Файл: Литература по теме Тема Эффективность креативной деятельности критерии и методики измерения Вопрос Иерархия и последовательность эффектов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

© Матюшкин В.С.
© Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
Содержание
Аннотация
Тема 1. Место креатива в бизнесе и рекламе
Вопрос 1. Какие задачи бизнеса решаются с помощью рекламного креатива.
Вопрос 2. Какие виды рекламного креатива существуют.
Вопрос 3. Какие фестивали и конкурсы оценивают рекламный креатив.
Вопрос 4. Как формулируется техническое задание на разработку креатива.
Вопрос 5. Какие профессии задействованы в исполнении задания на разработку креатива.
Вопрос 6. В чем суть вербального креатива в рекламе.
Вопрос 7. В чем суть визуального креатива в рекламе.
Вопрос 8. В чем суть сценарного креатива в рекламе.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 2. Эффективность креативной деятельности: критерии и методики измерения
Вопрос 1. Иерархия и последовательность эффектов.
Вопрос 2. Процесс внимания.
Вопрос 3. Бессознательные реакции.
Вопрос 4. Ощущение цвета.
Вопрос 5. Ассоциации.
Вопрос 6. Стереотипы и классификации.
Вопрос 7. Применение результатов тестирования.
Вопрос 8. Знание бренда.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 3. Технологии и процессы создания креатива в рекламе
Вопрос 1. Система креативных технологий.
Вопрос 2. Прием «преувеличение».
Вопрос 3. Технология применения приема «преувеличение».
Вопрос 4. Прием «разрыв шаблона».
Вопрос 5. Прием «провокация».
Вопрос 6. Приемы «аналогия» и «метафора».
Вопрос 7. Визуальные приемы: пространственный монтаж, микро-макро.
Вопрос 8. Вербальные приемы.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 4. Психология визуального креатива в рекламе
Вопрос 1. Привлечение внимания к рекламе. Движение и интенсивность.
Вопрос 2. Привлечение внимания к рекламе. Неожиданность и значимость.
Вопрос 3. Удержание внимания к рекламе.
Вопрос 4. Управление вниманием в рекламе.
Вопрос 5. Достижение понимания рекламы.
Вопрос 6. Психология композиции рекламного макета.
Вопрос 7. Запоминаемость рекламы.
Вопрос 8. Психология влияния цвета в рекламе и брендинге.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 5. Вербальный креатив и его разработка
Вопрос 1. Нейминг. Разработка.
Вопрос 2. Нейминг. Фоносемантика.
Вопрос 3. Нейминг. Тестирование.
Вопрос 4. Слоганы. Креативные приемы.
Вопрос 5. Слоганы и целевая аудитория.
Вопрос 6. УТП как основа разработки слогана.
Вопрос 7. Локализация рекламных текстов.
Вопрос 8. Продающие тексты.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Тема 6. Рекламный креатив на различных носителях
Вопрос 1. Классификация рекламных носителей и видов рекламы.
Вопрос 2. Носители рекламы в ATL-кампаниях.
Вопрос 3. Процесс создания рекламы для ATL-кампаний.
Вопрос 4. Носители BTL-рекламы в торговых точках.
Вопрос 5. Носители BTL-рекламы вне торговых точек.
Вопрос 6. Малобюджетные носители.
Вопрос 7. Пресса как бесплатный носитель.
Вопрос 8. Медиа-контент как рекламоноситель.
Вопросы для самопроверки:
Литература по теме:
Аннотация
Креативные технологии в рекламе
Цель и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины «Креативные технологии в рекламе» является изучение студентами основных аспектов творческой созидательной составляющей рекламной деятельности.
Задачи дисциплины:
·
изучение теоретических основ креатива в рекламной деятельности;
·
анализ стратегических и тактических действий, связанных с разработкой эффективных рекламных сообщений;
·
знакомство с технологией производства рекламной продукции для различных средств и каналов распространения;
·
рассмотрение вопросов тестирования креативных разработок и их защиты перед заказчиком.
В ходе изучения дисциплины бакалавр должен:
Знать:
·
структуру, содержание и этапы разработки креативной стратегии в рамках отдела маркетинга и рекламного агентства;
·
отличие и общие черты креативных стратегий в сфере маркетинговых и социальных коммуникаций;
·
способы презентации креативных разработок заказчику.
