Файл: Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков Практическое задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 494

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Открытый социально-экономический колледж»




Программа среднего профессионального образования

Специальное дошкольное образование

Дисциплина: Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков

Практическое задание № 1.

Выполнил слушатель:

Романеня А.А.

Преподаватель:

Кокорева О.И.
Задание 1. На основе изучения теоретического материала заполните таблицу
«Развитие отечественной системы физического воспитания детей дошкольного возраста в советский период».



Ф.И.О.

ученого

Годы жизни

Основные положения области физического воспитания детей

Основные работы по физическому воспитанию дошкольников

 П. Ф. Лесгафт

 Петр Францевич Лесгафт. Биолог, анатом, антрополог, педагог Петр Францевич родился в Санкт-Петербурге в 1837 году.

 Одной из первых им была доказана теория о единстве формы и функции. Он доказал, что «функцией, направленным упражнением» возможно воздействовать на развитие органов тела и всего организма. Исходя из этого, П. Ф. Лесгафт в основу всякого развития ставит – упражнение. «Всё, что упражняется, развивается и совершенствуется, что не упражняется — распадается» - такова основная мысль о значении упражнения.
Этот великий педагог «упражнял» себя и своих учеников всю свою жизнь.

 В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Учёный рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. В своей работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения».
По определению П. Ф. Лесгафта образование – это воспитание и формирование личности человека. В тоже время, физическое воспитание – это целенаправленное формирование организма и личности под воздействием естественных и специально подобранных движений, физических упражнений. Эти движения и упражнения должны постоянно усложняться, становиться напряженнее, требовать от ребенка большей самостоятельности и проявления волевых усилий.

Л. И. Чулицкая-Тихеева

1868–1938

Углубила педагогические идеи П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Она вела преподавательскую деятельность в педагогическом институте дошкольного образования15 и в Педиатрическом институте, где она еще и заведовала кафедрой анатомо-физиологических особенностей гигиены детского возраста, преподавала в институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Ее труды внесли достойный вклад в дело физического воспитания дошкольников.

Л. И. Чулицкая исследовала особенности физического развития детей дошкольного возраста, разработала гигиенические рекомендации по охране здоровья и укреплению нервной системы детей, рекомендации по питанию детей, закаливанию. Она изучала вопросы развития моторики ребенка первых семи лет жизни, рекомендовала проводить в дошкольных учреждениях физкультурные занятия с детьми.

Ею опубликованы «Основные задачи физической культуры ребенка дошкольного возраста (1922), «Физическая культура ребенка дошкольного возраста» (1925), «Гигиена дошкольного возраста» (1936), «Развитие движений у детей на первом и втором году» (1936).

Е. А. Аркин

1873–1948

Опираясь на труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова, он в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными закономерностями высшей нервной деятельности, с необходимостью режима дня и организации жизни ребенка, указывал на важность сотрудничества детского сада и семьи.

Он написал книгу «Дошкольный возраст» (1948), которая явилась фундаментальным трудом, в ней описаны особенности детей дошкольного возраста и даны рекомендации по физическому воспитанию детей.

Его исследования также нашли свое отражение в работах: «Физическое воспитание в детском саду» (1946), «Ребенок в дошкольные годы» (1968).

Е. Г. Леви-Гориневская

1889–1956

Она определила основные пути функционирования системы физического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Основные ее публикации – это «Физическое воспитание ребенка-дошкольника» (1946), «Физическое воспитание в детском саду» (1956), а также совместная работа с А. И. Быковой «Закаливание организма ребенка».

А. И. Быкова




исследовала вопросы развития основных движений ребенка, разработала методику их развития и определила ее значение, а также содержание и организацию физкультурных занятий. Подчеркивая воспитывающий характер обучения, А. И. Быкова рекомендовала развивать основные движения путем использования игровых методов и подвижных игр, разрабатывала программы по физическому воспитанию детей совместно с Н. А. Метловым, М. М. Канторович, Л. И. Михайловой и в соавторстве с ними публиковала сборники подвижных игр для детских садов.




Н. А. Метлов.

1885-1971

Работая совместно с профессором В. Ф. Невским, исследовал психофизиологические основы, а также содержание утренней гимнастики.

