Файл: Особенности организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 730
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При выполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т. е. «рефлексия». Но это еще не сознательный контроль, т.к. функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается [1, c. 59]. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности осуществляется в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. При ознакомлении, например с той или иной профессией педагогу необходимо не только знакомить детей с результатами труда, но и заострять внимание на личных качествах людей профессии, вызывать к ним уважение, симпатию и желание им подражать. При грамотно организованной экскурсии и наблюдении дети должны быть активными помощниками и участниками труда взрослых. Педагогу следует каждый день создавать проблемные ситуации способствующие вступлению ребёнка во взаимоотношения с окружающим. Все приобретённые знания дети соответственно могут отразить в играх, а если при этом знания о профессиях взрослых расширяются и углубляются, игра становится более интересной.
Большое значение, имеет и обучение способам игрового отображения действительности. Педагогу в этом помогут совместные с одним или несколькими детьми игры-инсценировки, игры-имитации. Данные игры способствуют развитию у детей речевого диалога, выразительной передаче движений различных персонажей, их мимики, жестов и т.д., помогают усвоению ролевых форм поведения, дают характеристики взаимоотношений между героями.
Обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому. Благодаря обучающим играм ребенок усваивает новые, более обобщенные способы отображения действительности.
По мнению ученых важно, передавая игровой опыт через обучающие игры, всячески поощрять детскую самостоятельность, инициативу, творчество. Немаловажное значение для развития самостоятельности, инициативы и творчества у детей в игровой деятельности имеет правильная организация предметно-игровой среды.
Педагогом должны быть созданы условия для свободной и самостоятельной игровой деятельности детей. Сделать предметную среду группы, более гибкой и динамичной, дающей возможность детям и воспитателю самостоятельно изменять пространство. Своевременно изменяя игровое пространство, насыщать его разнообразным ассортиментом образных игрушек. Обеспечение игровых зон необходимой посудой, мебелью, кукольной одеждой, транспортом и другими атрибутами игры в соответствии с размером и характером кукол, а также предметов-заместителей либо воображаемых предметов направляют ребёнка на самостоятельное и активное решение игровых задач, помогают поиску способов их реализации и воспроизведения действительности.
Ребенок 3-4-х лет находится в первой стадии самостоятельности. Возраст – «Я — сам» предоставит ребенку в игре полную самостоятельность. В это время возникает потребность в самостоятельной игре, ребенок хочет пережить игру самостоятельно. Происходит формирование ролевого поведения, ребенок изображает взрослого, хочет быть таким. Поэтому должен быть яркий и выразительный образ. В этом возрасте дети очень щепетильно подражают взрослому и стараются ухватить все способы – действия. Чтобы ребенок повторил действия взрослого, его необходимо обеспечить многообразием атрибутов. Некоторые ученые называют этот период возрастом атрибутов, которых чем больше, тем, на их взгляд, будет богаче ролевое поведение. Ребенок в этом возрасте принимает игру взрослого в параллельной роли.
Таким образом, главным в формировании игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста является развитие сюжета по мере освоения ребенком свойства предметов и многообразия действий с ними. Направление развитию игре должен задавать взрослый, играющий важную роль, становясь источником знаний об окружающем, партнёром в игре, своевременно и рационально осуществляющий руководство игровой деятельностью.
2.
2.1
2.2
Заключение
Таким образом, все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
В психическом развитии ребенка игра выступает как средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровня психического развития происходит освоение объективного мира взрослых.
В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. Например, лото «Животные» игра, которая учит ребенка классифицировать предметы, изображенные на карточке. В детских садах проводится занятие по родной речи, по счету. В настоящее время в старших группах организованы занятия подготавливающее детей к школе. Имеется положительный опыт обучения в игре дошкольников в детских учреждениях музыки, рисованию, иностранному языку.
Все виды деятельности: игра, элементы труда и учения – готовят ребенка к школе. Практическое применение игры благоприятно сказывается на появлении позитивных тенденций в деятельности детей дошкольного возраста. У детей улучшилось творческое представление, фантазия, память. Они могут самостоятельно играть, инсценировать…
Игровой метод включения ребенка в деятельность предполагает личностный подход, когда воспитатель ориентирован на личностный подход в целом. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.