Уметь:
·
использовать творческий потенциал креативной команды отдела рекламы и рекламного агентства;
·
разрабатывать творческую рекламную стратегию с учетом маркетинговых и коммуникационных задач.
Владеть:
·
современными методами представления и защиты креативных разработок.
В результате изучения дисциплины у студента формируется следующие компетенции:
·
Владение навыками организационно-управленческой работы с малыми коллективами (ПК-3).
·
Способность под контролем осуществлять профессиональные функции в области рекламы в общественных, производственных,
коммерческих структурах, средствах массовой информации (ПК-12).
·
Способность под контролем осуществлять рекламные кампании и мероприятия (ПК-13).
·
Способность реализовывать знания в области рекламы как сферы профессиональной деятельности (ПК-14).
·
Владение навыками работы в отделе рекламы, маркетинговом отделе, рекламном агентстве (ПК-15).
·
Владение знаниями и навыками работы в отделах рекламы и отделах связей с общественностью (ОПК-2).
Тема 1. Место креатива в бизнесе и рекламе
Вопросы темы:
1.
Какие задачи бизнеса решаются с помощью рекламного креатива.
2.
Какие виды рекламного креатива существуют.
3.
Какие фестивали и конкурсы оценивают рекламный креатив.
4.
Как формулируется техническое задание на разработку креатива.
5.
Какие профессии задействованы в исполнении задания на разработку креатива.
6.
В чем суть вербального креатива в рекламе.
7.
В чем суть визуального креатива в рекламе.
8.
В чем суть сценарного креатива в рекламе.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Какие задачи бизнеса решаются с помощью рекламного креатива.
Креатив как профессия и способ зарабатывания денег – воодушевляет многих. При этом компании готовы платить за эту деятельность и за ее результат. Чтобы понять почему они это делают и что именно ожидают получить в итоге, необходимо разбираться в маркетинговой составляющей рекламного сообщения. Важно также понимать, как креатив согласуется с маркетинговой задачей, стадией жизненного цикла товара и мотивами целевой аудитории.
Кто заказывает рекламный креатив?
1.
В малом бизнесе – сами владельцы компаний.
2.
В среднем бизнесе – директора по маркетингу.
3.
В крупном бизнесе – менеджеры по маркетингу и рекламе.
Что ждет бизнес от креатива?
1.
Стимулирование продаж продукции/услуг.
2.
Привлечение внимания к своему бренду.
3.
Запоминаемость бренда.
4.
Имидж бренда.
Малый бизнес будет думать только о продажах и задумываться о том, чтобы его запомнили. Средний бизнес, помимо продаж, хочет быть на слуху и может начать задумываться об имидже. Крупный бизнес осознанно строит свой имидж, ему важно не только продавать товары, но и повышать стоимость акций.
Вопрос 2. Какие виды рекламного креатива существуют.
Креатив в рекламе очень разнообразен. Поскольку сама реклама содержит в себе и образы, и текст, и сюжеты, и диалоги, и многое другое…
Виды креатива также ничем не ограничены.
Разные люди могут специализироваться на разных видах креативной деятельности. Поэтому и вам есть смысл выяснить – к чему более склонен тот или иной сотрудник.
Два основные виды рекламного креатива: вербальный и визуальный. Идеальное сочетание этих двух видов креатива предполагает, что текст и образ дополняют друг друга. Без одного не понять другого.
Что такое вербальный креатив?
1.
Создание слоганов.
2.
Составление сюжета и диалогов героев рекламного ролика.
3.
Составление продающих текстов разных размеров и под разные носители.
Что такое визуальный креатив?
1.
Создание ключевых образов рекламной кампании.
2.
Разработка персонажей рекламной кампании.
3.
Разработка макетов рекламных плакатов и раскадровки рекламных роликов.
Креативная команда агентства может придумать: сюжет ролика, персонаж, слоган, текст для объявления, новый шрифт для названия,
цветовое сочетания фирменного стиля, макет рекламного плаката, звуковое сопровождение ролика и его драматургию.
Также креатив проявляется:
1.
В разработке промо-акции.
2.
В разработке вирусной кампании в интернете.
3.
В разработке концепции ивент-мероприятия.
4.
В поиске нестандартных носителей рекламы.
5.
В поиске идей для коллабораций двух брендов. И так далее…
Вопрос 3. Какие фестивали и конкурсы оценивают рекламный креатив.
Креатив в рекламе относится к субъективной области. Одна и та же реклама может кому-то нравиться, а кому-то – нет.