Н. А. Метлов написал учебник для педагогических училищ «Методика физического воспитания» и книгу для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов «Утренняя гимнастика под музыку».

А. В. Кенеман

1896-1987

разработала научные основы и методические подходы к физическому воспитанию дошкольников. Благодаря ее исследованиям в 1968 г. учебная дисциплина «Гимнастика и подвижные игры» переименовывается в «Теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста», что позволило значительно расширить содержание этого курса. А. В. Кенеман показала важность формирования культуры движений детей с раннего детства, она доказала, что посредством физических упражнений улучшается подвижность нервных процессов, что позволяет вырабатывать у детей умение быстро реагировать и приспосабливаться к изменившимся условиям, развиваются быстрота реакции, ориентировка в окружающей среде, улучшается мыслительная активность. Большое место в трудах А. В. Кенеман занимает обоснование закономерностей, а также методов и приемов обучения детей двигательным действиям, она разработала методику применения сюжетного рассказа, мини-сказки для объяснения разучиваемых с детьми подвижных игр.

А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаева стали авторами первых учебников для средних и высших профессиональных учебных заведений по теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста. Так, учебник «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», выдержал три издания (1975, 1978, 1985) и получил II премию за лучшую научную книгу и диплом ВДНХ. Этот учебник способствовал совершенствованию подготовки специалистов по физической культуре для дошкольных образовательных учреждений.

Д.В. Хухлаева

1952-2019

Д. В. Хухлаева внесла большой вклад в теорию и практику физического воспитания дошкольников. Она изучала особенности становления и формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста, разрабатывала методы и приемы обучения метанию, работала над созданием программ и методических пособий для студентов, изучающих дисциплину «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» в МГЗПИ, где Д. В. Хухлаева преподавала этот предмет. Ее преподавательская деятельность способствовала подготовке многочисленных специалистов для дошкольных учреждений. Совместно с А. В. Кенеман ею были обоснованы роль сознания и эмоционального состояния дошкольников, мотивов двигательной деятельности детей, влияние музыкального сопровождения на успешность обучения движениям и совершенствование двигательных навыков детей дошкольного возраста.

А. В. Кенеман и Д. В. Хухлаева стали авторами первых учебников для средних и высших профессиональных учебных заведений по теории и методике физического воспитания детей дошкольного возраста. Так, учебник «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста», выдержал три издания (1975, 1978, 1985) и получил II премию за лучшую научную книгу и диплом ВДНХ. Этот учебник способствовал совершенствованию подготовки специалистов по физической культуре для дошкольных образовательных учреждений.

М. Ю. Кистяковская

1906-1981

Исследовала проблемы развития движений детей раннего и дошкольного возраста, а также ряд вопросов физического воспитания детей




Т. И. Осокина




обучение плаванию детей 5–6 лет, методики обучения основным и спортивным движениям, возглавляла лабораторию физического воспитания детей дошкольного возраста НИИ Дошкольного воспитания)




Е. А. Тимофеева




аспекты использования подвижных игр с дошкольниками, использование физкультурного оборудования и инвентаря




Э. С. Вильчковский




Значительные исследования, проведенные в рамках подготовки кандидатской и докторской диссертаций

Развитие двигательных функций у детей» (1983), «Педагогические основы процесса формирования двигательной подготовленности детей 3–7 лет» (1989).



