Файл: Практических заданий по дисциплине контроль и ревизия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В 1858 г. В.А. Татариновым представлен проект преобразования финансовой системы, организации бюджетного, кассового и контрольного дела в России.
В части непосредственно государственного контроля в финансовой сфере В.А. Татаринов обосновал устройство единой и независимой от исполнительной власти ревизионной инстанции. В такую инстанцию был преобразован уже существовавший Государственный контроль. Он получил право наблюдать по подлинным документам движение государственных сумм, проверять и оценивать действия распорядителей и получателей средств, другими словами, ревизовать в полном объеме деятельность всех государственных учреждений в центре и на местах. Контроль приобрел документальный и фактический характер, установленную периодичность.
Благодаря глубокому пониманию В.А. Татариновым сущности контрольного дела, его усилиям и настойчивости были внесены существенные новшества в технологию ревизионного дела. Они заметно способствовали улучшению качества ревизий и проверок.
Другая заслуга активного Государственного контролера-новатора в совершенствовании технологии ревизионного дела - окончательное утверждение в своих правах документальной ревизии как основного метода контроля, дающего исчерпывающий и фактически подтвержденный ответ на вопрос, куда и как использованы средства. Ревизия, считал он, всегда требует факта, подлинного документа.
При В.А. Татаринове и в последующие годы оформилась довольно четкая организационная структура Государственного контроля. У ведомства появились местные органы. К концу 1866 года во всех губерниях действовали контрольные палаты. Они являлись подразделениями Государственного контроля, губернским властям не подчинялись. Палаты ревизовали использование государственных средств, отчеты о своих действиях представляли в столицу. В свою очередь, если местное начальство замечало злоупотребления со стороны чиновников палат, оно было обязано уведомлять государственного контролера.
По ходу преобразований в Положение о государственном контроле, утвержденное законом еще в 1836 г., вносили многочисленные поправки и дополнения. В 1892 г. все изданные за этот период законоположения были объединены в сводном законе «Учреждение Государственного контроля». Закон определил место Государственного контроля в системе правительственного аппарата, права и обязанности контрольных органов, структуру центральных и местных учреждений. Основной функцией контрольного органа являлась документальная ревизия хозяйственно-финансовой деятельности государственных ведомств и учреждений.
Государственный контролер персонально входил в состав высших органов власти - Государственного совета, Комитета министров и Комитета финансов. Представители высшего контрольного органа входили в состав основных министерств и ведомств, прежде всего тех, которые использовали крупные государственные средства: министерства финансов, путей сообщения, внутренних дел, Комитета по железнодорожным заказам и др. Представитель Государственного контроля входил и в Совет Государственного банка.
Органы Государственного контроля не в силах были осуществлять детальную финансовую проверку расходования средств всеми ведомствами. Проверки и ревизии носили выборочный характер, страдали элементами формализма. Возможности влияния на нарушителей и устранение нарушений были ограничены. Чиновники Государственного контроля сообщали о выявленных недостатках, неправильном расходовании средств главе проверяемого ведомства.
Государственный контроль России обладал важными сведениями не только в финансовой сфере. Он был тесно связан со всеми отраслями государственного хозяйства, которое в стране имело традиционно сильные позиции. Местные учреждения контроля, проверяя отчетность казенных предприятий, имели уникальную возможность судить о состоянии казенной собственности. Например, Архангельская контрольная палата располагала данными об эксплуатации казенных лесов, Бакинская - нефтеносных земель, Пермская - о положении дел на горных заводах. В полном объеме контролировалось железнодорожное хозяйство.
Центральный аппарат госконтроля на основе сведений с мест составлял обстоятельные обзоры положения по всем отраслям государственного хозяйства. Но возможности использования данных из обзоров были ограничены. Документы имели конфиденциальный характер.
Поскольку государственный контролер входил в состав правительства, а контрольное ведомство выполняло и административные функции, существовала, проблема их соподчинения. Формально Государственный контроль правительству не подчинялся, а ревизионная деятельность не относилась к компетенции Совета министров. В действительности правительство могло оказывать и оказывало значительное влияние на ревизионную деятельность.
