Файл: Планконспект проведения занятия по дисциплине Пожарнотактическая подготовка с личным составом.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работой оперативного штаба на месте пожара должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РТП.
В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который может состоять из следующих нештатных должностей оперативного штаба на месте пожара:
заместитель начальника оперативного штаба;
начальник тыла;
начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;
ответственный за охрану труда;
должностные лица оперативной группы10.
В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.
Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.
По номеру (рангу) пожара № 1 (№ 1-«бис») РТП имеет право назначать должностных лиц, указанных в пункте 55 настоящего Боевого устава, без создания оперативного штаба на месте пожара.
Основными задачами оперативного штаба на месте пожара являются: сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте пожара, передача
необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны);
определение потребности в силах и средствах подразделений пожарной охраны, подготовка предложений для РТП;
обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
организация подготовки и обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров;
ведение документации (рекомендуемые образцы приведены в приложениях №№ 5 – 7 к настоящему Боевому уставу);
составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах проведения боевых действий по тушению пожаров с использованием условных обозначений и допускаемых сокращений, приведенных в приложениях №№ 10 – 11 к настоящему Боевому уставу;
создание при пожаре резерва сил и средств подразделений пожарной охраны;
обеспечение работы ГДЗС и связи при пожаре;
обеспечение мероприятий по охране труда участников боевых действий по тушению пожаров при пожаре;
реализация мер по поддержанию боеготовности сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров;
организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций
, а также с вышестоящими органами управления.
В целях обеспечения деятельности оперативного штаба на месте пожара по управлению силами и средствами по решению РТП может привлекаться подвижный пункт управления.
БУ могут создаваться по решению РТП на части территории на месте пожара в целях выполнения поставленной боевой задачи, путем сосредоточения сил и средств участников боевых действий по тушению пожара.
БУ могут создаваться как по месту проведения, так и по видам проводимых боевых действий по тушению пожаров.
При создании на пожаре пяти и более БУ по решению РТП организуются СПР, объединяющие несколько БУ.
Основные боевые действия по тушению пожаров на БУ возглавляет начальник БУ, в СПР – начальник СПР. При создании СПР начальники БУ подчиняются начальнику СПР.
В состав ОТ территориального гарнизона включаются должностные лица территориального органа МЧС России – органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту Российской Федерации11, представители центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России12 и другие лица в зависимости от характера пожара.
В состав ОГ местного гарнизона включается сотрудник государственного пожарного надзора или представитель подразделения пожарной охраны.
Должностные лица ОГ на пожаре подчиняются начальнику оперативного штаба на месте пожара, а в случае, если оперативный штаб на пожаре не создается, - РТП.
Основными задачами ОГ являются:
обеспечение функционирования оперативного штаба рабочей группы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при тушении крупного пожара;
представление в ЦУКС отчетных и информационных документов;
организация связи (в том числе видеоконференц-связи) с места пожара;
организация работы с представителями средств массовой информации.
Решение о выдвижении ОГ на место пожара принимается начальником гарнизона или диспетчером гарнизона.
ОГ обеспечивается следующими документами:
образцами распорядительных документов по ликвидации ЧС по всем типам ЧС, характерным для территории муниципального района;
паспортами территорий муниципальных образований, населенных пунктов, паспортами потенциально опасных объектов, объектов системы социальной защиты населения и объектов с массовым пребыванием людей (в электронном виде);
позывными радиостанций УКВ-диапазона ДДС, подразделений гарнизона;
справочниками водоисточников;
планами и карточками тушения пожара (в электронном виде).
Планы и карточки тушения пожаров разрабатываются в целях обеспечения РТП информацией об оперативно-тактической характеристике организаций, предварительного прогнозирования возможной обстановки в организациях (населенных пунктах) при пожаре, планирования проведения боевых действий по тушению пожаров подразделений пожарной охраны на месте пожара, повышения уровня боевой подготовки личного состава подразделений пожарной охраны к проведению боевых действий по тушению пожаров.
При разработке планов и карточек тушения пожара используются условные обозначения и допускаемые сокращения, приведенные в приложениях №№ 10 – 11 к настоящему Боевому уставу.
Проведение боевых действий по тушению пожаров в организациях, на которые разработаны планы и карточки тушения пожаров, осуществляется с учетом особенностей, определяемых этими документами.
Проведение боевых действий по тушению пожаров на опасных производственных объектах, для которых в установленном порядке разработаны планы локализации и ликвидации аварий13, должно осуществляться в соответствии с планами (карточками) тушения пожара с учетом особенностей, определяемых планами локализации и ликвидации аварий.
