Файл: Особенности организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 662

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Особенности организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста»

по дисциплине «Теоретические основы дошкольного образования»


Выполнена студентом (кой)

(Ф.И.О.)

специальности______________________________________________________

номер группы______________________________________________________
Руководитель

(Ф.И.О.)

2023 г.

Введение



1. Теоретические аспекты организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста



В младшем дошкольном возрасте 3-4 года ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве родителя или члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции.

У ребёнка бурно развиваться те способности, для развития которых имеются стимулы и условия. Родители и воспитатели, поощряя любознательность, сообщают детям новые знания и вовлекают их в различные виды деятельности. Это способствует расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний необходимая предпосылка для творческих способностей. Если созревание психики дошкольника и начало функционирования способностей совпадают, и условия благоприятны, то развитие ребёнка идёт легко. Художественно-творческие способности формируется на основе восприятия, (формирует сенсорный опыт), наглядно-образного мышления, (опирается на зрительные представления и трансформирует их для решения мыслительных задач) и воображения (формируется и развивается на основе положительных эмоций от объектов эстетического восприятия).

Особенности эстетического восприятия ребёнка дошкольного возраста: непосредственность оценивающего «Я» в любой объективной ситуации и неотделимость эмоций от процессов восприятия и воображения. Занятия по художественно-эстетической деятельности направлены на то, чтобы развивать у дошкольников способности чувствовать, любить и оценивать явления в меру своих морально-нравственных сил. Лыкова И.А. разрабатывая систему развивающих занятий, замечает: «Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение  жизненные обобщения».


Динамика художественно-эстетического развития дошкольник 3-4 лет.

В 3 года у ребёнка происходит:

- развитие рисунка от стадии каракулей на стадию «головонога», рисунок носит предметный, схематичный характер; замысел формируется в процессе самого изображения, из-за фрагментарности восприятия отсутствует детализация;

-  в лепке: отщипывание, сплющивание и раскатывание;

- в аппликации ребёнок работает с готовыми формами, составляя элементарные орнаменты и композиции;

- конструирование из элементарных фигур; конструирование по заданному образцу возможно, если конструкция состоит из 2-4 деталей;

- музыкально-художественная деятельность осуществляется, через обыгрывание музыки или через сопровождение музыкой сказки.

В 4 года:

- ребёнок может изображать несложные сюжеты, используя цветовое оформление в соответствие с окраской реальных предметов; осваивает простейшие технические навыки работы с красками, карандашами и фломастерами; умеет создавать орнаменты и узоры, следуя законам чередования и симметрии;

- в лепке умеет соединять части предмета способом прижимания;

- аппликации: вырезание, обрывание или сминание бумажной формы для передачи фигуры;

- при конструировании построек пользуется образцом и советом воспитателя; использует материалы разных геометрических форм, знает их названия; создает поделки из бумаги, природного и бросового материала;

- эмоционально воспринимает музыкальные произведения; более целостно воспринимает художественные произведения; передает свои впечатления от воспринятых художественных образов. Понимает эмоциональные переживания героев.

Развивать творческие способности дошкольников задача взрослых. Успешное их развитие возможно лишь при создание благоприятных условий. Методы, средства и формы занятий развития творческих возможностей дошкольников мы рассмотрим в следующей главе.  Итак, творческая деятельность развивает продуктивное творческое воображение и креативные качества мышления. Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Задатки для развития творческих способностей дошкольника закладываются сразу после рождения и продолжают своё становление долгие годы. Успешность развития художественно эстетической деятельности обеспечивает способность детей свободно использовать приобретённые знания. Накопление опыта создает уверенность в своих силах, ребёнок способен выдерживать сильное волевое напряжение.



Главное, о чем следует помнить, когда речь идет о детях младшего дошкольного возраста – это то, что их внутренний психологический мир (ценности, представления, мотивации и пр.) находится в процессе становления. Именно поэтому у ребенка данного возраста все радости и огорчения происходят в настоящем времени. Он не оглядывается назад и не смотрит в будущее, а просто живет «здесь и сейчас». Поведение его полностью определяется ситуацией, тем, что происходит вокруг него.

Основной особенностью младшего дошкольного возраста является высокая скорость психического и физического развития ребенка. Потихоньку выходя за пределы семейного круга общения, ребенок начинает понимать, что взрослый – это не только член семьи, но и носитель определенных общественных функций. Ребенок начинает подражать взрослым. Он постоянно говорит: «Я сам!» Потребность выполнять такие же функции, что и взрослые, реализуются через развитие игры.

Игра становится ведущим видом деятельности в этом возрасте. Продолжительность ее небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и довольно простыми сюжетами. В игре дети стараются подчинять свое поведение выбранной роли.

Совместные игры в этом возрасте постепенно вытесняют игры «рядом». Возрастает интерес к общению со сверстниками. Соответственно, появляются новые возможности в воспитании у детей этого возраста эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, приветливому отношению к окружающим.

