Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология Практическое занятие 5.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приемы создания ситуации успеха:
Похвала.
Внушить детям веру в себя, что у них все получится - в этом залог успешного воспитания.
Эмоциональное поглаживание.
Преподаватель раздает комплименты: «Молодец», «Умница», «Ребята, я горжусь вами!»
Суть педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при
которых обучающийся, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга преподавателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать обучающегося, поставить перед ним новые более серьезные задачи. Вдохновить на их решение.
Успех является источником внутренних сил обучающегося, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Рекомендации по снижению учебной тревожности.
Обеспечить ребенку сферу успеха, самореализации.
Не ставить «слабого» обучающегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Осторожно оценивать неудачи обучающегося, ведь он сам относится к ним очень болезненно.

Задание 5.

Блок

Раздел

Тема

Цель и задачи

  1. Инвариативный

    1. Мотивационный

1.1.1 «Знакомство с миром школы»

Цель: сформирование представления о школе и основными правилами.

Задачи:

1.Формирование интереса к учению к школе.

2.Формирование навыков культурного поведения в школе.

3.Формирование представления о помещениях школы: коридор, раздевалки, класса, библиотека, спортивный зал, актовый зал, столовая, мед. пункт.

1.1.2«Правила школьной жизни»

Цель: сформировать представление о правилах поведения во время учебного процесса и на переменах.

Задачи:

  1. Сформировать представление о правилах поведения на уроках и переменах.

  2. Развитие мотивации к учению.

  3. Развитие умение объяснять свой выбор, строить фразы, ответить на поставленные вопросы.

1.1.3«Одноклассники»

Цель: формирование сплочённого коллектива.

Задачи:

  1. Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.

  2. Формирование умения находить и выделять необходимую информацию.

  3. Формирование умения работать в парах и малых группах.

  4. Формирование умения оценивать свои действия и действия другого

2.Вариативный

2.1.Совершенствуем внимание и память

2.1.1.«Путешествие с Хомячком»

Цели: совершенствование памяти и внимания, через игры и упражнения.

Задачи:

1. Развитие слухового и зрительного внимания, через выполнение игр и упражнения

2. Активизация мысленных операций

3. формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).

2.1.2.«Хомячок Хома снова с нами»

Цель: совершенствование памяти и внимания, через игры и упражнения.

Задачи:

  1. развитие зрительной памяти, произвольного внимания, умения выполнять несколько действий одновременно в процессе выполнения игр и упражнений;

  2. совершенствование внимательности как личностного качества ребёнка, способности понимать и выполнять инструкцию взрослого;

  3. формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).

2.1.3.«Хома с нами»

Цель совершенствование памяти и внимание через различные формы работы.

Задачи:

1)развитие познавательной активности, формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

2)формирование умения принимать задачу, планировать, контролировать и оценивать результаты своих действий.

3)Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения.

    1. Развиваем речь и мышление

2.2.1.«Хома и его друг»

Цель: совершенствование речи и мышления, через включение детей в различные формы активности.

Задачи:

  1. Развитие дикции развитие умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать.

  2. Формирование нравственно – эстетического оценивания

  3. Развитие умения поиска и выделение необходимой информации.

2.2.2.«Приключение Хомы и его друга»

Цель: совершенствование речи и мышления, через включение детей в различные формы активности.

Задачи:

  1. Формирование нравственно – эстетического оценивания.

  2. Развитие дикции развитие умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать

  3. Развитие умения производить простые логические действия( анализ, синтез)

2.2.3.«Изменение Хомы и его друга»

Цель: совершенствование речи и мышления, через включение детей в различные формы активности.

Задачи:

  1. Развитие дикции, через проговаривание скороговорок

  2. Развитие мышления через упражнения

  3. Развитие умения самооценки

    1. Учимся управлять своим поведением

      1. «Эмоции»

Цель: формирование умения выражать свои эмоции.

Задачи:

  1. Развитие выражение своих эмоций через невербальные способы коммуникации

  2. Формирование умения работать в парах и малых группах.

  3. Развитие умения не создавать конфликтных ситуаций и находить выход из спорных ситуаций.

      1. «Грусть и страх»

Цель: совершенствование умения контролировать себя через обыгрывание ситуаций.

Задачи:

1. Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

2. Развитие умения обучающихся производить простые логические действия(анализ, синтез, сравнение, обобщение и др).

3. Формирование умения объяснять свой выбор, отвечать на постав-ленные вопросы, аргументировать.

