Файл: Средневековая история обских угров по их былинам и преданиям.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ ОБСКИХ УГРОВ ПО ИХ БЫЛИНАМ И ПРЕДАНИЯМ

Фольклор ханты и манси изобилует сюжетами о военных конфликтах. Столкновения происходили на межплеменной почве, из-за территориальных претензий, из-за женщин. Взаимные нападения друг на друга совершали угорские князья, возглавлявшие протогосударственные объединения различных таежных областей. Особой воинственностью в фольклоре отме­чены обдорско-куноватские остяки (северные ханты), сосьвинские югричи, остяки Кодских городков (обско-атлымские ханты), пелымские и кондин-ские вогулы (южные манси) и др. В героических сказаниях обских угров отразилась эпоха складывания средневековых угорских княжеств.

11. Былина о богатырях города Эмдера

В конце XIX в. фольклорист С.К. Патканов записал у южных ханты уникальный памятник устного народного творчества обских угров, повествующий о походах богатырей города Эмдера на Конду. Через сто лет уральским археологам удалось обнаружить на реке Ендырь, левом притоке Оби, этот легендарный город, который по праву можно назвать сибирской Троей. Былина публикуется по изданию: Нягань: Город на историческом фоне Нижнего Приобья. — Екатеринбург, 1995. — С. 27—29.

Когда-то очень давно на берегах Эмдера стоял славный город с тем же названием. В нем жили пять братьев-богатырей. Каждый из них имел имя, непривычное для нашего слуха. Старший прославился силой. Как-то раз он положил на колени пересушенное мясо — конское бедро и моментально разломил его на семь частей. Вот и получил имя — «Богатырь, раздробивший долго сушеное конское бедро». Второй, третий и четвертый братья именовались по доспехам и оружию: «Богатырь, носящий кольчугу с сотней торчащих рожков», «Богатырь, носящий звенящую кольчугу из блестящих колец» и «Богатырь с остроконечным мечом». Младший же из братьев знатен был быстротой своих ног, а потому звали его «Косатый Яг, избранный из числа 80 богатырей». Однажды зимней ночью Яг вышел из дома и услышал голос филина. Птица сидела на кожуристой лиственнице, которая росла посреди города. Образ птицы-филина, оказывается, приняла княжна другого богатырского города — Кари-Поспат-Воша, рас­положенного на реке Конде. Птица поведала юноше, где он может найти себе желанную невесту.

Для этого надо, говорила птица, пройти вдоль покрытых инеем незамерзающих берегов Эмдера,
выйти на широкий простор Оби, берега которой покрыты мелкой галькой, пересечь священные воды Иртыша и добраться до того места, где он вбирает в себя красные воды Конды. И выйдешь тогда на священный сор, покрытый тума­ном. Здесь главенствует богатырский город, стоящий на Стерляжьей протоке (Кари-Поспат-Вош). Сидит в том городе старый князь и строгает черенок двуконечной стрелы. Живет он с четырьмя сыновьями и дочерью-невестой. «Снаряжайся на военную ногу, на сватовскую ногу и отправляйся туда». Сказал это филин, сделал три сильных взмаха крыльями и скрылся из виду.

На рассвете следующего дня эмдерские богатыри вышли в поход — каждый на нарте, запряженной в пару оленей-быков.

Долго они ехали по льду замерзших рек и протоков, прежде чем достигли священного Болынекондинского сора, на южном берегу которого стоял городок Кари-Поспат.

От крепостного вала к ним навстречу вышел один из сыновей старого князя — «Богатырь с саблей на боку». Старший из эмдерских братьев, надевший для маскировки пестрое одеяло, после короткой схватки победил соперника, разрубив его надвое. Очевидное преимущество незваных гостей вынудило старого князя пойти на переговоры о сватовстве дочери.

Три эмдерских свата поочередно предлагали будущему тестю выдать единственную дочь замуж за Яга. И когда третий сват повторил предложение, старик-отец потребовал небывалый калым в размере 100 рабов, 100 рабынь, 100 кольчуг, 100 мечей, 100 секир и 100 котлов. После того как калым был выложен, сваты приступили к праздничной трапезе, а жениха отвели к невесте.

Какое-то время эмдерские богатыри гостили у новых родст­венников, поджидая возвращения сыновей старика. Пока шло сватовство, те пребывали в дальнем походе, в полуденных странах. Возвратились сыновья с удачей, привели с собой крылоногих коней и трех златоглавых красавиц.

