Файл: Культура это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………....3

  2. Что такое культура?.....................................................................................3

  3. Художественная культура………………………………………………...6

  4. Искусство и общество…………………………………………………….8

  5. Заключение………………………………………………………………..10

  6. Список литературы……………………………………………………….12

Введение

Культура – это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура «вездесуща», но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь её собственно духовную сторону – во всем разнообразии социально значимых проявлений.

Вместе с тем культура – это также процесс и результат духовного производства, что и делает её существенной частью совокупного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распределение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.

Что такое культура?

Культура (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — в первоначальном понимании — обработ­ка и уход за землей, с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей. В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесных, духовных и личностных склонностей и способ­ностей человека: соответственно существуют культура тела, культура души и духовная культура личности.

В широком смысле это понятие означает совокупность проявлений социальной жизни в отличие от проявления жизни в биологическом ее понимании. Поэтому культура — это способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности. При всем разнообразии определений культуры можно выделить то, что объеди­няет большинство из них: понимание культуры как сис­темы вне биологических механизмов (норм, приемов и т. п.), которые программируют и регулируют деятельность людей в любой ее форме.


Явления культуры изучает множество конкретных наук и каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Западные исследователи насчитывают в мировой литературе не ме­нее трехсот определений культуры. Причина в том, что существует очень много мировоззренческих позиций (и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения), с которых рассматривается культура.

Культура, как и всякий процесс, происходящий в че­ловеческом обществе, может существовать только в не­прерывном развитии, которое обусловливается наличием двух полярных сторон: традиционной и творческой. Тра­диционная сторона заключается в уже накопленных пре­дыдущими поколениями человечества и устоявшихся пра­вилах, канонах, духовных ценностях, которые лежат в ос­нове культуры и обеспечивают преемственность поколений людей. Наряду с этим существует и творческая сторона культуры, которая является необходимым условием для ее развития.

Человек, используя уже накопленные культурные цен­ности, может анализировать их, выделять существенные стороны, обобщая полученные знания и опыт, может создавать новые ценности, заключающие в себе старые и наполненные новым содержанием. На основе этого про­цесса человек не только развивает культуру, но вместе с культурой и сам развивается, проводя через свое созна­ние духовные ценности предыдущих поколений. Можно видеть, что в столкновении традиций и творчества проис­ходит рождение новых черт культуры, а накопление дос­таточно больших изменений приводит к появлению но­вой культуры и нового идеала человека.

Субъект культуры — человек, который сохраняет, тво­рит и распространяет культурные ценности. Творчество как созидательный процесс возможно только в культуре, кото­рая представляет собой традицию и новацию, повторение старого «на новой основе» и разрушение отжившего.

Культура, в широком понимании слова, характеризует собой уровень развития общества, его гуманности, фор­мирования человека как общественного существа. Накоп­ленные обществом духовные и материальные ценности представляют собой богатейшее культурное наследие человечества. В это понятие включаются все ценности, со­зданные человеком, в отличие от природных вещей и яв­лений. Культурное наследие является главной основой стабильной жизни и развития общества. Его величина определяет степень развития общества: человек, зная и умело используя накопленный опыт, духовные и матери­альные ценности предыдущих поколений, способен раз­вивать себя и свою культуру лучше, и укреплять тем са­мым стабильность общества, повышая его культуру. Об­щество, не имеющее или утратившее свою культуру, обречено на бесперспективное, регрессирующее существо­вание. Накопленные ценности способствуют более глубо­кому и

широкому прониканию культуры в общество, ее распространению и твердому закреплению в сознании че­ловека. Человек должен знать о культуре своего народа, о его традициях, понимать их, брать от них все самое глав­ное и обращать в свое внутреннее сознание.

При этом следует различать материальную и духовную культуру, не противопоставляя их друг другу. Это разде­ление кажется очевидным, но вместе с тем и то, и другое является культурой, несущей в себе материальное и ду­ховное в их единстве. В материальной культуре заключе­но формирующее ее духовное начало, поскольку она все­гда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной куль­туры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть объективированы и могут стать фактом общественной жизни. Следовательно, есть основания говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную.
Художественная культура

Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Она включает:

- функционирование специализированного художественного творчества - искусства;

- народно-художественную культуру;

- массовую культуру;

- элитарную художественную культуру;

- художественные субкультуры регионов,

- профессиональных объединений, молодежи и т.п.;

- художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.


Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является, только и чисто материальной, другая - только и чисто духовной, третья - не материальной и не духовной. Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы - иначе они просто не могли бы существовать, равно как и то, что в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели. Что касается художественного творчества, то в нём духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье, ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются. Эту духовно-материальную целостность и называют "художественностью". Следовательно, художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной активности человека материальное воплощение результатом работы его мышления, но как мышление в материале, т.е. с помощью представления цвета, пластики, звука. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать.

В результате длительных дискуссий по поводу того, что же такое собственно художественная культура, обозначаемая также и категорией «искусство», выяснилась невозможность свести ее к какой-либо одной функции. Она явно шире, чем «выражение пре­красного», «познание реального мира», «отражение мира идеального», «выражение внутреннего мира художника» или чем «проявление творческого и игрового начала». Все эти функции действительно присущи худо­жественной культуре, а это означает, что она также отличается тем качеством, которое мы обозначили как полифункциональностьв применении к культуре вообще.

Как подчеркивает известный российский культуролог М.С. Каган, эта форма деятельности сопряга­ет в себе и познавательную, и оценочную, и обозначивающую, и коммуникативную функции. Она отражает реальность и одно­временно творит особую искусственную реальность, удваивает жизненный мир, служит воображаемым дополнением, продол­жением, а иногда и заменой реальной жизни.

Создавая мир «вторичной реальности», искусство становится для человека источником жизненного опыта, специально орга­низованного, продуманного и оцененного с точки зрения подлинных смыслов и ценностей. Поэтому в структуре духовных от­ношений оно осуществляет важные функции формирования ха­рактера, внедрения норм и ценностей, смыслов и знаний, необходимых для полноценной жизни общества. Как к влиятельному средству духовного воздействия к искусству обращаются и ос­тальные средства социальной регуляции — и мифология, и рели­гия, и политика, и идеология не могут обойтись без тех средств выразительности и убеждения, которыми располагает искусство. И даже в военном деле, как известно, необходимы художествен­ные средства — символика, музыка и военная литература — для поддержания «духа войска».



Искусство и общество

Тема искусства и общества на протяжении веков была сюжетом самых ожесточенных идейных споров. Может ли общество через какие-то свои институты определять содержание искусства и принципы его институционального устроения? Зависит ли художник от общества?

Сами художники, как известно, нередко провозглашали свою безусловную независимость от общества в любом его проявлении. В этом можно убедиться, например, из мемуаров знаменитого итальянского мастера Б. Челлини, настаивавшего, что не только творчество, но и сама жизнь художника не подчиняются какому-либо закону. Более соразмерную формулу мы находим у Пушкина, который постоянно подчеркивал различие между обы­денной жизнью художника, в которую он может быть погружен и остальные «ничтожные дети мира», состояниями твор­ческого вдохновения, в которых он подвержен зову «божествен­ного глагола» и не подвержен суду «черни».

Повинуясь внутреннему зову, а не социальному заказу, поэт испытывает чувство удовлетворения от своего произведения либо же он сам себя осудит и отвергнет результаты своего творчества. Повинуясь такому внутреннему импульсу, Н.Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ» и создает покаянную исповедь «Избранные места из переписки с друзьями». Яркое подтверждение этой мысли мы найдем и в творчестве и судьбе не­малого числа выдающихся деятелей культуры советского периода. Их личная неустроенность, тяжелые условия существования, репрессии и угроза гибели не останавливали творческого порыва, пробивавшегося «из-под глыб».

В художественной жизни Западной Европы на протяжении всего XIX и начала XX в. появление новых стилей в искусстве и литературе зачастую сопровождалось общественными скандала­ми, бурным негодованием со стороны части публики и влиятель­ной критики, отторжением со стороны уже признанных художественных академий. «Отказники» вынуждены были искать другие пути демонстрации своих произведений. Лишь постепенно уст­ранялись барьеры для нового искусства и новой литературы. Пол­ную свободу творчеству открывал только рынок, однако ценой жесткого подчинения всего комплекса духовного производства коммерческим принципам. Место художественных академий и кюри заняли дилеры и меценаты.

Тем не менее в последние десятилетия в структуре художест­ве иной жизни развитых стран Запада произошли радикальные сдвиги, Уже в начале века возникает «авангард», принципиально противостоящий самой идее признания обществом, настаиваю­щий на своем вызове всему социально санкционированному. Многие манифесты этого разнородного направления открыто провозглашали идею противостояния обществу. Недолгое сопротив­ление было сломлено новой критикой, носившей характер апологии антиобщественного искусства. В дальнейшем, особенно после второй мировой войны, авангард становится официально признанным направлением в искусстве, ревностно поощряемым современными структурами большого бизнеса и даже консерва­тивными правительствами. Резко меняют свои позиции издатель­ства, художественные выставки и музеи.