Файл: Контрольная работа для по дисциплине Миграционное право в сфере социальнотрудовых отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольная работа для по дисциплине

«Миграционное право в сфере социально-трудовых отношений»
Задание 1. Охарактеризуйте особенности правового регулирования трудовой миграции в Российской Ф

едерации.
Трудовая миграция всегда подергается государственному регулированию, целью которого является достижение желательного для принимающей страны масштаба легальной иммиграции с уменьшением нелегального импорта рабочей силы, а также отбор работников нужных профессий и специальностей из общего потока потенциальных иммигрантов. Достижение этой цели происходит с помощью различных средств, используемых государством, среди которых особое место отводится правовому регулированию трудовых отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Регулирование в России внешней трудовой миграции осуществляется посредством соответствующего законодательства РФ о правовом статусе работников-иностранцев. Это, прежде всего, Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее Закон о правовом положении иностранцев), ряд иных законов и нормативных правовых актов подзаконного характера, двусторонние и многосторонние межправительственные соглашения.

Такие соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и т.д. Россия имеет подобные соглашения в рамках СНГ, а также с другими государствами (Германией, Финляндией, КНДР, Францией и др.), определяющие порядок и масштаб трудовой миграции граждан указанных в них государств, сроки и условия осуществления трудовой деятельности и т.д.

На регулирование миграционных процессов, механизмов и форм их реализации направлены и проекты разрабатываемой Концепции государственной миграционной политики РФ, положения которой должны обеспечить регулирование миграционных потоков, предупредить и пресечь нелегальную трудовую миграцию, обеспечить баланс прав и законных интересов коренного населения и трудящихся-мигрантов.

Известно, что страны-реципиенты, защищая национальный рынок труда, применяют различные виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов, среди которых можно выделить
, в частности:

- наличие профессионального или иного образования (диплом, определенный стаж работы);

- возрастной ценз;

- состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и инфекционными заболеваниями);

- социальные ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления);

- политические ограничения (введение визового режима для въезда граждан из ранее безвизовых стран) и т.д.

Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное и качественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и организаций, регионов страны, по отдельным профессиям, с установлением иногда квот на въезд иностранцев из определенных стран.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

- соответствующие платежи иммигрантов при трудоустройстве;

- первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

- налогообложение предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

- ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране с предоставлением преференций некоторым их категориям и т.д.

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме явных запретов или путем установления приоритетных видов деятельности, где может использоваться труд иностранцев.

В РФ для иностранцев значительное количество явных запретов на профессии содержится в п.1-5 ст.14 Закона о правовом положении иностранцев. Имеется в виду государственная и муниципальная служба, некоторые должности в сфере гражданской авиации, в составе экипажа военного корабля или судна, плавающего под флагом России, на объектах и в организациях, связанных с обеспечением безопасности РФ, и т.д.

В Законе о правовом положении иностранцев содержатся также положения об упрощенном порядке оформления трудовых отношений с иностранцами - высококвалифицированными специалистами, имеющими опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности (ст.13.2), и иностранцами, работающими у физических лиц с получением патента (ст.13.2). Таким образом, эти лица имеют определенные преимущества в осуществлении трудовой деятельности на территории РФ по сравнению с прочими иностранцами, не соответствующими таким требованиям.



Ограничения для иностранцев на занятие некоторыми видами деятельности появляются и в случае необходимости получать специальное разрешение или соблюдать особый порядок для въезда на определенные территории.

В России, наряду с миграционным учетом иностранцев, осуществляется также федеральный государственный контроль (надзор) не только за пребыванием и проживанием иностранцев в РФ, но и за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ. Согласно ст.32 Закона о правовом положении иностранцев предметом проверки является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной установленных настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в сфере миграции. В случае если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, по ходатайству работодателя или заказчика работ (оказание услуг), может быть аннулировано ФМС России или его территориальным органом.

