Файл: Теоретические аспекты формирования предпринимательской деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Апроксимация (приближение) - процесс принятия, внесения изменений или отмены правовых норм с целью приближения положений национального законодательства к положениям актов законодательства Европейского Союза для создания надлежащих условий имплементации правового порядка ЕС

4. Трансформация - процесс приведения государством внутригосударственного права в соответствие с нормами международного права с целью выполнения предписаний, разрешений и запретов, установленных международным правом. Трансформация не предусматривает изменения международных норм, они действуют в плоскости международного права, а государство для их выполнения принимает соответствующие внутригосударственные акты

5. Унификация права (законодательства) - процесс внедрения в национальные правовые системы единых юридических норм с целью сближения этих правовых систем или создания на их основе общей международной правовой системы.

Общим средством проведения унификации права (законодательства) являются международно-правовые конвенции, в которых формируются нормативные предписания, подлежащие внедрению в национальные правовые системы в неизменном виде.

В результате необходима новая новация банковского сектора, а именно ЦБ в отношении сбережения физических лиц, чтобы не было стремительного обнуления своих вкладов, сберегательных и валютных счетов, что в итоге привело к большему наличному обращению, нежели к безналичным расчетам.

Также необходима политика, а точнее отдельный действующий орган по поддержке предпринимательства с прописыванием на какие средства и сколько будет выделено денежных средств.

ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

2.1 Анализ предпринимательской деятельности в РФ за 2019-2021 года и ее специфика
Современный этап экономического развития России поставил новые задачи перед органами государственного управления.

Активная экономическая политика должна обеспечивать устойчивый экономический рост и конкурентоспособность российских товаров на мировых рынках.

В ряду актуальных в экономической сфере задач стоит задача ускоренного развития малого и среднего предпринимательства (МСП) [15, с101].

Развитие предпринимательства создает благоприятные условия для экономики и является ее неотъемлемой частью, фундаментальной составляющей ее функционирования, это мощный рычаг для решения комплекса экономических, социальных и политических проблем.


Предпринимательская деятельность –  база рыночных отношений, он способен быстро реагировать на любые изменения экономических условий в стране [11, с.89]. Предпринимательская деятельность учитывает индивидуальные особенности потребителей, способны подстраиваться под их вкусы и предпочтения, так как в большинстве своем они специализированы.

Средний бизнес создает дополнительные рабочие места, производит новые товары, способствует здоровой конкуренции, а также оказывает заметное влияние на темпы экономического роста и структуру валового внутреннего продукта.

Блок экономических функций малого предпринимательства включает в себя следующие элементы:

  1. Развитие рыночной экономики и, как следствие, ее диверсификация. Субъекты предпринимательства занимают те ниши, в которых не находится крупный бизнес и способствуют развитию производства, тем самым привлекая финансовые и трудовые ресурсы, что обеспечивает экономическое оживление как отдельного региона, так и страны в целом.

Также малым предприятиям не требуются крупные стартовые инвестиции, поэтому они способны быстро и эффективно адаптироваться к условиям рынка и активизировать структурную перестройку экономики.

  1. Развитие конкурентной среды. Благодаря увеличению конкуренции на рынке снижается уровень монополизации, что повышает качество произведенных товаров и услуг.

Развитие предпринимательства создает систему мотивационных стимулов для более полного использования ресурсов, что обеспечивает стимулирование хозяйственной активности и развитие рыночных отношений в экономике. Это приводит к росту эффективности производственных процессов на предприятиях.

  1. Обеспечение поступления налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней. Малые предприятия формируют доходную часть бюджета, так как являются основными налогоплательщиками.

Так, средний показатель поступлений от субъектов предпринимательства за счет применения специальных налоговых режимов составляет 47,5% местных бюджетов РФ.

Основными признаками, характеризующими предпринимательскую деятельность, являются:

  1. Инициативность и самостоятельность.

Это способ самовыражения, заключающийся в осуществлении конкретных преобразований. Мышление у предпринимателей устроено таким образом, что они осознанно берут на себя полную ответственность за успех или неудачу, зная, что конечный результат полностью зависит от них.



  1. Творческий и инновационный характер.

Предприниматель находится в постоянном поиске новых инновационных путей совершенствования своего продукта всеми доступными способами. Этот процесс никогда не заканчивается, ведь предприниматель в первую очередь нацелен на получение и рост своих финансовых результатов, а рост невозможен без направленных на него действий.

  1. Систематичность и регулярность.

Это заключается в необходимом цикличном повторении всех действий, что помогает сформировать устойчивый постоянный доход. В случае же, когда предприниматель нацелен на увеличение дохода, то включается творческий и инновационный подход.

  1. Риск.

Любая предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Это означает, что предприниматель должен уметь предвидеть разные варианты развития событий и быть готовым к любым поворотам, чтобы оперативно принимать меры по устранению возможных негативных последствий.

  1. Нацеленность на получение прибыли.

Только та деятельность, целью которой является извлечение прибыли, может быть отнесена к разряду предпринимательской. Но даже если в конечном итоге положительных финансовых результатов достигнуто не было, это не отменяет изначальную природу данной деятельности.

