебя толкнул и тебе очень больно… », «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить… »;

- в беседе с ребенком держите паузу;

- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;

- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.

5. Используйте технику позитивных сообщений.

6. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.

Будьте внимательны к деталям.

Предлагайте свои версии, задавайте наводящие вопросы, если ребенок зайдет в тупик.

Если вы не сможете в этом разговоре найти единственно верное решение - не беда. Очень важны его «побочные эффекты»: ребенок учится ставить себя на место другого, смотреть на ситуацию со стороны; ребенок понимает, что вы его поддерживаете; ребенок выразил свои негативные эмоции и почувствовал себя раскрепощенным.

В завершении разговора наметьте план дальнейших действий. Предложения могут исходить как от вас, так и от ребенка.

Задание 3.

1.Обследование детей (диагностика), анализ состояния их психического и физического развития, выявление  индивидуальных особенностей.

2. Постановка цели и определение образовательных задач.

3. Определение  срока действия маршрута.

4. Отбор содержания образовательного маршрута.

5. Определение вероятных результатов реализации.

6. Промежуточная диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута.


7. Подведение итогов работы.

1-ый этап - этап диагностики уровня развития способностей детей и их индивидуальных особенностей.

На данном этапе происходит выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: выявление индивидуально-психологических особенностей, выявление трудностей в обучении, определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии, определение зоны ближайшего развития. И самое главное – это выявление причин трудностей ребенка.

2-ой этап -  Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребёнком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

3-ий этап - «Определение времени». По согласованию с родителями, срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Необходимо учитывать совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой.

4-ый этап - «Разработка содержания образовательного маршрута». Педагогу необходимо совместно с родителями и специалистами определить темы занятий, сделать подборку игр и упражнений дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

5-ый этап - «Определение вероятных результатов».

 6-ой этап - «Промежуточная диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута».Здесь происходит выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

 7-ой этап - Подведение итогов работы

Индивидуальный образовательный маршрут может строиться и из нескольких специалистов: учитель-логопед, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию. Каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к ребёнку. Постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество.


Все этапы диагностики, отражаются в «Индивидуальной карте развития ребёнка». Затем коллективно составляется  и утверждается индивидуальный образовательный маршрут с  разработкой плана конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

Задание 4.

Диагностическая методика В.М. Когана (методика совмещения признаков)

 Целью методики являетсявыявление параметров внимания: удержание внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключение внимания.
Для детей в возрасте от 4,5 лет до 9 лет.
Рекомендации по эффективному взаимодействию с обучающимися:
Нужно использовать похвалу, поддержку.
Использовать различный опорный материал - опорные конспекты, схемы, таблицы.
Стимулировать познавательный интерес.
Применять групповые формы обучения: взаимообучение, взаимоконтроль.
Содействуйте формированию положительного образа «Я». Ребёнок должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом о недостатках.
Помогите ребенку почувствовать свою значимость через освоение самостоятельности. Особое внимание уделяйте возлагаемой на него ответственности за самостоятельные действия.
Помогайте понимать обучающую роль ошибок. Важно осмыслить тот позитивный опыт, который был получен. Умение создавать ситуации успеха в учебном процессе имеет большое значение:
Преподаватель:
Подготавливает обучающихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение задач, написание контрольных работ.
Подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки.
Формирует у обучающихся положительную «Я -концепцию». Положительная «Я -концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху. Отрицательная «Я -концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Для того, чтобы формировать положительную «Я -концепцию» у обучающихся, необходимо:
Видеть в каждом обучающемся уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все обучающиеся талантливы).
Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учебная деятельность приносила обучающемуся радость.
Понимать причины неуспеваемости и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я -концепции» обучающегося (обучающийся хорош, плох его поступок).
Помогать детям реализовывать себя в деятельности.