Файл: Предмет психологии. Структура, цели, задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2. Структура, цели и задачи психологии
Кроме предмета, психология, как и всякая наука, имеет свои принципы, цели, задачи, методы, категориальный аппарат (блок понятий). Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки. В основе психологии как науки лежит ряд принципов, существенных и для всех общественных наук. Например, это принципы детерминизма, принцип связи сознания с деятельностью, принцип развития психики в деятельности и др.

Эти принципы были сформулированы в 30-е годы XX века в советской психологии.

Принцип детерминизма – принцип причинно-следственной обусловленности явлений психики окружающей реальностью (психика человека определяется его образом жизни, окружающим миром): я пишу, потому что мне надо; мне надо, поэтому я пишу.

Принцип связи сознания с деятельностью и деятельности с сознанием введен С. Л. Рубинштейном; сознание регулирует поведение и деятельность человека. Оно образует внутренний план деятельности, ее программу, а деятельность – условие возникновения и формирования сознания.

Принцип развития психики в деятельности утверждает, что психику можно правильно объяснить, если рассматривать ее как продукт и результат деятельности. И.-В. Гете считал, чтобы понять, кто ты, надо начать действовать.

Соотношение понятий «психика» и «сознание» можно изобразить так, как это предлагает В. В. Заботин в своем исследовании.

Задача – цель, поставленная в конкретных условиях. Задачи психологии следующие:

1. Понять сущность психических явлений и их закономерности.

2. Научиться управлять ими.

3. Использовать полученные знания на практике для повышения

эффективности и качества изучения явления.

Авторы известного учебника психологии 60-х годов А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и Б. М. Теплов так сформулировали задачи современной науки:

1. Изучать законы психической деятельности в ее развитии.

2. Вскрывать физиологические механизмы отражения внешних

воздействий на человека.

3. Исследовать пути и средства формирования свойств и черт

Личности [5].

Современная психология – широко разветвленная область знаний. Общая психология – фундамент развития ее отраслей, которых более 100 Систему отраслей общей психологии условно можно разделить по трем направлениям:


1. По видам человеческой деятельности – от самых широких до узкопрофессиональных (психология религии, искусства, политики,

труда, инженерная, медицинская, спорта и др.).

2. Рассматривающие психику в развитии (возрастная психология, зоопсихология, патопсихология и др.).

3. Изучающие человека в группе (пара, бригада, нация и др.), так называемая «социальная психология».

Общая психология – это особое наименование для характеристики наиболее общих закономерностей, методов, понятий. Общая

психология включает следующие разделы:

1. Введение в психологию. Методологические основы психологии

2. Развитие психики животных и человека в филогенезе (развитие

человеческого рода) и онтогенезе (развитие организма от момента рождения до смерти).

3. Деятельность.

4. Личность и коллектив.

5. Познавательная сфера личности (внимание и все психические процессы.).

6. Эмоционально-волевая сфера личности (воля, чувства и эмоции)

7. Индивидуально-типологические особенности личности (темперамент, характер, способности).

Результаты исследования общей психологии – основа развития

всех ее отраслей. Остановимся на некоторых ее отраслях:

1. Психология труда изучает проблемы профессиональной пригодности, профессионального отбора, профессиональной ориентации,

условия научной организации труда (НОТ).

2. Из психологии труда вышла инженерная, которая интересуется

проблемами «человек – машина», АСУ (автоматизированными системами управления).

3. Юридическая психология изучает вопросы, связанные с обвиняемыми и свидетелями. Более узкие отрасли юридической психологии – это судебная психология и пенитенциарная, которая занимается

вопросами формирования групп преступников в заключении.

4. Космическая психология (ей чуть более полувека). Основы ее заложены в СССР. Занимается эта отрасль, например, проблемами поведения человека в невесомости, совместимости людей в условиях космического полета. Известен синдром «гибели мира». В процессе изучения психики космонавтов были выявлены закономерности положительного влияния друг на друга; оказалось, что более пяти дней мало кто выдерживал в замкнутом пространстве; человеку необходимо быть то в обществе других, то в одиночестве.

5. Библиотечная психология изучает проблемы спроса на литературу, читабельности книг, их оформления (например, поля существуют для разворота глаз).

6. Социальная психология рассматривает проблемы поведения



человека среди ему подобных, массовые явления (психоз), зависимость

позиций разных групп людей [6].
Заключение
В результате проведённого исследования можно сформулировать следующие выводы:

1. Психология наших дней - не только теоретическая дисциплина, изучающая человека, но и система прикладного знания.

2. Психология - единая научная дисциплина. Единство психологии, несмотря на разнообразие отраслей, определяется единым предметом и единым методом. Разные отрасли и парадигмы разрабатывают различные аспекты единого предмета психологии, используя различные методики в соответствии с единым методом. Психология обладает научным статусом потому, что ее объяснительные принципы и метод находятся в соответствии с общенаучными. Принципы взаимодействия, детерминизма и целостности имеют фундаментальное значение для всех конкретных научных дисциплин.

3. Предмет психологии как самостоятельной научной дисциплины обладает собственной спецификой, отличающей его от предметов изучения в других дисциплинах. Специфика предмета психологии такова, что не допускает ни редукции вниз - к нейрофизиологии, ни вверх -- к социологическим наукам, обладающим собственными предметами исследования, но требует согласования с ними.

4. В то же время психология разделяет общенаучные объяснительные принципы, общенаучный метод. Важнейшие проблемы психологии не могут быть ни поставлены, ни решены вне контакта с другими дисциплинами.

5. В данной работе нами было показано, что психология действительно обладает целым арсеналом методов, позволяющих эффективно проводить психологические исследования. Наряду с этим каждая психологическая дисциплина имеет свою методику, отличную от методики других. И каждая отдельная проблема имеет свою специальную методику, предназначенную для её изучения.
6. К тому же становится очевидным, что психологические знания имеют свои особенности. Первой особенностью является то, что это знания о явлениях, которые непосредственно присущи каждому человеку.

Каждый имеет ощущения, память, чувства, и мы не только чувствуем, видим, мыслить, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Кроме того, психологические знания характеризуются несовпадением их житейского и научного смысла. И третья особенность заключается в том, что они очень важны для формирования мировоззрения и самосознания личности.


Резюмируя всё вышесказанное, хотелось бы отметить, что роль психологии в жизни человека действительно существенна. Развитие современного российского общества с его всё возрастающими темпами и трудностями требует высокого уровня психологических знаний человека, в какой бы области он ни работал. Необходимо также чётко понимать и помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования. Установлено, что в последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен - ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

И сегодня мы являемся свидетелями всё возрастающей актуальности психологии как науки, как сферы жизни, в которую включён каждый человек современного общества. Психология - это отрасль науки, поэтому к ней относятся все требования, предъявляемые к научному исследованию, и она отвечает эти требованиям.

Список использованных источников
1. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.

2. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.

3. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 228 c.

4. Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 136 c.

5. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.

6. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.