Бизнес может сам оценивать креатив с точки зрения его полезности для своих целей, но внутри рекламного бизнеса есть собственные критерии креативности.
Представители рекламной индустрии проводят конкурсы и фестивали, чтобы задавать свои стандарты. Эти стандарты индустрия реализует через свои профессиональных ассоциации. Например, через АКАР – Ассоциацию коммуникационных агентств России.
Ассоциация выставляет рейтинг агентств на основе их побед в соответствующих конкурсах и фестивалях.
При подсчетах рейтинга для сегмента «Креатив» учитываются баллы, полученные за участие в фестивалях Cannes Lions, D&AD, Eurobest,
Epica, ADCE, Red Apple, White Square, Ad Black Sea, ADCR.
За Гран-при Cannes Lions, например, можно получить 225 баллов. За 2019 год лидером рейтинга в России стало агентство «Восход»,
получившее 2333 балла.
Самый престижный фестиваль рекламы – Cannes Lions. Фестиваль, продолжительностью от 5 до 7 дней, ежегодно проводится во французском городе Канны, обычно в третью неделю июня.
Его главным событием является церемония награждения почётными наградами («Львами») лучших работ года в области рекламы.
В 2019 году гран-при фестиваля получила реклама китайского сервиса проверки здоровья GSK GLAXOSMITHKLINE. Идея агентства –
совместить сервис с культурным контекстом Китая – традиционной живописью с помощью дыхания.
В основе технологии от GSK лежит анализ высоты и длины звуковой волны. Обрабатывая звук выдоха пользователя, приложение генерирует рисунок дерева, которое по размеру соответствует приблизительному объему легких. Если результат меньше 70%, рекомендуется проверка в больнице.
Один из призеров 2019го года стала кампания Go Back to Africa.
Номинация: Creative Data Lions.
Американский туристический бренд Black & Abroad пытается разрушить стереотипы об Африке как об опасном направлении и увеличить количество чернокожих путешественников в коммерческих туристических изображениях. В основу слогана легла расхожая расистская фраза «Go
Back To Africa» («Возвращайся в Африку»).
Другой призер – кампания The Whopper Detour. Номинация: Direct / Titanium Lions. Burger King устроили масштабный квест, предлагая
Whopper за один цент. Для получения сэндвича необходимо было скачать приложение, прийти в ресторан McDonalds и заказать бургер.
Самый престижный российский фестиваль – Red Apple. Традиционно фестиваль собирает на одной площадке ведущих креативных специалистов крупнейших международных и российских коммуникационных агентств, руководителей отделов рекламы и маркетинга крупнейших компаний – рекламодателей.
Победа на фестивале даёт 5 баллов в Рейтинге креативности АКАР и высоко ценится в профессиональном сообществе.
Креаторы – это талантливые, изысканные и искушенные люди, которые вращаются в элитарных кругах, живут и работают, как правило, в крупных творческих, торговых и индустриальных центрах, столичных мегаполисах.
Естественно, что их реклама, если она делается в режиме самовыражения и в соответствии с высокими моральными и эстетическими критериями, будет, с одной стороны, неадекватна и по тону, и по мотивации людям более простого склада, а уж тем более живущим на периферии.
Но, с другой стороны, такой креатив тоже имеет место быть. И его роль – воспитывающая, формирующая вкусы и мнения.
Вопрос 4. Как формулируется техническое задание на разработку креатива.
Техническое задание в рекламе называется «бриф».
А задание на разработку креатива – «креативный бриф».
Чтобы помочь заказчику креатива грамотно заполнить бриф, агентства чаще всего высылают ему форму для заполнения. Таким образом, в переписке с клиентом это звучит так: «Мы сейчас вышлем вам форму брифа. Заполните его, пожалуйста»
Основные разделы брифа:
1.
Что рекламируем.
2.
Слабые и сильные стороны продукта.
3.
Кому рекламируем (целевая аудитория).
4.
Чего хотим достичь рекламой.
5.
Тональность рекламы.
6.
Успешный опыт.
Что рекламируем:
·
Продукт:
В данной графе необходимо обозначить объект рекламы – указать название бренда, конкретного товара или услуги.