  1. Ответственность.

Предпринимательская деятельность подразумевает возложение на себя юридической ответственности перед коллективом своих сотрудников, перед партнерами, потребителем.

  1. Социально-значимый характер.

Это может трактоваться в каждом конкретном случае по-разному, исходя непосредственно из характера деятельности, но в общем смысле имеется в виду то, что осуществление предпринимательской деятельности всегда ориентировано на улучшение каких-либо аспектов жизни общества.

Рассмотрим количество открытых и закрытых компаний среднего и малого бизнеса за 2019-2021гг (Рис.1).

Рис.1. Количество открытых и закрытых компаний за 2019-2021гг, данные FinExpertiza
В 2020 году можно говорить по крайней мере о 2 тыс. юрлиц-потенциальных банкротов, «выпавших» из статистики в результате моратория на банкротство. В числе таких компаний около 200 — это средний и крупный бизнес (выручка от 800 млн. руб. в год). По данным аналитиков в 2020 году число банкротов, несмотря на «условия повышенной неопределенности», сократилось на 19,8%. Что касается 2021 года, то по сравнению с 2020 закрылось на 1,2 тыс. предприятий, а в сравнении с 2019 годом уменьшилось закрытие компаний на 114,2 тыс. компаний.


Открылось новых компаний в 2020 году намного меньше, чем в 2019 году на 66,5 тыс. компаний. В 2021 году было открыто новых компаний по сравнению с 2020 годом на 67,8 тыс.больше компаний.

Рассмотрим количество коммерческих организаций за 2019-2021 года (Рис.2).



Рис.2. Количество коммерческих организаций за 2019-2021 года, млн, данные FinExpertiza
Сильнее всего убыль бизнеса зарегистрирована в Санкт-Петербурге, Тульской области, Кабардино-Балкарии, Москве и Псковской области. Только в двух регионах количество новых предприятий превысило число закрывшихся.

Рассмотрим статистику развития малого предпринимательства в России. На рисунке 3 отражено количество действующих малых предприятий в Российской Федерации в 2019-2021 гг.


Рис.3. Динамика количества действующих малых предприятий в Российской Федерации в 2019-2021 гг., (единиц)
Снижение количества действующих малых предприятий связано с давлением факторов, вызвавших замедление экономики России в целом.

Меры по противодействию пандемии привели к приостановке деятельности предприятий сферы услуг и торговли.

На карте РФ по федеральным округам отражено количество малых и средних предприятий в 2021 г. (рис.4).



Рис. 4. Карта малого предпринимательства по федеральным округам в 2021 г.

В целом, среди действующих субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на 10.01.2022 г. (5866703 ед.), малое предпринимательство занимает 3,6% (212429 ед.). Наибольшая доля принадлежит микропредприятиям 96,1%, на долю средних предприятий приходится 0,3%.

На рисунке 5 отражено количество работников, занятых в среднем и малом предпринимательстве в России в 2016-2021 гг.


Рис. 5. Динамика количества работников, занятых в среднем и малом предпринимательстве в России в 2019-2021 гг., (человек)

За период отмечается тенденция снижения количества работников, занятых в среднем и малом бизнесе с 7432979 чел. до 5824977 чел. (снижение на 1608002 чел.) – снижение за 6 лет произошло на 21,6% (снижение за этот период количества предприятий малого предпринимательства составило 20,9%).

Рассмотрим количество продукции и услуг, произведенное средними малыми предприятиями за период 2016-2021 гг. в России (таблица 1).

Таблица 1

Общее количество продукции и услуг, произведенное от предпринимательской деятельности в 2016-2021 гг.

Наименование


2016


2017


2018


2019

2020


2021


Абс. откл. 2021-2016



Общее количество видов продукции и услуг в РФ

758


981


957


1094


1226


1395


637



Анализ таблицы позволяет сделать вывод о росте количества видов продукции и услуг, произведенных малыми и средними предприятиями с 758 ед. в 2016 г. до 1395 ед. в 2021 г. – отмечается рост показателя на 637 ед. видов продукции и услуг (увеличение на 84%), что является положительной тенденцией для российской экономики.

Поскольку предпринимательство (а также, средний бизнес) является одним из источников экономического роста страны, то необходимо его развивать в разных отраслях экономики, чтобы построить экономически развитую страну.

Свою эффективность, общественную полезность предпринимательство в России уже доказало.

Таким образом, определено, что доля малого предпринимательства среди действующих субъектов предпринимательства в Российской Федерации невелика – 3,6%.

За период 2019-2021 гг. отмечается снижение количества предприятий малого бизнеса на 20,9%, а снижение количества работников, занятых на предприятиях среднего и малого бизнеса снизилось на 21,6%.

Поскольку малое предпринимательство участвует в реализации задач экономического и социального характера, является главным элементом любой хозяйственной системы, без которой не может развиваться экономика, требуется увеличение государственной поддержки малого бизнеса (особенно сейчас – в период пандемии коронавирусной инфекции).