Файл: Чоу во Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса Факультет подготовки бакалавров Направление 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса»

Факультет подготовки бакалавров

Направление 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

(профиль «Муниципальное управление»)

Задания для промежуточной аттестации

по дисциплине «Социология управления»

Билет 15

Выполнил: студент_3_ курса заочной

формы обучения с применением ДТ,

_Нараева М.А._

Проверила:

_Еськова Н.А._

Курск 2020

1. Теория рационализации Ф.Тейлора.

Фредерика Тейлора (1856-1915) считают родоначальником науки управления. Ему принадлежит заслуга технического совершенствования организации труда на предприятии. Он внедрил плановое бюро, новые методы работы, эффективные приемы резания металла, инструкционные карточки для рабочих и многое другое. Тейлор разработал свою концепцию, которую впоследствии называли «концепцией экономического человека».

Он открыл также феномен группового давления и экспериментально доказал, что работа в коллективе принуждает передовиков опускаться до уровня середняков, а середняков – до уровня отстающих по производительности труда. Он считал, что трудиться хорошо человеку мешает боязнь наказания: стоит рабочему перевыполнить норму, как администрация вскоре снизит расценки и заставит его работать вдвое интенсивнее за ту же заработную плату. Помимо идущей «угрозы» сверху, на рабочего «снизу» оказывает давление малая группа. Она также не заинтересована в высокой эффективности.

Теория Тейлора предусматривала одностороннее влияние управляющей системы на рабочего и беспрекословное его подчинение управляющему. Этому способствовало и то, что в полученном задании рабочему в деталях расписывался процесс труда, который он не мог нарушить. Тейлоризм в какой-то мере игнорировал рабочего как личность. В истории научного управления не учитывались мотивы поведения социальных групп и психология рабочего. Видимо, это было результатом того, что специальными социологическими и психологическими исследованиями Тейлор не занимался.

Он рассматривал рабочего как автоматического исполнителя трудовых действий, предписанных инструкцией. Основными движущими импульсами Ф. Тейлор считал ожидание и получение материального вознаграждения за труд, заинтересованность в личной экономической выгоде.


Ф. Тейлор выдвинул четыре научных принципа управления:

· внедрение экономных методов работы;

· профессиональный подбор и обучение кадров;

· рациональная расстановка кадров;

· сотрудничество администрации и работников.

Их внедрение позволяет резко (в 2-3 раза) повысить производительность труда. Руководство он понимал, как сложнейшее искусство и точную науку одновременно. Расчет и интуиция – залог успеха. Ф. Тейлор разработал две концепции – «достигающего работника», когда человеку надо поручить такое задание, которое требовало бы максимум усилий, но не вредило здоровью и «достигающего руководителя», когда одного мастера в цехе, отвечающего за все, заменяла «функциональная администрация», состоящая из целого ряда узкоспециализированных инструкторов.

2. Задание: 1 приведите пример конфликтов 2 приведите возможные стратегии поведения в конфликте их решения.

Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, социальными институтами, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, столкновением различных интересов.

Одним из наиболее распространенных видов межгруппового конфликта является трудовой конфликт, в основе которого лежат: условия работы, система распределения ресурсов, принятые договоренности. Его провоцируют преимущественно бездейственность и забюрократизированность администрации, игнорирование или незнание работодателем норм трудового законодательства и труда. С ним связаны также, низкие социальные гарантии работникам, низкая зарплата, ее несвоевременная выплата и др.

Более сложными и тяжело регулируемыми являются межэтнические кон­фликты, которые, как правило, имеют многолетнюю предысторию, порожда­ются комплексом социально-экономических, политических, культурных, этно­психологических проблем.

Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта:

  1. Силовой (одностороннее доминирование).

  2. Компромисс.

  3. Интегральная модель.

  4. Разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель).


Одностороннее доминирование (силовая модель) – способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые способы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону.

Разъединение сторон конфликта. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами, изоляцией их друг от друга (например, развод супругов, разъезд соседей, перевод работников на разные участки производства). Разъединение конфликтующих сторон может совершаться путем их отступления, когда они обе покидают «поле битвы». Так завершается, например, перепалка между пассажирами автобуса при выходе одного из них на своей остановке или ссора между соседями в коммунальной квартире, которая прекращается после их переселения.