·
Общая информация:
Один из важнейших пунктов брифа. Вам необходимо заполнить полный бэкграунд объекта рекламы. Изложите подробное описание объекта,
вспомогательную информацию, биографию компании, историю развития, систему ценообразования- все, что может и должно помочь в творческом созидании и реализации проекта. Еще раз повторим одну простую истину – избыток информации стимулирует творческие способности.
Слабые и сильные стороны продукта:
·
Этот пункт невозможно заполнить без сравнения с конкурентами.
·
Есть какие-то свойства продукта, которые встречаются и у конкурентов в той же степени, их указывать не нужно.
·
Сильные стороны – часто уникальные свойства или свойства с лучшим качеством.
·
Желательно предъявить доказательства: ссылки на исследования, тесты, сертификаты.
·
Слабые стороны – часто сильные стороны конкурентов. И это также важно указать.
Кому рекламируем:
·
Определение целевой аудитории и ее обозначение – ключевой фрагмент успеха любой рекламной кампании. Не ограничивайтесь только социально-демографическими характеристиками целевой аудитории.
·
Сформулируйте её психологический портрет и опишите поведенческие факторы потребителя: от процесса принятия решения о покупке до отдельных черт характера. Ответьте на следующие вопросы: Кто эти люди? Чего они хотят? Как они выглядят? Каково это – быть такими, как они?
·
И наконец, какое они имеют отношение к товару или услуге? Знают ли бренд, покупают ли его? Почему?
Чего хотим достичь рекламой:
·
Цель рекламы:
Какая главная цель рекламного материала? Информировать о выгодном предложении? Заставить изменить свои предпочтения в выборе бренда? Поменять привычный товар или услугу на аналог?
·
Ключевое сообщение:
Сформулируйте главную мысль, которую нужно донести до потребителя. Лаконично и точно. Это может быть связано с сильной стороной продукта, а может быть с каким-то специальным предложением.
Тональность рекламы:
·
Хорошо подумайте и выберите тональность коммуникации, учитывая позиционирования бренда, компании, целевую аудиторию и ее культуру.
·
Какой в итоге должна получиться реклама: Рациональной? Эмоциональной? Серьезной? Юмористичной? Удивляющей? Провокационной?
·
Также лучше заранее прописать, какая тональность неприемлема.
Успешный опыт:
·
Вспомните все предыдущие рекламные компании и подумайте: какие из них были удачными, а какие не оправдали ожиданий.
·
Приведите примеры с подробной информацией, ссылками на рекламные материалы и комментариями. Вспомните также отдельные удачные рекламные решения, предложите их использовать. Это поможет избежать предыдущих ошибок и начать продуктивную работу.
Как заложить в техническое задание критерии оценки креатива? Иногда это бывает непросто. И чаще всего никто в ТЗ критерии оценки не закладывает.
Соответственно, все что могут указать заказчики – это увеличение продаж.
На самом деле, у креатива есть свой набор вполне измеряемых эффектов, и их нужно с самого начала проговорить. Плюс к этому хорошо бы проговорить – как именно будут измеряться данные эффекты.
Подробнее об этом мы поговорим в других вопросах.
Вопрос 5. Какие профессии задействованы в исполнении задания на разработку креатива.
Творческий отдел рекламного агентства объединяет копирайтеров и арт-директоров.
Арт-директор взаимодействует с дизайнерами, специалистами по WEB, 3D и др. Копирайтер руководит райтерами – создателями рекламных текстов.
Руководит отделом – креативный директор.
Иногда в состав творческой группы включаются другие творческиеработники.
Несмотря на то, что аккаунт-менеджер – не является частью креативного отдела, именно он ведет переговоры с заказчиком.
Аккаунт-менеджер согласовывать техническое задание и передает его в творческий отдел. Также он присутствует на защите креатива и отвечает за документооборот по проекту.
В креативном отделе крупного рекламного агентства создаются так называемые «креативные пары».
Эти пары отвечают за тот или иной проект полностью, так как составляются из одного копирайтера и одного арт-директора.
В паре проще создавать идеи, используя метод «пинг-понга», добавляя новую ассоциацию к уже сказанному.
Известные копирайтеры:
·
Дэвид Огилви. 1958 год. для Roll-Royce: «На скорости в 60 миль в час самый сильный шум в новом Roll's Royce - тикание часов».
В том же году продажа этой марки автомобилей увеличилась на 50%.
·
Билл Бернбах. Avis (прокат автомобилей): Мы больше стараемся (1964). Быть вторым – значит, работать лучше. Или проиграть.