В этом возрасте действия ребенка становятся целенаправленными. Он начинает действовать в соответствии с намеченной целью, однако быстро отвлекается и оставляет одно дело ради другого, поскольку внимание еще до конца не сформировалось.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка очень сильна потребность в общении с взрослыми. Его любознательность резко возрастает, и взрослые становятся главным источником информации об окружающем мире. Ребенка начинают интересовать загадки, истории, сказки. В то же время, у него еще велика потребность в ласке, внимании взрослого. Ребенку необходим психологический комфорт, чувство защищенности, чтобы продвигаться в изучении мира.

Преобладающей формой мышления в данном возрасте становится наглядно-образное. Ребенок начинает не только объединять предметы по внешнему сходству (величина, форма, цвет), но и усваивать принятые в обществе представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).  В играх, рисовании, конструировании ребенок знакомится со свойствами предметов, развивает свое восприятие и мышление.


Теперь ребенку уже интересен не только сам предмет, но и то, что у него внутри, каким образом он работает. Именно поэтому предмет разбирается на составные части и исследуется. Конструкторы и пазлы приобретают особое значение, и нередко становятся самой важной и нужной игрушкой.

В младшем дошкольном возрасте происходят глобальные изменения в развитии речи: существенно увеличивается словарный запас, появляются пока еще элементарные, но уже развернутые суждения об окружающих ребенка предметах и явлениях.

В этом возрасте усваиваются самые простые нормы и правила поведения. Ребенок начинает понимать и принимать «можно», «нельзя», «нужно». Он овладевает основными навыками самообслуживания: умывание, одевание-раздевание, самостоятельный прием пищи, отправление естественных нужд.

Все перечисленные изменения в сознании и развитии ребенка диктуют изменения в его обучении. Теперь взрослый может в игровой форме организовать детей, предложить им самостоятельное выполнение определенных заданий под его контролем.


Какие же задачи развития выходят в этот момент на первый план?

Развитие физических навыков детей, побуждение их к активной двигательной деятельности.

Формирование основных навыков самообслуживания, включая личную гигиену, правила поведения за столом и пр.

Развитие познавательных навыков ребенка.

Постоянное расширение детского кругозора.

Формирование навыков общения с окружающими, воспитание доброго, позитивного отношения к ним.

Обучение детей совместным действиям.

Реализация данного комплекса задач дает возможность максимально развить ребенка младшего дошкольного возраста, как самостоятельную личность.

1.2 Особенности организации игровой деятельности детей младшего дошкольного


https://mcoip.ru/blog/2022/03/26/osobennosti-igrovoj-deyatelnosti-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta/?ysclid=lji0vpb7e7759644262
Ребёнок в своем ежедневном общении с взрослым шаг за шагом получает навык коммуникации и взаимодействия со сверстниками, познаёт много новых свойств и правил социальной жизни.

Четвертый год жизни важная пора у дошкольника. В этот отрезок времени в развитии игровой деятельности происходят существенные изменения, связаны они с переходом от сюжетно-отобразительной игры к игре сюжетно-ролевой.  Необходимо отметить, игра, как вид человеческой деятельности у дошкольников, прежде чем стать ведущей деятельностью в дошкольном периоде детства проходит несколько ступеней своего развития.


В младшем дошкольном возрасте изменяется психологическая оценка игры. Содержание игры даёт основание для контакта и общих действий детей. Если прежде ребёнок играл сам по себе или рядом, то на данном этапе для него делается интересным не только лишь особенности и назначение предметов, функции окружающих людей, но в первую очередь их взаимодействия и взаимоотношения. В этом возрасте у детей запас знаний становятся более чёткими, повышается познавательный интерес. Они становятся любознательными и активными в поисках ответов на интересующие вопросы. Высказывают рассуждения об окружающих их вещах и явлениях.

Поведение ребёнка этого возраста носит преднамеренный характер, однако в силу неустойчивости внимания ребёнок с лёгкостью отвлекается, причём в любом виде деятельности, не только в игре.

На четвёртом году жизни ребёнок способен ставить цель и производить действия в соответствии с данной целью. Он может определить, во что хочет играть, кем он будет в данной игре. И здесь задача педагога своевременно и рационально осуществлять руководство игровой деятельностью. Так как с другой стороны, у детей в младшем возрасте нет опыта в совместных играх, дети ещё не научились согласовывать действия, определять общую цель в игре. Именно поэтому важную роль выполняет взрослый, который для ребёнка становиться не только источником знаний об окружающем, но и партнёром в игре.

Наблюдая за действиями ребёнка в игре, можно заметить, что ребёнок уже действует со значениями предметов, но при этом еще опирается на их материальные заместители-игрушки. Если на начальных этапах развития требуется предмет-заместитель и относительно развернутое действие с ним, то на более позднем этапе развития игры, предмет выступает через слова — название уже как знак вещи, а действие — как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью.

Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, приобретая постепенно характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся на внешние действия.

В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как этапом. А. В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. Он же установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения [5, c. 49-50].