Файл: 7. Организация прохождения практики по индивидуальному плану.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 254

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Существуют инструменты клавишно-язычковые: аккордеон, гармонь, баян. По истине королем всех инструментов является орган. Он был изобретен еще в Древнем Риме. Орган имеет несколько тысяч труб различной длины, в которые вдувается воздух. Этот инструмент, обладая огромными возможностями тембровых красок, заменяет целый оркестр.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие -- по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Ударные инструменты и игрушки (как и инструменты, по типу которых они созданы) разделяются на имеющие звукоряд и не имеющие его. К первой группе относятся металлофон и ксилофон. Они могут иметь диатонический и хроматический звукоряд. На инструментах с хроматическим звукорядом (вторым ярусом пластин, соответствующим черным клавишам на фортепиано) можно подбирать любую мелодию с любой ноты, что облегчает их применение. Изготовлены они по образцам инструментов, созданных К. Орфом, звучат очень красиво, чисто настроены. Имеются два варианта палочек, которыми ударяют по пластинам, - с деревянными или резиновыми шариками на концах. Это позволяет разнообразить тембр инструментов: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук; резиновой -- более приглушенный, мягкий.

Выразительные возможности ударных инструментов, не имеющих звукоряда, очень велики. Это большая группа инструментов. Одни из них обладают «стучащим» тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) -- «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.

Внутри каждого тембра (звенящего, стучащего) отдельные инструменты имеют свои неповторимые выразительные краски. Так, например, среди звенящих инструментов треугольник звучит мягко, протяжно, волшебно, звук его очень красив. Румба «позвякивает» более резко и коротко, тарелки звучат очень ярко
, празднично, а колокольчик -- тихо, нежно и звонко.

Звучание духовых инструментов также разнообразно. У флейты звук нежный и светлый, у кларнета и саксофона -- более насыщенный, у триолы, симоны - яркий и даже резковатый.

Струнные музыкальные инструменты и игрушки -- это цитра, гусли, цимбалы, арфа. Все эти инструменты щипковые. Звук может извлекаться с помощью медиатора. Тембры этих инструментов очень нежные, звук приглушенный.

Клавишные детские инструменты-игрушки -- это пианино и рояль.

Клавишно-язычковые -- аккордеон, гармонь, баян.

В детском саду используются также электромузыкальные инструменты -- органола типа «Пилле», «Чижик», «Фаэми».

Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний.

Функционал воспитателя во время распевания и пения:

· не участвует во время быстрых опросных упражнений;

· следит за правильной осанкой;

· во время упражнений один из приемов работы: первый раз исполняет музыкальный руководитель, повторно - воспитатель, затем -дети.

· поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

· воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно;

· поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

· при совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

· не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение -- пение с детьми раннего и младшего возраста).


10.2 Детская музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя ДОО

Музыкальный руководитель дошкольного учреждения в одинаковой степени является музыкантом - исполнителем и педагогом - музыкантом. Знание психолого - педагогических особенностей и закономерностей воспитательно- образовательной работы в детском саду помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы обучения и развития, успешно формировать музыкальные способности ребенка, воздействовать на детский коллектив с позиций гуманной педагогики. Главная цель педагога - музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку- дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником и партнером воспитанникам, поможет ли им совершить путешествие в удивительный мир музыки.

Деятельность музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна. Это прежде всего организация и проведение музыкальных занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением.

Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен обладать организаторскими, коммуникативными и конструктивными способностями.

Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях - с детьми и воспитателями.

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Музыкальный руководитель организует и проводит непосредственно саму деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы, которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.

На занятиях осуществляется также разностороннее развитие детей (умственное, эстетическое, физическое). Участие воспитателя зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Его роль, чередование активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач. Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения. Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.


Музыкально-дидактические игры. Задача - познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.

Заключительная часть занятия:

Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация - она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:

Слушание - основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения


Функционал воспитателя во время слушания музыки:

· личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

· во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку;

· когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами;

· следит за дисциплиной;

· оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

Функционал воспитателя во время музыкально-ритмического движения и игры:

· участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

· исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,

· следит за правильной осанкой;

· следит за качеством выполнения всего программного материала;

· дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение -- упражнения на развитие творческой активности детей);

· принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

· корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;

· разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;