Кстати, именно по идее Бернбаха арт-директоры и копирайтеры начали работать в парах, хотя раньше сидели в разных отделах.
Известные арт- и креативные директора:
·
Оливьеро Тоскани работал арт-директором таких успешных торговых марок, как Esprit, Valentino, Chanel, Fiorucci, Prénatal.
И самая яркая серия работ – для United Colors of Benetton.
·
Джей Конрад Левинсон креативный директор агентства «Лео Барнетт» и один из авторов рекламы с «ковбоем Мальборо».
В современных рекламных агентствах постепенно креативные пары стали заменять креативные тройки.
К двум вышеуказанным профессиям добавилась профессия стратега.
Стратег отвечает за достоверность знаний о потребителе и не позволяет паре забыть о рыночной ситуации. Он может быт автором позиционирования или основной идеи.
Вопрос 6. В чем суть вербального креатива в рекламе.
Вербальный креатив заключается в создании слоганов, составлении сюжета и диалогов героев рекламного ролика, составлении продающих текстов разных размеров и под разные носители.
Слоган или рекламный лозунг – лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения.
Слоганы, согласно той цели, которую они преследуют, делятся на: имиджевые и товарные.
Первые выражают смысл философии компании, бренда, товара или услуги. Вторые направлены на скорейшее увеличение продаж, а,
следовательно, чаще апеллируют к уникальному торговому предложению продукта.
Выделяют четыре типа структуры при создании слогана:
·
Связанные – включают названия продукта. Такой слоган неотделим от названия. «Есть идея, есть Икея!», «Ваша киска купила бы Вискас»,
«Хорошо иметь Домик в деревне».
·
Прямые (являются подтипами связанных) – в них происходит личное обращение к потенциальному потребителю. «Любишь? Подари!», «О
ком ты думаешь сейчас?», «Lays». Хочешь?», «Мегафон. Будущее зависит от тебя».
·
Привязанные – соотносятся с названием ритмически и фонетически. То есть данный слоган можно использовать без названия товара, но тогда он не будет понятен. «Жилетт». Лучше для мужчины нет».
·
Свободные – они самодостаточны и независимы. «Pepsi. Бери от жизни всё», «Jacobs. Аромат, который сближает».
Сюжет и диалоги ролика.
Чтобы грамотно составлять сюжет, необходимо разбираться в основах сценарного мастерства.
Чтобы фразы, сказанные героями, нравились людям, вызывали у них узнавание – нужно быть наблюдательным, уметь прислушиваться к другим.
Часто сюжеты роликов тестируются на фокус-группах, чтобы скорректировать их, если вдруг креативщики слишком «заигрались» и оторвались от народа.
Вопрос 7. В чем суть визуального креатива в рекламе.
Визуальный креатив заключается в: создании ключевых образов рекламной кампании, разработке персонажей рекламной кампании,
разработке макетов рекламных плакатов и раскадровки рекламных роликов.
Образы рекламной кампании могут быть разными. Многие из них – не значительны и преходящи.
Но в качестве связующего звена для обеспечения запоминаемости бренда необходим ключевой образ.
В большинстве случаев – это персонаж. Иногда – это метафора, реже – мизансцена.
В разработке персонажа следует добиваться:
·
предельной простоты (интерпретация картинки не требует пояснений);
·
эмоционального воздействия (доведите потребителя до мурашек, до слёз радости).
Разработка рекламных макетов подчиняется строгим правилам. Здесь часто важнее профессионализм дизайнера, чем креативное мышление.
Однако есть и в этом случае исключения – яркие нестандартные макеты способны привлекать и удерживать внимания.
Вопрос 8. В чем суть сценарного креатива в рекламе.
Сценарии к роликам создает креативная пара: копирайтер и арт-директор.
Учитывая тот факт, что телевизионная реклама – самая дорогая и с точки зрения производства, и с точки зрения – размещения.
Сценарный креатив является ключевой составляющей рекламного процесса.
Приведем пример разработки одного ролика:
Исходные данные брифа:
ПРОДУКТ.
Nokia 91 – мобильный телефон с Hi-Fi звуком и возможностью подключать мощные стереонаушники.
INSIGHT.
Моя музыка – это не просто часть моей жизни, это часть меня.
Я не хочу расставаться с ней ни на секунду.
KEY MESSAGE.
Когда ты слушаешь музыку с Nokia 91, это переносит тебя в её мир.