4. Формирование неформальных способов коммуникации - посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы интонации и т.п.

5. Развитие умения оценивать свою деятельность.

      1. «Все эмоции важны»

Цель: совершенствование умения контролировать себя, через обыгрывание ситуации

Задачи:

  1. Формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.

  2. Развитие умения производить простые логические действия ( анализ, синтез, обобщение, сравнение)

  3. Формирование умения работать в парах и малых группах.

  4. Формирование умения оценивать свою деятельность и деятельность окружающего мира.

    1. Развиваем коммуникативные и организаторские способности

      1. «Письма о приключениях хомячка Хомы»

Цель: развитие коммуникативных способной через обыгрывание ситуации

Задачи:

  1. Формирование умения работать в парах и малых группах.

  2. Формирование умения с достаточной полной и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникативной.

      1. Приключения в пустыне и городе

Цель: совершенствование коммуникативных и организаторских способностей, через игровую деятельность

Задачи:

  1. Формирование умения объяснить свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать.

  2. Формирование невербального способов коммуникации – посредствам контакта глазами, мимики, жестов, позы, интонации.

      1. Приключения в киностудии

Цель: совершенствование коммуникативных и организаторских способностей, через обыгрывания ситуации.

Задачи:

  1. формирование умения работать в малых группах.

  2. Формирование невербального способов коммуникации – посредствам контакта глазами, мимики, жестов, позы, интонации.

  3. Формирование умения строить фразы, отвечать на поставленные вопросы.



В наше время очень острой проблемой стала адаптация первоклассника в школе. Это связано с тем, что на детей с первых дней учебы в школе идет большая нагрузка, приводящая к снижению успеваемости; неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием; неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента. И из-за этого может произойти школьная дезадаптация.

При дезадаптации необходимо учитывать все особенности: трудности в усвоении программного материала; социализацию в классе; ухудшение здоровья связанные с сильной тревожность, которая происходит, когда у первоклассника не чего не получается.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решать целый ряд очень важных задач, одна из них - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе.

Чтобы вовремя обеспечить адаптацию ребенка необходимо включать их во внеклассные занятия. Внеклассные занятия является частью учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. Внеклассные занятия необходимо проводить в системе, так как система занятий - это совокупность определенных упражнений или игр направленных на достижение общей цели.

Задание 6.

Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.

Существует четыре метода для определения способностей детей:

1.     Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.

2.     Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую игру выбрал ребенок, какую роль в ней играет. 3.     Обращение к специалистам: психологам, педагогам. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние 

детей, и их творческий потенциал.

4.     Совместная деятельность - помогает развить талант в разных областях.

 

Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей воспитанников.

Основные принципы диагностики творческих способностей:

  • Для диагностики творческих способностей не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых.

  • Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.

  • Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.

  • Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.
    Направления и формы работы

Система работы с одаренными детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны между собой:

1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными детьми;

3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;

4. организация работы с одаренными детьми и их родителями.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения.

Направления деятельности с одаренными детьми:

·        познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии)

·        художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах)

·        экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии)

·        спортивное (соревнования, турниры, встречи)

 Формы работы с одарёнными детьми

  • Индивидуальная работа.

  • Творческие мастерские.

  • Участие в конкурсах.

  • Проектная деятельность.

  • Групповые занятия

  • Работа с родителями.


Данная система состоит из четырех взаимосвязанных компонентов:

1.     Воспитательно – образовательная работа направлена на развитие всех  видов способностей у детей.

2.     Организация НОД – непосредственно образовательной деятельности. Содержание НОД включает совокупность и интеграцию пяти образовательных областей , которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При организации непосредственно образовательной деятельности  используются разнообразные методы, активизирующие развитие творческой инициативы детей:

 - использование ИКТ;

- учет гендерных особенностей;

 - проблемно – поисковые методы и приемы;

 - «Неделя интеллектуальных игр» и др.

В образовательном учреждении организована кружковая деятельность в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями детей, творческими увлечениями и желаниями педагогов.

Сопровождение участия детей в конкурсах разного уровня ( муниципальных, региональных, всероссийских, международных), направленных на выявление детской одаренности.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся. Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы:

- родительские собрания,

-  дни открытых дверей,

-  совместные развлечения,

-   индивидуальные консультации и беседы,

-  оформление стендового материала,

-  совместные проекты,

-  анкетирование,

-  встречи за круглым столом.

 С помощью данных методик можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.



Пермь - 2023