Женщины так приглянулись эмдерским братьям, что они начали смотреть на них слишком откровенно. Это, конечно же, не понравилось богатырям Кари-Поспат-Воша. Вскоре вспыхнула ссора, вслед за ней стычка, и один из братьев-эмдерцев — «Богатырь с остроконечным мечом» — был повержен и сражен.

После такого драматического происшествия эмдерские гости — новоявленные родственники—пустились в бегство по «копотливой» зимней дороге. Оленья упряжка «Богатыря, раздробившего долго сушеное конское бедро» не могла сравняться в скорости с быстроногими лошадьми, на которых мчалась погоня. У Самаровской горы его догнали и изрубили. Та же участь постигла и двух других братьев: один сложил голову у горы Сарайской, а другой — у горы Тюнка.



Кондинские богатыри-братья оставили в живых только Яга и не стали его преследовать — считали недопустимым, чтобы город Эмдер остался «без отцовского имени, без главы». Опечаленный Яг продолжил свой путь к дому. На пути он встретил двух племянников — сыновей его старших, погибших братьев. «Куда ты увел наших отцов?» — спросили его племянники сурово. Один из них занес меч и хотел зарубить Яга, но второй успел отвести его руку, и удар пришелся не лезвием, а рукоятью меча. Сознание Яга затуманилось, и ему показалось, что он уходит вслед за своими братьями в иной мир. На том свете братья приняли обличье белок и обратились к нему человечьими голосами: «Вернись назад!» Он очнулся, а племянники, стоявшие рядом, горели жаждой отомстить кондинским богатырям. Яг простился с ними, и они разошлись в разные стороны.

Оба эмдерских юноши добрались до Кари-Поспат-Воша. Однако его обитатели, узнав о приближении врагов, покинули крепость. Они бежали через всю Конду на запад, в другой богатырский городок — Харда-Вош, где князем был богатырь Евир. Этот город высотой в семь лиственниц, был хорошо укреп­лен, и за его стенами укрылось все прибеглое население. В кре­пость вел лишь один вход, через который мог пройти только один человек в кольчуге.

Однако запасы пищи у осажденных скоро подошли к концу, а в это время в рыбацком запоре на реке Евре вода просто «кипела» от скопившейся там рыбы. Эмдерские богатыри не стали штур­мовать укрепленный поселок. Они ждали, когда обороняющиеся сами отопрут крепостные ворота. Они приняли облик змей и наблюдали за происходящим. Больше всего их интересовали богатыри Кари-Поспат-Воша и Харда-Воша. Ведь сражаться с простолюдинами было ниже их достоинства! Среди остального населения они пытались разглядеть богатырей, которые, как известно, отличались от прочих настолько, что на солнечном свете были видны их внутренности. Зная об этом, богатыри тщательно закрывали тело доспехами.

Когда голод стал нестерпимым, ворота были открыты, и жители городка высыпали на берег ловить рыбу. Гору рыбы величиной с дом они начерпали. Князь Евир обратился к богатырям Кари-Поспат-Воша и попросил собрать рыбу, но те ответили отказом. Тогда он взялся за дело. Когда ему стало жарко, он снял кольчугу. Этим спользовались эмдерские богатыри, пустили в него стрелы и сразили.

Между богатырями Эмдера и Кари-Поспат-Воша началась битва. Она продолжалась так долго, что пришли в негодность кольчуги и были выпущены все стрелы. Тогда они стали драться еловыми и лист­венничными дубинами.


Старший эмдерский муж схватился со старшим из трех кондинских братьев. Даже упав в реку, они продолжали поединок. И тут кондинский богатырь принял облик ерша, а эмдерский — облик щуки: только хочет щука схватить ерша, он становится к ней хвостом и выпускает колючки. А когда снова вышли они на сушу, кондинские богатыри вымолили у бога-покровителя железную металлическую плоть. Однако младший не успел обрасти этой плотью и был повер­жен мечом. На месте, где он стоял, осталась только кочка.

Тогда оба оставшихся брата вознеслись к небу и, заручившись у божества-покровителя помощью, обрушили на эмдерских богатырей громовые каменные стрелы. И поразили их.

12. Завоевание земель «лесного народа»

По утверждению нижнеобских ханты, до прихода из-за Уральских гор угров в северной тайге проживал «лесной народ» (ур ёх), т.е. самоеды. Согласно преданиям, записанным в XIXXX вв. (см.: Патканов С.К. Тип остяцкого богатыря по остяцким былинам и сказаниям.— СПб., 1891. — С. 8; Иринарх. В дебрях крайнего северо-запада Сибири // Православный благовестник. —1910. —№ 4. — С. 182—183; Кушелев-скш Ю.И. Северный полюс и земля Ямал. — СПб., 1868. — С. 54) и публикуемым ниже в кратком изложении, в кровопролитных сражениях с ними пришельцы-угры одержали победу, оттеснив самоедов в тундру и к верховьям таежных рек.