Другой пример:
Позиционирование.
Coco L'Amour как высший объект искусства для современных лидеров моды.
Целевая аудитория.
Модно настроенные горожане, чья страсть к красоте и хорошему вкусу вдохновляет их создавать модные предметы: от часов и сумок до телефонов.
Оригинальность и глубина их выбора – особый способ выражения индивидуальности. Своеобразный тихий бунт против конформизма.
Послание:
«Вдохновляющее Воображение».
Тональность Бренда.
Бренд – вдохновленный-преданный и самоотверженный; живой и выразительный; творческий, любопытный и инновационный.
На основе этих важных составляющих разрабатывается режиссерский бриф:
·
Реальность встречается с фантазией. Древность встречается с современностью. Богатство вступает в конфликт с простотой. Когда «миры»
сталкиваются, когда есть толчок и притяжение сил, создается что-то захватывающее и интересное, как 4-е измерение, которое принимает свой собственный тип гармонии.
·
Наша главная девушка, как и «Алиса в Зазеркалье», явно отправилась в путешествие, к которому присоединился ее друг – мужчина,
путешествие творчества и вдохновения, которое начинается, когда они поднимают свои кисти, и завершается в общем опыте-крещендо, когда они объединяются с другими людьми, такими же, как они сами, в конце.
Важно иметь в виду – креатив рекламного ролика является процессом коллективным. И каждый член команды вносит что-то свое.
Реклама должна была передать зрителям идею определённого стиля жизни, в котором вся серость окружающей действительности постоянно вызывает желание включить своё воображение, взять в руки краски и раскрасить пустоту вокруг.
Но режиссёр в эту идею не поверил. Его ролик передавал идею другого стиля, не принципиально противоположного, а близкого и возможно,
более близкого самому режиссеру или некому кругу лиц, который его вдохновил:
·
Герои в рекламе (богема) не испытывали страстного желания выразить себя на полотнах реальности. Им было скучно друг с другом,
тоскливо от будничной действительности, они испытывали сенсорный голод, и даже казалось, что у них накануне была бурная ночь, после которой вообще ничего не хочется делать. И вот на смену такому состоянию приходят какие-то галлюцинации, и герои оживляются.
Вопросы для самопроверки:
1.
Какие виды бизнеса какие задачи решают с помощью рекламного креатива?
2.
Кто является заказчиком рекламы?
3.
В чем заключается разница между вербальным и визуальным креативом?
4.
Какие критерии оценки креатива применяются на фестивалях и конкурсах рекламы?
5.
Что дает рекламным агентствам участие и победа в креативном фестивале?
6.
Какие основные положения креативного брифа?
7.
В чем заключается разница между специализацией копирайтера и арт-директора?
8.
В чем заключается разница участия в креативном процессе аккаунт-менеджера и стратега?
9.
Какова роль вербального креатива в разработке рекламных кампаний?
10.
Какова роль визуального креатива в разработке рекламных кампаний?
11.
Какие специалисты участвуют в разработке идей рекламных роликов?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Ткаченко Н.В. Креативная реклама: технологии проектирования: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 336 с. – URL:
https://biblioclub.ru/
2.
Теория и практика креативной деятельности / О.А. Карлова, Е.А. Ноздренко, И.А. Пантелеева, И.А. Карлов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 372 с. – URL:
https://biblioclub.ru/
3.
Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник / под ред. И.М. Синяевой. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 504 с. – URL:
https://biblioclub.ru/
Дополнительная литература:
1.
Марусева И.В. Мишень вкуса: аксиомы и структура арт-маркетинга; графический дизайн и креатив; рекламные арт-мемы; творческий метод создания рекламы «Золотое сечение»: монография / И.В. Марусева. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 305 с.: ил., схем. – Библиогр. в кн. -
ISBN 978-5-4475-7044-6; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/.

Тема 2. Эффективность креативной деятельности: критерии и методики измерения
Вопросы темы:
1.
Иерархия и последовательность эффектов.
2.
Процесс внимания.
3.
Бессознательные реакции.
4.
Ощущение цвета.
5.
Ассоциации.
6.
Стереотипы и классификации.
7.
Применение результатов тестирования.
8.
Знание бренда.
Теоретический материал по теме
Вопрос 1. Иерархия и последовательность эффектов.
Психологические эффекты визуального креатива разнообразны и выстраиваются в определенную последовательность, с которой они вступают в силу:
1.