РТП, начальник оперативного штаба на месте пожара, начальник тыла, начальник БУ (СПР) и связной должны иметь нарукавные повязки (рекомендуемый образец приведен в приложении № 8 к настоящему Боевому уставу).
Для согласованного взаимодействия личного состава подразделений пожарной охраны, участвующего в проведении боевых действий по тушению пожаров, на каски указанного личного состава наносятся знаки различия по принадлежности к подразделению пожарной охраны (рекомендуемые образцы приведены в приложении № 9 к настоящему Боевому уставу).
При подготовке аналитических материалов по разбору боевых действий по тушению пожаров личным составом используются условные обозначения и допускаемые сокращения, приведенные в приложениях №№ 10 – 11 к настоящему Боевому уставу.
Требования охраны труда при ликвидации горения.
Руководитель тушения пожара, оперативные должностные лица на пожаре и личный состав подразделений ФПС, принимающий участие в тушении пожара, обязаны знать виды и типы веществ и материалов, при тушении которых опасно применять воду или другие огнетушащие вещества на основе воды, перечень которых предусмотрен приложением к Правилам.
Запрещается применять пенные огнетушители для тушения горящих приборов и оборудования, находящихся под напряжением, а также веществ и материалов, взаимодействие которых с пеной может привести к вскипанию, выбросу, усилению горения.
Водителям (мотористам) при работе на пожаре запрещается без команды руководителя тушения пожара и оперативных должностных лиц на пожаре перемещать пожарные автомобили, мотопомпы, производить какие-либо перестановки автолестниц и автоподъемников, а также оставлять без надзора пожарные автомобили, мотопомпы и работающие насосы.
Личный состав подразделений ФПС, действующий в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, может допустить отступления от установленных Правилами требований, когда их выполнение не позволяет оказать помощь находимся в беде людям, предотвратить угрозу взрыва (обрушения) или распространения пожара, принимающего размеры стихийного бедствия.
При отступлении от Правил личный состав подразделений ФПС уведомляет об этом руководителя тушения пожара и (или) иное оперативное должностное лицо пожарной охраны, под руководством которого личный состав подразделений ФПС осуществляет действия на пожаре.
При проведении действий в зоне высоких температур при тушении пожара и ликвидации аварий используются термостойкие (теплозащитные и теплоотражательные) костюмы, а при необходимости - работа производится под прикрытием распыленных водяных струй, в задымленной зоне – с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Специальная защитная одежда пожарных от повышенных тепловых воздействий не предназначена для работы непосредственно в пламени.
При возможных ожогах, обмораживаниях, отравлениях, поражениях электрическим током и ушибах личному составу подразделений ФПС оказывается первая помощь и вызывается скорая медицинская помощь.
Для индивидуальной защиты личного состава подразделений ФПС от тепловой радиации и воздействия механических факторов используются теплоотражательные костюмы
, специальная защитная одежда и снаряжение, теплозащитные экраны, асбестовые или фанерные щитки, прикрепленные к стволам, асбоцементные листы, установленные на земле, ватная одежда с орошением ствольщика распыленной струей.
Групповая защита личного состава подразделений ФПС и мобильной пожарной техники при работе на участках сильной тепловой радиации обеспечивается водяными завесами (экранами), создаваемыми с помощью распылителей турбинного и веерного типов.
При ликвидации горения участники тушения пожара следят за изменением обстановки, состоянием строительных конструкций и технологического оборудования, а в случае возникновения опасности немедленно предупреждают о ней всех работающих на участке тушения пожара, руководителя тушения пожара и других оперативных должностных лиц на пожаре.
Во время работы на покрытии (крыше) и на перекрытиях внутри помещения необходимо следить за состоянием несущих конструкций здания, помещения. В случае угрозы их обрушения личный состав подразделений ФПС немедленно отходится в безопасное место.
Контроль занятия: опрос личного состава по пройденной теме.
1.Учебный вопрос №1- Роль и задачи руководителя тушения пожара в управлении силами и средствами на пожаре, время 45 (мин).
Пособия и оборудование, используемые на занятии: план-конспект.
Начальник 35 ПСЧ 22 ПСО ФПС ГПС
Главного управления МЧС России
по Республике Башкортостан
майор внутренней службы И.Х. Хамадияров
«__» ____________20 г.
1 Далее – «ствол первой помощи».
2 Далее «оперативный штаб на месте пожара».
3 Часть 12 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
4 Часть 13 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
5 Часть 14 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
6 Далее – «РСЧС».
7 Далее соответственно – «БУ», «СПР».
8 Далее – «ГДЗС».
9 Часть 8 статьи 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
10 Далее – «ОГ».
11 Далее – «ГУ МЧС России».
12 Далее – «ЦУКС».
13 Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 730 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 35, ст. 4516).