Модель компромисса – способ согласования конфликтных интересов, заключающийся во взаимных уступках в позициях конфликтующих сторон. Важно знать, что компромиссная модель решения конфликтов основана на уступках сторон именно в их интересах. Главное преимущество мирного разрешения конфликта с помощью компромисса – это введение конфликта в конструктивные рамки и налаживание процесса коммуникации сторон, нахождение определённых моментов согласия (компромисса).

Интегральная модель (интегральная стратегия) – предусматривает возможность удовлетворения интересов всех конфликтеров при условии пересмотра (ревизии) ими своих ранее сформировавшихся позиций, тех целей, которые они намерены были достичь в конфликте.

Существуют также и симбиозы способов разрешения конфликта – модели, сочетающие в себе в определённой последовательности – силовую, компромиссную, разъединительную и интегральную модели разрешения конфликта.

3. Что такое социальный институт? Является ли управление социальным институтом? Что общего и в чем различия между управлением и властью, управлением и обладанием собственностью, управлением и самоуправлением, управлением и организацией, управлением и самоорганизацией, управлением и регуляцией, а также саморегуляцией?


Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей.

Да, является, управление является сложным и структурированным процессом. Именно этот фактор в свое время стал значимым при выделении управления как нового социально значимого института. Как и другие социальные институты, управление обладает фундаментальными и особенными признаками, которые отражают природу его сущности и ключевые функции.

Природа существования управления как социального института обозначается в качестве функциональной. Это значит, что управление выступает в качестве необходимого элемента социальной системы и структуры различных сообществ и предприятий, так как без выполнения им своих функций невозможно существование всего социума в принципе.

Управление в эволюции человека как явление, персонифицированное приводит к появлению власти – феномена принуждения или угрозы, возможности его применения. Происходит это еще потому, что управление по сути своей, как уже отмечено, есть сознательное вмешательство в социальный процесс. Управление и власть срастаются в общественной практике до синкретичной неразделенности, что порождает методологические ошибки в анализе обоих явлений.

Однако следует понимать, что это разные, различные социальные институты, тесно сросшиеся между собой, в большей степени в политической области. Срастание восприятия управления и власти – методологическая ошибка в рефлексии общественных отношений, взошедшая еще на интеллектуальной грядке античности.

Обладая собственность, собственник может при определенных и выгодных для себя условиях делегировать право управления другому лицу. Например, сдать в аренду. Передавая отдельные полномочия (владения, пользования и даже распоряжения), лицо своего права собственности на имущество не теряет.

Самоуправление – представляет собой демократизацию управления, обеспечивающую работникам возможность участвовать в процессе выработки и принятия решений, влиять на положение дел в организации. Понятие "самоуправления" выражает достаточно устойчивый тип социального образования или общественных отношений. Полностью самоуправляемой считается такая система, которая не имеет над собой ни одного вышестоящего органа управления (например, частная фирма).


Управление - это система (управленческих, руководящих) мер, направленных на достижение цели, а организация - это некое структурное объединение субъектов и объектов для достижения этой цели, но так как они находятся в тесной взаимосвязи, сделать резкие разграничения между ними невозможно. Одно без другого существовать не может.

Социальная самоорганизация — это упорядоченное поведение субъектов, которые преследуют собственные интересы и цели и при этом добровольно соблюдают принятые в данном обществе нормы, не нуждаясь в особом органе контроля за соблюдением этих норм. Подчеркнем два очень важных момента: а) процесс самоорганизации характеризуется тем, что субъекты реализуют каждый собственные интересы, преследуют собственные цели; б) это не хаотическое множество действий, а упорядоченное в соответствии с принятыми в данном обществе нормами. В то время, управление – специфическая человеческая деятельность и является целесообразной.

Управление более широкий процесс и включает в себя регуляцию. Под саморегуляцией в социологии понимается деятельность, направленная на предупреждение и преодоление возникающих отклонений, от того, что индивид (группа) принимает для себя как должное и ожидаемое.