Врожденные/приобретенные рефлексы.
2.
Приобретенные ассоциации.
3.
Приобретенные стереотипы и классификации.
·
Врожденные или приобретенные рефлексы это:
o
Движение зрачков, мышки и пальца по экрану смартфона (свайп, лайк).
o
Ощущение цвета.
o
Реакция на инстинктивно значимые объекты.
Разновидность ассоциативных эффектов:
·
Ассоциации, вызывающие доверие или недоверие.
·
Ассоциации, вызывающие страх или надежду.
·
Ассоциации с успехом или неудачей. И многие другие…
Также примеры стереотипов, которые влияют на интерпретации визуальных и вербальных стимулов:
·
Стереотип качества.
·
Стереотип престижа.
·
Стереотип доказанности, аргументированности.
Каждая из разновидностей реакций возникает с определенной скоростью.
·
250 миллисекунд – врожденные рефлексы.
·
500 миллисекунд – приобретенные ассоциации.
·
1 секунда и выше – применение стереотипа или классификация.
·
Процесс, протекающий раньше во времени, не является гарантированно более значимым перед последующими.
·
Чем сильнее сила воли, тем выше вероятность осознанного поведения (решение, о котором принимается позже).
Основные методики измерения данных реакций:
·
Фиксация движения глаз и реакций головного мозга – врожденные рефлексы.
·
Ассоциативные тесты – приобретенные ассоциации.
·
Интервью и опросы – применение стереотипа или классификация.
При разработке рекламного креатива важно проводить его тестирование.
Тестирование – это предварительная оценка эффективности, благодаря которой мы можем изменить рекламный креатив до того, как он будет размещен на рекламных носителях или начнет показываться на ТВ.
О том, как проводить тестирование и использовать его при коррекции рекламы, – далее.


Вопрос 2. Процесс внимания.
Какие методики измеряют процессы внимания человека и тестируют креатив на его способность привлекать и удерживать внимание?
Методика ай-трекинга является самой базовой для решения этой задачи: специальной камерой фиксируется движение зрачков и накладывается на картинку.
Благодаря применению этой методики выяснилось, что:
·
мужчины в основном разглядывают лицо и фигуру девушки на плакате, а женщины с не меньшим вниманием читают текст;
·
мужчинам совершенно все равно, что на ногах у девушки в кроссовках и спортивном купальнике;
·
женщины задерживают взгляд на лице и верхней части тела людей в купальниках, а мужчины – на области паха (у мужчин) и животе (у женщин);
·
если в соцсетях разглядывают женскую страничку, то фото владелицы, как правило, интересует всех, если – мужскую, то фото второстепенно: в основном читают то, что пользователь написал о себе.
Методика айтрекинга показывает насколько интересным был баннер, размещенный на интернет-странице, но лишь с точки зрения его разглядывания, а не кликов. Клики на баннеры и другие элементы страницы проще измерять другой методикой – тепловой картой.
Вопрос 3. Бессознательные реакции.
При изучении бессознательной реакции адекватнее всего измерять непосредственно сам мозг, так как человек ее не осознает. Магнитно- резонанская томография фиксирует реакцию головного мозга. Чем выше реакция из изображение, тем лучше отношение и выше готовность покупать.
МРТ также выявляет различия в реакциях на некоторые ключевые образы у разных полов. Изображения младенцев и сексуальных красоток по-разному влияют на мужчин и женщин. Провокационная эротика сильнее воздействует на сильную половину. Эротика расслабленная и нежная –
на слабую.
Прогностическую эффективность результатов данного вида тестирования доказывали измерением трафика, после размещения тех или иных плакатов на витринах магазинов. Люди тянутся к такого рода изображениям – в некоторых случаях изображения улыбающихся подруг увеличивали трафик в два раза.
Людей больше привлекает товар и цена, ассоциирующиеся с темами любви и радости.
Одно лишь размещение на ценниках улыбающейся рожицы вызывает выброс «гормонов счастья» – эндорфинов.
В результате восприятие цены как более привлекательной меняется на 12% (ценник к монитору со смайликом показался потребителям дешевле).

Еще один инструмент тестирования рекламы – метод BAAR. Респонденты выражают свои реакции на рекламные ролики во время просмотра путем вращения ручки специального датчика.
Например, «Тетя Ася» из рекламы отбеливателя Ace, которую сильно ругали на фокус-группах, при тестировании BAAR получила положительные оценки.