Развитию теории и методики физического воспитания ребенка в советский период способствовала деятельность научно-исследовательских институтов и центров по дошкольному воспитанию при Академии педагогических наук СССР и Министерстве здравоохранения СССР, в которых работали высококвалифицированные кадры. Это НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, где вели исследования А. В. Запорожец, Ю. Ф. Змановский, Н. Н. Поддьяков, М. Ю. Кистяковская, Т. И. Осокина, Н. Т. Терехова, Е. А. Тимофеева, Е. Н. Вавилова, А. М. Фонарев, Т. Л. Богина, М. А. Рунова); НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР – С. М. Громбах, Г. П. Юрко, Л. Б. Ященко, В. В. Белоярцева).
С начала 90-х г. работает Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, в котором проводят научно-исследовательскую работу Е. А. Сагайдачная, М. А. Рунова, Т. С. Яковлева, Т. Л. Богина, И. Б. Туркина и др.
Проводят научно-исследовательскую работу ученые-преподаватели вузов страны: в области дошкольного образования и дошкольной педагогики: Э. Я. Степаненкова (МПГУ, Москва), Н. А. Ноткина, Т. С. Грядкина, (РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург); Т. С. Овчинникова, М. Н. Попова, В. И. Москаленко и др. (Санкт-Петербург); в области физической культуры: О.А. Каминский, С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, Г. В. Лукина (РГПУ им. А. И. Герцена); И. М. Козлов, А. А. Синюрин, С. В. Никольская, А. В. Гарцуев (ГАФК им. П.Ф. Лесгафта); Е. Б. Романова, Н. Б. Котелевская (СПбНИИФК) и др.
Значительный вклад внесли ученые и практики из различных городов нашей страны, а также из стран ближнего зарубежья: Н. В. Алябьева (Мурманск), Н. И. Бочарова (Орел), Е. К. Воронова (Петрозаводск), Т. С. Казаковцева (Киров), О. И. Кокарева (Тула), А. И. Кравчук (Омск), А. Б. Лагутина (Москва), З. И. Нестерова (Шадринск), М. А. Правдова (Шуя), Н. В. Полтавцева (Ульяновск), Л. Н. Пустынникова, Т. Э. Токаева (Пермь), Л. Д. Глазырина (Минск), Н. Н. Ефименко (Украина) и многие другие.


Задание 2. Разработайте текст консультации «Роль комплекса гигиенических факторов в физическом воспитании ребенка» для родителей.

При отборе содержания материала и подготовке текста консультации обратите внимание на следующие аспекты:

  • значимость благоприятных санитарно-гигиенические условий, правильного режима дня, занятий, отдыха, полноценного питания, гигиены одежды и обуви для полноценного физического развития ребенка;

  • возможные негативные последствия отсутствия в семейном воспитании каждого из вышеперечисленных факторов для здоровья ребенка;

  • педагогические рекомендации по использованию комплекса гигиенических факторов для физического воспитания ребенка в условиях семьи.






ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта, привычка к проведению утренней зарядки, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде, порядка в комнате, на рабочем месте, в шкафах с книгами, игрушками — основные гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка. В дальнейшем они превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки и ноги и чистить зубы, аккуратно одеваться, убирать за собой игрушки и т. д. Создание такой «гигиенической детерминанты» в сознании ребенка, глубоко укоренившейся в психике и воспринимаемой как насущная необходимость, является лучшей защитой его от многих заболеваний. Чтобы ребенок хорошо овладел гигиеническими навыками, необходимо наличие индивидуальных предметов туалета (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта) в определенном, доступном для ребенка месте, стеллажей и шкафов для хранения книг и игрушек такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы; оснащение передней или вестибюля необходимыми приспособлениями для вытирания ног (мат, тряпка) и щетками для чистки обуви и одежды. Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце должно быть таким, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить кожи малыша, а ее размер должен соответствовать его руке. Все предметы личной гигиены должны быть яркие, запоминающиеся, а удобная организация условий для гигиенических процедур должна побуждать детей к самостоятельным действиям. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста Задачи:  развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;  формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком;  формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;  формировать
начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия;  формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:  мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;  умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;  принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;  мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);  подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;  полоскать рот после приема пищи (с двух лет);  пользоваться зубной щеткой (с двух лет);  пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);  пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);  ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);  не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);  мыть ноги перед сном. От 2 до 3 лет:  приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;  формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время еды, умывания. От 4 до 5 лет:  продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом;  следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;  закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком;  совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды. От 5 до 6 лет:  воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком,
отворачиваться в сторону;  научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель;  продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. От 6 до 7 лет:  воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви. Личная гигиена является неотъемлемой частью гигиены и включает в себя правила гигиенического содержания тела, полости рта, половых органов, а также пользования одеждой, обувью, бельем. Как элементы личной гигиены рассматриваются вопросы труда и отдыха, режима сна. Навыки личной гигиены нужно прививать детям с раннего возраста. Необходимо приучать ребенка обязательно пользоваться носовым платком. Он должен знать, что, кашляя и чихая из носоглотки, выделяется большое количество микробов и если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражение окружающих. Ребенок должен иметь отдельный платок для носа и отдельный для глаз, особенно во время простуды. Платки должны быть чистыми. Менять их необходимо ежедневно, даже если они не использованы. Вытирать рот, лицо или перевязывать царапину нужно только чистым платком. Начиная пользоваться носовым платком, его нужно полностью развернуть и сморкаться в середину, освобождая сначала одну ноздрю, а затем другую. Потом платок нужно свернуть использованной частью внутрь. Дети не должны пить из стаканов или кружек, которыми пользовалось много людей, а должны использовать разовые стаканчики. Если такой возможности нет, то общий стакан или кружку нужно хорошо вымыть, прежде чем пить из них. Особенно важно хорошо вымыть края стакана. Недопустимо также пить воду из крана, прикасаясь к нему губами. Ни в коем случае нельзя детям разрешать вытирать нос пальцами, тереть руками глаза, брать пальцы в рот. С раннего возраста детей необходимо приучать вытирать ноги при входе в помещение, и дома переодевать сменную обувь; убирать и проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, содержать в порядке свое рабочее место, книги, тетради, игрушки; аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать. Постельные принадлежности (простыни, пододеяльники и верхние наволочки) следует менять не реже 1 раза в неделю, а одеяла вытряхивать на открытом воздухе. Недопустимо садиться и, тем более, ложиться на кровать в верхней одежде, не сняв обувь и класть домашних животных на постель. Не допускать развития дурных привычек, таких, например, как сосать пальцы, грызть ногти, твердые предметы (карандаши, ручки) и т.п. Ребенок легко поддается воспитательному воздействию благодаря развитому чувству подражания, наблюдательности, любознательности и потребности в самостоятельных действиях. Поэтому необходимо использовать эти свойства при воспитании в детях гигиенических навыков. Большое значение имеет личный пример взрослых, которым дети доверяют и охотно подражают. Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, которые должны перейти в стойкие привычки. Гигиена кожных покровов Первоочередным требованиям личной гиены является соблюдение чистоты тела. Значительному загрязнению подвержены открытые части тела, поэтому очень важен систематический и правильный уход за ногтями и тщательное мытье рук. Уход за кожей является основным требованием личной гигиены. Кожа предохраняет организм от механических, физических и химических повреждений и проникновения микробов. Мочалка оказывает массирующее действие, нормализуется кровоснабжение кожи и улучшается общее самочувствие человека. Не реже, чем раз в неделю, следует принимать ванну, причем лучшим способом является мытье под душем. Душем целесообразно пользоваться ежедневно, особенно после работы, связанной со значительным загрязнением кожи и сильным потоотделением, а также людям, страдающим избыточной потливостью; температура воды не должна превышать 37—38°. Если в квартире нет водоснабжения и душевых установок, необходимо промыть открытые участки тела, подмышечные впадины, кожу под молочными железами теплой водой с мылом. После мытья нужно обязательно сменить нательное белье. Гигиена рук Уже давно доказана роль грязных рук при распространении кишечных инфекций, глистных инвазий и других болезней. С рук микробы попадают на пищевые продукты, посуду, предметы домашнего обихода, обстановку и др. Уже давно замечено, а сегодня еще и научно доказано, что для того, чтобы дети меньше были подвержены риску заболеваний, их достаточно приучить правильно мыть руки. Достоверны сведения, о том, что микробы погибают в течение 10 минут, если их поместить на чистую кожу рук. А микробы на коже грязных рук сохраняются и продолжают жить в 95% из всех случаев. К сожалению, и взрослые моют руки подчас неправильно и наспех, причем дети берут с них пример. Правильное мытье рук должно занимать по времени полторы – две минуты, а не несколько секунд, как делает большинство людей. При мытье рук, убирается не только грязь и бактерии, обновляется кожа, так как с водой уходят и отмершие клетки кожных покровов. Таким образом, соблюдение правил личной гигиены позволяет не только содержать тело в чистоте,