ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рекрутмент, или подбор персонала, — это функция HR, с которой знаком каждый специалист или руководитель. Все проходят собеседования, а некоторые менеджеры ещё и сами собеседуют новых работников.
Рекрутинг (в переводе с английского «recruiter» - агент по найму кадров) представляет собой в общих чертах деятельность по подбору кандидатов на имеющиеся вакансии. По сути рекрутинг является одним из направлений управления персоналом. В данной сфере ведут свою деятельность специалисты, называемые рекрутерами, хэдхантерами, менеджерами по подбору персонала, менеджерам кадровых агентств.
Существует несколько типов рекрутеров. Но, несмотря на различия в целях и методах деятельности, механизм и психология рекрутинга во всех случаях схожи. Выделяют следующие типы рекрутеров:
1) корпоративные рекрутеры,
2) временные сторонние рекрутеры,
3) постоянные сторонние рекрутеры.
Корпоративные рекрутеры принимаются в штат компании. В их должностные обязанности входит поиск, оценка и отбор новых сотрудников в связи с потребностями компании. За границей такая практика существует уже давно, сейчас она активно распространяется и в России. Большие производственные предприятия, торговые компании и IT-компании начали брать в свой штат корпоративных рекрутеров для закрытия сложных вакансий, не прибегая к помощи рекрутинговых агентств. Недостатком данного метода использования рекрутинга в управлении персоналом является необходимости нести постоянные затраты на содержание рекрутера, даже в тех случаях, когда его услуги не нужны организации. Именно поэтому большое распространение получили два последних вида рекрутеров.
В этом случае компания заключает соглашение с отдельными рекрутерами, так называемой «третьей стороной». Они могут работать самостоятельно либо же быть сотрудниками рекрутинговой или консалтинговой компании.
В зависимости от способа оплаты выделяют в группе «третьей стороны»: постоянных рекрутеров и временных рекрутеров. Услуги всех рекрутеров «третьей стороны» оплачиваются нанимающей их компанией - работодателем, но «постоянные» рекрутеры обычно имеют «эксклюзив» с компанией. Они получают часть оплаты авансом и основную часть, когда поиск завершен, и обычно используются для поиска кандидатов на ТОП-позиции.
«Временные» рекрутеры обычно не имеют «эксклюзивных» отношений с компанией. Они получают плату за свои услуги, только если компания принимает на работу кандидата, найденного благодаря их усилиям. Помимо этого, профессиональные рекрутеры (кадровые и консалтинговые агентства) дают гарантию на бесплатную замену кандидата, который не справился с работой или уволился сам. В зависимости от уровня позиции она составляет от трех месяцев до года, и периодически сотрудники агентства интересуются судьбой трудоустроенного специалиста в компании. В свою очередь, он может в любое время сам позвонить в агентство, рассказать о возникших сложностях или проблемах на новой работе. Таким образом, достигается налаживание эффективного и долгосрочного взаимодействия между рекрутерами и работодателями.
В России немало агентств, предлагающих свои услуги соискателям за определенную плату и обслуживающих работодателей бесплатно. В данном случае стоит отметить некий непрофессионализм подобных сервисов, так как они взимают плату за консультации и помощь в составлении резюме, которые в профессиональных консалтинговых агентствах предоставляются бесплатно. В отношениях с подобными организациями стоит быть осторожным.
Помимо этого выделяют специализированных рекрутеров – кадровые и консалтинговые агентства, которые занимаются подбором кандидатов на вакансии в определенной сфере деятельности. Для одних приоритетны IT-вакансии, другие закрывают вакансии в сфере гостинично-ресторанного бизнеса, третьи — в нефтяной отрасли и т. д. Но большинство агентств работают практически с любыми позициями во многих отраслях рынка.
Как правило, кадровые агентства работают с проверенными клиентами. Некоторые компании-работодатели подбирают персонал исключительно с помощью агентств, и на их корпоративных сайтах вакансий не найти.