Таким образом, российское государство имеет немало "рычагов" воздействия на действующую систему управления внешней трудовой миграцией, обеспечивая тем самым приведение ее в соответствие с задачами нового модернизационного этапа развития страны.
Задание 2. Проанализируйте на основе данных Росстата направления основных миграционных потоков в Российской Федерации

Основными направлениями миграционной политики в области совершенствования правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих порядок въезда в Российскую Федерацию, пребывания (проживания) на ее территории иностранных граждан, а также процесс добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников и иных лиц, являются:

а) обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий въезда в Российскую Федерацию, включая оформление виз; получения права на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в том числе в целях осуществления трудовой деятельности;

б) совершенствование механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе:

- корректировка условий добровольного переселения востребованных специалистов (в том числе научных и педагогических работников, инженеров, врачей), фермеров, предпринимателей, инвесторов и выдающихся деятелей культуры и искусства с учетом их ожиданий и запросов, а также поддержка российских организаций, привлекающих таких лиц;


- концентрация финансовых ресурсов на оказании содействия добровольному переселению соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения и повышение эффективности расходования финансовых средств на эти цели;

- устранение необоснованных административных барьеров, временных и финансовых издержек, связанных с ввозом в Российскую Федерацию и регистрацией имущества, включая объекты интеллектуальной собственности, средства производства и иные основные фонды;

в) повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики Российской Федершщи и интересов ее граждан;

г) развитие механизмов организованного привлечения иностранных работников.

Основными направлениями миграционной политики в области создания условий для адаптации иностранных граждан являются:

а) формирование институтов и механизмов социальной и культурной адаптации иностранных граждан с учетом их возрастных, профессиональных, национальных, культурных и иных особенностей, а также региональных и этнокультурных укладов жизни населения Российской Федерации;

б) принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, включая оформление документов, удостоверяющих личность, лицам без гражданства, не имеющим таких документов;

в) обеспечение иностранным гражданам независимо от их миграционного статуса, уровня доходов и иных обстоятельств равных возможностей для получения государственных услуг в сфере миграции, в том числе информационных.

Основными направлениями миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников являются:

а) повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях;


б) обеспечение открытости Российской Федерациии для обучающихся, научных и педагогических работников, в том числе создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на ее территории;

в) расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан;

г) совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для поступления в российские образовательные организации в пределах выделяемых квот.

Основными направлениями миграционной политики в области создания условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития Российской Федерации являются:

а) учет задач по созданию благоприятных условий для внутренней миграции, снижению диспропорции в размещении населения (включая обеспечение транспортной связанности регионов, формирование рынка доступного жилья) и удовлетворению экономических, социальных, образовательных, профессиональных и культурных потребностей граждан при выработке стратегии развития регионов Российской Федерации, распределении финансовых средств и отборе проектов в сфере создания и модернизации объектов жилищной, медицинской, образовательной, транспортной и иной инфраструктуры;

б) развитие инструментов государственной политики в области занятости населения;

в) обеспечение полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории Российской Федерации.


Сведения о миграционной ситуации в Российской Федерации




 

за январь-июль
2022 года


за январь-июль
2021 года


Оформлено паспортов гражданина Российской Федерации, всего

7 171 789

6 267 319

в том числе

внутренних

4 195 471

4 187 983

заграничных

2 976 318

2 079 336

Число лиц, в отношении которых принято решение о приобретении гражданства Российской Федерации

356 355

420 439

Поставлено на учет участников Государственной программы
по оказанию содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом, и членов их семей

39 559

43 369

Оформлено приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства

130 843

109 683

Оформлено виз иностранным гражданам и лицам без гражданства

134 694

88 328

Оформлено разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства (первично)

107 815

66 659

Оформлено видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства (первично)

163 600

131 796

Количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства

9 613 672

6 475 509

Оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, всего

49 731

44 488

в том числе

высококвалифицированным специалистам

20 003

25 699

квалифицированным специалистам

3 616

3 053

Количество действительных разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства на конец отчетного периода

93 246

74 484

Оформлено патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства

1 224 835

1 115 729

Количество действительных патентов на конец отчетного периода

2 002 457

1 438 730

Всего поступило уведомлений о заключении трудовых договоров с иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими трудовую деятельность

1 196 990

842 906

в том числе

на основании разрешения на работу

36 129

32 446

без разрешения на работу

437 272

406 110

на основании патента

723 589

404 350

Направлено представлений о неразрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию

88 122

113 833