Поначалу главные события развернулись в районе реки Куноват. По легендам, войну с ур ёх выиграли здесь три брата: Ун Мось ху — «Большой человек Мось», Кутоп Мось ху — «Средний человек Мось» и Аи Мось ху — «Младший человек Мось». В первых столкновениях ур ёх были оттеснены до среднего течения Куновата, где на высоком яру пришельцы мось установили дозорный пост из женщин и девиц—Евиет-вош (Девичий городок). Ответным ударом ур ёх взяли городок и перебили всех оборонявших его женщин. В конце концов, земли в бассейне Куновата стали владениями угров.

Далее военные действия развернулись в Обдории. По одной из легенд, остяки вытеснили самоедов к большому сору Вангада, где произошло решающее сражение. Выиграв битву, остяки отнесли го­ловы побежденных самоедов к ручью Хоронэуподы, насадив их на колья. Впоследствии ненцы стали приносить здесь жертвы и, про­езжая из тундры в Обдорск, оставляли на святилище оленьи черепа.

По преданию, «клятва вечного мира» между остяками и само­едами была заключена около юрт Пашерцевых. В знак признания самоедами «владычества остяков» ими был исполнен кровавый обряд: «из среды своей, по жребию,
избрали одного самоеда, убили его, сварили и съели. После срубили у лиственницы вершину и на оставшемся отрубке поставили то корыто, из которого ели человече­ское мясо».

13. Переселение «сосьвинского народа»

Вслед за первой миграционной волной в бассейн Нижней Оби стали проникать с запада новые группы угров. Их появление зачастую сопровождалось конфликтами с местным угорским населением, обосно­вавшимся здесь раньше. Легенда о войне войкарских ханты с пришлыми людьми аи лев ёх — «Малой Сосьвы народом» публикуется по записи, сделанной в 1995 г. тобольским этнографом Е.В. Переваловой.

В юртах Отляр (река Войкар) жил человек-Гагара. Было у него две жены. У старшей из них было два взрослых сына, у младшей — один сын, еще в колыбели. Пришли на реку Войкар аи лев ёх. Однажды отец спрашивает старших сыновей: «Вы слышите что-нибудь?» «Ничего не слышим», — отвечают сыновья. «Как не слышите, что-то ведь слышно, наверное, война идет», — говорит Гагара. Отец стал собираться в лес. Гагара есть гагара, а сыновья дома остались. Война дошла до Отляра. Всех жителей поселка воины аи лев ёх убили, и сыновей Гагары тоже. Женщин с собой забрали, увели и старшую жену Гагары.

Гагара на другую сторону валится (по другой стороне Оби идет), добрался до местечка Халей-пугор (поселок Халея).

Подстерегли Гагару воины аи лев ёх, стали стрелять в него из луков, а человек-Гагара нырнул в воду и, как утка, под водой ушел. Гагара есть гагара. Остановился Гагара в Халей-пугоре, заснул на каменной скале. Следующую ночь провел Гагара на озере близ Халей-пугора, в доме Халея. Среди ночи слышит, будто идет кто-то. Гагара думает: «Халей идет по суше, видно, кругом сухо».

Пошел человек-Гагара дальше. С другой стороны война еще страшнее идет. Приходит Гагара на реку Юган (Вершина Вой-кара), и там весь народ перебит — весь мир спит. Гагара думает: «Что я буду делать один? У меня еще жена есть, с другой стороны реки на юнце поселка живет, пойду к ней». Пришел к младшей жене. Решили они двигаться на реку Нак-юган. Женщина идет за мужем и ребенка в люльке за спиной несет. Война их догоняет. Подходят к горе, а с горы лучники стреляют, стрелы так и сыплются. Одна стрела между дном и стенкой люльки прошла. Гагара и его жена в воду нырнули. Гагара есть гагара. Плывут. Кричит Гагара жене: «Ребенка брось, тебе легче плыть будет!» «Как я ребенка брошу, он же глазами видит», — отвечает жена. Бегут дальше. На Нак-юган пришли, там тоже все жители перебиты. Обратно повернули. В лесных землянках два года прожили. Сын у Гагары растет. Гагара думает: «Что-то делать надо. Никого не осталось». Вернулись на Ай-вош-пай (городок в устье реки Войкар) — и там никого.