Целью рекрутера является закрытие вакансии. При этом соискателям стоит помнить, что рекрутер работает в первую очередь на интересы работодателя, которые оплачивает его услуги. Но также не стоит забывать, что репутация рекрутера напрямую зависит от того, насколько подобранный кандидат подходит требованиям имеющейся вакансии и работодателя. Поэтому важно грамотно строить взаимоотношения с рекрутерами, особенно в сфере интересов соискателя.
Во многом результат закрытия вакансий, удовлетворения интересов соискателя и работодателя зависит от профессионализма рекрутера. К основным чертам профессионального рекрутера (будь то самостоятельный специалист или кадровая служба) относят следующее:
1) обратная связь;
Нередко возникают ситуации, когда соискатели, отправив свое резюме в кадровое агентство или пройдя собеседование, не получают никакого ответа от рекрутера. С одной стороны, это объяснимо тем, что рекрутер вовсе не должен реагировать на все поступающие сигналы, тем более если кандидат не соответствует заявленным требованиям. Но, с другой стороны, опытный рекрутер всегда получит обратную связь от работодателя по поводу организованного им интервью. Он не станет продолжать высылать резюме кандидатов в компанию клиента, прежде чем не узнает, по каким причинам предыдущий кандидат не удовлетворяет ее требования. Без такой критики рекрутер не знает, в чем была его ошибка. Эта обратная связь нужна для совершенствования работы рекрутера и эффективного поиска правильных кандидатов. К тому же опытный рекрутер обязательно свяжется с соискателем и донесет до него ответ работодателя. Это не является прямой обязанностью рекрутера, но это говорит о знании им норм бизнес этики.
2) информирование соискателей;
Бесспорным признаком непрофессионализма в рекрутинге является предоставление заказчику резюме кандидатов, которые не были информированы про вакансию и не дали своего предварительного согласия участвовать в конкурсе.
3) активный поиск кандидатов;
Признак любителя – это когда рекрутер не делает ничего – только собирает резюме, без определенной цели. К сожалению, из-за таких действий некоторых рекрутеров страдает репутация рекрутинга в целом. Возникают проблемные ситуации с заказчиками - они не понимают, за что платят деньги.
4) учет запросов работодателей и интересов соискателей;
Профессиональный рекрутер всегда хочет быть уверен, что он не только хорошо выполнил работу для клиента, но и удовлетворил интересы кандидата. Очень часто хорошие отзывы бывших кандидатов привлекают новых заказчиков.
5) знание отрасли, в которой рекрутер ведет свою деятельность;
Профессиональный рекрутер знает про сферу бизнеса, которую он обслуживает, больше, чем просто ее название. Например, настоящий технический рекрутер может поддерживать разговор с техническим директором или начальником IT-отдела компании об основных тенденциях и путях развития ІТ-сферы. Хороший рекрутер является экспертом в своей области. Эти знания приходят вместе с деловым и профессиональным опытом. Часто компании принимают на работу молодых, неопытных сотрудников в отдел рекрутинга. Эти сотрудники не имеют бизнес-навыков и не понимают той работы, для которой они ищут исполнителей. Нужно самому быть талантливым бизнесменом, чтобы заниматься поиском и подбором талантливых людей для бизнеса.
6) наличие знаний и навыков продаж;
В современном рекрутинге получило больше распространённое мнение о том, что рекрутер должен быть хорошим продавцом. В принципе, рекрутинг во многом является деятельностью, лежащей в сфере продаж и маркетинга. Конечно, в больших рекрутинговых или консалтинговых компания существует позиция клиент-менеджера, который ведет все отношения с работодателями, а также совершает продажу рекрутинговых услуг. Но это не снимает вышеизложенных требований с рядовых рекрутеров. Да, они не продают рекрутинговые услуги, но они работают с соискателями, и тут также происходит процесс продажи – продажа соискателю вакансии и компании, которая ее заказала.
7) наличие знаний о методах отбора персонала;
Ключевым моментом также является то, что рекрутер должен обладать отменными знаниями методов отбора. Линейные менеджеры часто не владеют методами оценки кандидата, поэтому профессиональный рекрутер может стать последней защитой от ошибки при принятии нового человека на работу. Хороший специалист по отбору сэкономит время, капитал и физическую энергию, не допустив ошибок при приеме на работу в организацию.
