Файл: Понятие диалектики, ее исторические формы. Виды диалектики. Диалектика и ее альтернативы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие диалектики, ее исторические формы. Виды диалектики. Диалектика и ее альтернативы.
Диалектика – учение об общих законах развития природы, общества и познания, а также основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.
Термин «диалектика» в силу различных подходов к пониманию как ее самой, так и ее применения имеет ряд значений.
В истории философии основные мыслители определяли диалектику как:
- учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит);
- искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ);
- метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной сущности вещей (Платон);
- науку, касающуюся общих положений научного исследования — или же, что одно и то же, общих мест (Аристотель);
- учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно);
- способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант);
- всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель).
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы -- стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.
Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас -- живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».
Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики»
На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего -- идей, движения мысли от низших понятий к высшим.
Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.
В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.
Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него -- это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.
Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.
Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель -- современная материалистическая диалектика. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».
Все три названные выше исторические формы диалектики имеют свою онтологическую и гносеологическую составляющие, что позволило Ф.Энгельсу сделать вывод о наличии двух видов диалектики: объективной и субъективной.
Объективная диалектика – диалектика развития объективного мира, т.е. природы и материальной основы общественной жизни.
Субъективная диалектика – диалектика развития субъективного мира, прежде всего – человеческого мышления.
Субъективная диалектика – отображение объективной, причем всегда неполное. Абсолютное совпадение субъективной диалектики с объективной возможно только при абсолютном познании мира, т.е. в бесконечном развитии мысли.
Диалектика не является единственным и монопольным методом в истории мировой философии, она имеет ряд альтернатив. Под альтернативой понимается наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимости выбора между ними.
Если рассматривать диалектику как теорию развития, то ее альтернативами выступают метафизика и «негативная диалектика». Если понимать диалектику как логику, то ей противостоят эклектика и софистика. Если под диалектикой иметь в виду теорию познания, то антиподами ей выступят релятивизм и догматизм.
Понятие «метафизика» приобрело три самостоятельных значения: 1) метафизика как наука о всеобщем, 2) метафизика как онтология (учение о бытии) и 3) метафизика как специфический способ познания, сущностной чертой которого является односторонность, абсолютизация одной из противоположностей, закостенелость, отсутствие гибкости мышления. Именно в последнем значении метафизика противостоит диалектике. Если она рассматривает универсальные всеобъемлющие связи, то метафизика упрощает, обедняет их, сводя все их многообразие к наиболее простым связям одного типа, как правило, механическим. Метафизика стремится к созданию однозначной, статической, законченной картины мира, к подмене действительно целостного мыслительного освоения реальности построением умозрительных конструкций, отличающихся завершенностью и непротиворечивостью.
Эклектика – это объединение разнородных, внутренне несвязанных и, возможно, несовместимых идей, концепций, стилей и т.д. В современных условиях отказа от марксистской идеологии и методологического плюрализма эклектика приобретает самое широкое распространение в работах философов и ученых самых разных направлений. Поливариантность мышления достаточно типично и для постмодернистского типа философствования, в котором даже существует специальный термин – пастиш. Техника пастиша не признает последовательности
, логики или симметрии, основываясь на парадоксах и путанице.
Софистика зарождается во времена античности как техника словесного доказательства ранее принятых и выставленных «напоказ» тезисов, как искусство побеждать в словесных баталиях, как риторика. Софисты довели до крайности внутреннюю гибкость понятий, оторвав процесс мышления от его объективного содержания. Можно сказать, что софистика начинается там, где диалектика как искусство анализа понятий, отражающих действительность, уступает место искусству ее языкового конструирования.
Релятивизм есть гносеологическая позиция, акцентирующая принципиальную относительность и бесконечность процесса познания. Релятивизм исходит из одностороннего выявления сути истины, то есть интерпретации процесса познания, в котором полностью отрицается абсолютность истины, преувеличивается роль ее относительности.
Догматизм является абстрактным способом рассмотрения теоретических и практических проблем, вырванных из исторического контекста. Однажды высказанная истина «застывает», «окаменевает» и в таком неизменном виде продолжает свое существование в постоянно изменяющихся условиях. Социально-психологическими корнями догматизма является слепая приверженность авторитету, некритическое восприятие ранее выработанных и усвоенных приемов и способов познания.
Вопросы:
1. Как диалектика применяется в современном обществе?
Ответ: Диалектика применяется в современном обществе в различных областях, таких как философия, социология, экономика, психология, политика и другие. Она используется для анализа социальных, экономических и политических процессов, выявления противоречий и прогнозирования их развития, выработки стратегий развития и т.д.
2. Что является высшей исторической формой диалектики?
Ответ: Это марксистская модель -- современная материалистическая диалектика.
3. Диалектика может помочь в повседневной жизни?
Ответ: Конечно, так как представляет собой не только философскую концепцию, но и способ мышления, который учитывает противоположности и их разрешение. В повседневной жизни диалектика может помочь:
- В разрешении конфликтов и споров. (Увидеть точки зрения, найти компромисс)
- В принятии решений. (Помогает анализировать различные аспекты проблемы и выявить противоречия)
- В развитии личности. (Позволяет увидеть свои сильные и слабые стороны)