Вопрос 4. Ощущение цвета.
В этом вопросе теме важно понимать, что ощущение цвета – врожденное. Это было доказано исследованиями Макса Люшера. Он выявил одинаковую реакцию людей на определенные цветовые оттенки независимо от страны проживания. При этом воздействие цвета на ощущение сильнее, если цвет используется как фон. Цвета, выделяемые М. Люшером, показывают связь человека с природой.
Макс Люшер выяснил, что красно-оранжевый оттенок в состоянии учащать сердцебиение вне зависимости от ассоциаций: романтических или революционных.
Частота пульса приводит нас в волнение и придает энергию любому импульсу, при рассматривании темно-синего цвета наступает вегетативное успокоение:
·
пульс становится спокойнее, давление крови снижается, дыхание замедляется.
В этом состоянии человеку проще думать, никуда не торопясь.
Еще один инструмент измерения реакции на цвет – ЭЭГ (Электроэнцефалограмма).
Благодаря ей были выявлены, что любимые цвета мужчин и женщин практически одинаковы, кроме розового и фиолетового. Эти особенно нравятся женщинам, а мужчинам чуть сильнее нравится синий.
·
Белый – цвет безопасности.
·
Красный – цвет социальности.
·
Черный – цвет доминирования.
·
Фиолетовый – новаторства.
·
Светлые цвета выглядят более дешевыми, а темные – более дорогими.
·
Матовый оттенок символизирует безопасность, а глянцевый – инновации.
Вопрос 5. Ассоциации.
Основные методы, в рамках которых обнаруживают ассоциативные реакции людей на визуальные стимулы:
1.
Глубинные интервью.
2.
Ассоциативные тесты.
3.
Проективные тесты.
4.
Методика персонализации бренда.
Суть глубинного интервью – исследовательское общение в виде беседы без уточнения каких-либо конкретных вопросов, но позволяющее собрать достоверную информацию о продукции или услугах от их потребителей, составление портрета последних, их отношения и лояльности к бренду.
С глазу на глаз с интервьюером человек может быть более откровенным. Так можно выяснить наличие тех или иных ассоциаций
, которые могут его смущать или компрометировать.
В чем суть ассоциативного теста?
Человеку предлагается тот или иной объект: товарная категория, бренд или персонаж – и он должен сообщить, какие этот объект вызывает ассоциации. Второй уровень ассоциаций – это ассоциации на уже высказанные ассоциации. Важно понять – положительные они или отрицательные. Помогают они бренду, рекламе достичь своих целей.
Завершение предложений – это прием, который заключается в представлении гипотетических ситуаций, в которые мог бы попасть потребитель с просьбой закончить предложение от своего имени. Таким образом можно обойти критические механизмы нашего сознания.
Персонификация марки – попытка представить бренд как человека. А также разные конкурентные бренды как людей на вечеринке. Какие они? В каких отношениях друг с другом?
Этими и многими другими приемами мы изучаем эмоциональный отклик, а не рациональный. Респонденты, включаясь в эту игру, забывают о необходимости быть логичными и разумными – в этом и цель исследователя.
Вопрос 6. Стереотипы и классификации.
Исследователи обязаны учитывать как нервные, так и психические стороны человеческой активности, как сознательное, так и бессознательное, как детерминизм, так и свободу, как стабильные, так и изменчивые свойства.
К методикам исследования стереотипных интерпретаций относятся:
1.
Групповое интервью (фокус-группа).
2.
Опросы с вариантами ответов.
3.
Методика ранжирования и категоризации брендов.
Что такое фокус-группа.
Фокусированное групповое интервью – беседа одновременно с 8–10 респондентами, представителями ЦА.
Они обсуждают рекламу друг с другом и с модератором.
Модератор ФГ должен обладать навыками работы с группой, уметь расположить людей к себе, быть нейтральным, одинаково относиться к любому мнению, контролировать попытки играть роль лидера или критика чужих идей.
Вопросы должны быть открытые, не наводящие и без вариантов ответов.
Вопросы задаются в логической последовательности от более общих к более конкретным.
Можно использовать уточняющие вопросы.
Фокус-группа даёт возможность коррекции рекламных материалов на стадии предварительной разработки кампании.
Прежде всего – не противоречит ли контекст рекламы социокультурным стереотипам аудитории.
В чем особенность опросов с вариантами ответов.