В качестве дополнительных черт профессионального рекрутера можно рассматривать следующее:
1) корректность – он думает о Вашей безопасности и комфорте в общении;
2) логичность изложения мыслей;
3) умение ценить время соискателей - он не будет отнимать время понапрасну.
Это всего лишь часть признаков профессионала - рекрутера. Профессия это довольно новая для нашей страны, естественно, что она будет развиваться, требования будут изменяться со временем, в чем-то ужесточаться, в чем-то качественно преобразовываться.
Мы рассмотрели понятие рекрутинга, цели и виды рекрутеров, а также признаки настоящих профессионалов в данной области. Безусловно, они играют важную роль при закрытии имеющихся вакансий для работодателя. Но какую роль они играют для соискателей в процессе поиска работы?
Большинство соискателей предпочитают активный поиск работы или помощь знакомых услугам рекрутинговых агентств. Но для того чтобы начать активный поиск работы, обзвон работодателей, нужно быть достаточно уверенным в себе, уметь вести диалог. В какой-то момент нужно переломить свой страх перед неизвестным.
При прямом поиске необходимо грамотно подготовить резюме, максимально эффективно достигнуть "целевой аудитории". Для этого работодателю, например, нужно направить не только резюме, но и сопроводительное письмо, которое объяснит цели направления резюме, ваши мотивы смены места работы и обращения в данную фирму. Вообще, очень важно предвосхитить моменты, которые могут вызвать раздражение работодателя. Самое главное, что требуется от претендента на конкретную вакансию и от ищущего работу вообще, – очень четко представить себе, чего он хочет.
Решить все возникающие проблемы и трудности при поиске работ может помочь рекрутер. Конечно же, соискателю легче общаться с консультантом, который посоветует ему, как себя вести, внесет коррективы в резюме, поможет выделить приоритеты и интересы. В конце концов, это вполне конкретный человек, у которого можно просто попросить совета.
При этом нужно четко понимать, что рекрутер, отстаивая интересы работодателя, стремится найти наиболее подходящего кандидата, а, следовательно, рекрутер будет учитывать ваши интересы, требования к работе и степень удовлетворения от предложенной вакансии. Поэтому нужно уметь правильно и четко строить взаимодействие с рекрутером.
При этом помощь профессиональных рекрутеров может быть полезна и выгодна соискателям в следующих случаях:
1) когда необходимы консультации специалистов в процессе поиска работы,
2) когда необходимо помощь специалистов при составлении резюме,
3) при информационной подготовке к собеседованию,
4) во время прохождения конкурса на вакансию,
5) при повышении собственной оплаты труда.
Рассмотрим роль рекрутеров в каждом случае подробнее.
Очень немногие соискатели правильно понимают цели и задачи процесса поиска работы, правила поведения с работодателями, способы самопрезентации и т.д. При этом, обратившись в рекрутинговое агентство или к профессиональному рекрутеру, соискатель получает ценного консультанта, который может помочь дельным советом на всех стадиях трудоустройства. Особенно важна помощь рекрутера при составлении резюме и самопрезентации для собеседования, так как профессионал сможет подсказать, что действительно является важным для конкретного работодателя, а что вторично.
Будущий работодатель оценивает вас на собеседовании как "специалиста в деле". Рекрутер может помочь вашему успеху, предоставив объективную информацию, полезную для ведения переговоров о заработной плате, компании, ее первых лицах и деятельности. К тому же у рекрутера есть больше возможностей для получения достоверной и полной информации по данным вопросам, чем у соискателя.
Не менее важна роль рекрутера на этапе прохождения соискателем конкурса на вакансию. Первое собеседование всегда проходит в рекрутинговом агентстве. Специалисты агентства заинтересованы в лучших кандидатах для представления клиенту и выбирают тщательно из многих, поэтому у соискателя может оказаться от 5 до15 конкурентов — в зависимости от сложности позиции. Если требования компании-заказчика — навыки, умения, знания и опыт специалиста — совпадают, рекрутер по итогам интервью составляет резюме со своими комментариями и отправляет его клиенту. В среднем компании представляют работодателю пять резюме на одну позицию. Но может быть и больше.