Архангельская контрольная палата существовала с 1864 по 1920 гг. Открыта 2 января 1865г. в соответствии с Временным Положением о местных контрольных учреждениях, как финансово-ревизионный орган губернии. Подчинялась Главному контролёру. Возглавлялась управляющим.
Контрольная палата осуществляла контроль за правильностью денежных поступлений и расходованием средств местными учреждениями. Палата оперировала следующим документами: постановлениями, циркулярами совета Государственного контроля, а также циркулярами и распоряжениями Временного правительства и Государственного контроля Северной области 1919-1920 гг. Велись журналы заседаний общего присутствия палаты. Составлялись годовые отчёты о ревизионной деятельности Палаты, уездных казначейств. Палатой осуществлялся контроль за расходованием средств на содержание полицейских урядников и стражников, лиц, состоящих под надзором полиции, и о льготах для переселенцев на Мурманский берег и Новую землю. Проводились ревизии расходов на устройство Беломорской дороги, постройки больниц, строительства и ремонта зданий училищ, гимназий. Контролировалась выдача пособий служащим гимназий.
Палата упразднена в марте 1920 г. на основании декрета СНК РСФСР от 1 ноября 1918 года.
Первые шаги контрольных органов советской России
После Октябрьской революции в России стали создаваться органы рабочего контроля. В начальный период советской власти финансовый контроль рассматривался как составная часть рабочего контроля над производством. Под его надзор попадали купля-продажа продуктов и сырьевых материалов, финансовое хозяйство.
Решения рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий. Отменить такие решения могли лишь органы рабочего контроля более высокого уровня. Возглавлял систему первоначально Всероссийский совет рабочего контроля.
В первые годы советской власти функции финансового контроля выполнял также Народный комиссариат государственного контроля. В ноябре 1918 г. Совет народных комиссаров утвердил правила предварительной и фактической ревизии финансово-хозяйственной деятельности государственных и общественных предприятий и учреждений.
Затем последовала реорганизация Народного Комиссариата государственного контроля в Народный Комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) декретом от 7 февраля 1920 г. На него возложили, в частности, надзор по учету, распределению и хранению государственного имущества, наблюдение за правильным и целесообразным ведением всех текущих хозяйственных операций, последующую проверку финансовых, материальных и сметных планов, предложений и договоров, а также проверку государственной росписи доходов и расходов. Решением XYII съезда ВКП (б) Рабоче-крестьянская инспекция была преобразована в Комиссию советского контроля, а в 1940 г. образован союзно-республиканский Народный Комиссариат государственного контроля. Позднее этот комиссариат в зависимости от политической ситуации менял названия:
Комитет партийно-государственного контроля, Комитет народного контроля. Однако, независимо от изменения названия в их функциях было много общего и, в частности, органы эти были централизованными, подчинялись фактически ЦК КПСС и имели большие права. Они имели право осуществлять контроль за государственными, кооперативными и общественными предприятиями, учреждениями и организациями; при установлении нарушений и злоупотреблений налагать дисциплинарные взыскания, вплоть до отстранения от должности, производить денежные начеты, передавать материалы следственным органам и т. д.
С переходом к НЭПу в числе основных задач государственной финансовой политики оказались: стабилизация рубля, упорядочение финансовой системы, сведение государственного бюджета без дефицита.
Государственный расходы в 1921 г. составили 24 471,9 млн. рублей при объеме доходов в 4 139,9 млн. рублей. Это означало опаснейшую неустойчивость финансовой системы страны. IV сессия ВЦИК приняла постановление о мероприятиях по упорядочению финансового хозяйства и по сокращению расходов. Естественно, что в этот период во всей полноте встал вопрос о контроле со стороны государства за денежными потоками, направление и использование которых для решения выдвигаемых властью задач приобретало в условиях новой экономической политики первостепенное значение.
В начале двадцатых годов начинают создаваться контрольные службы и при финансовых органах. В связи с тем, что органы Рабоче-крестьянской инспекции в своей контрольной работе главное внимание начинают уделять ревизионно-инспекционным обследованиям по планам, утверждаемым Правительством, то для проведения ревизий непосредственно на предприятиях и в учреждениях, постановлением Правительства СССР от 23 октября 1923 г. в составе Народного комиссариата финансов было создано Финансово-контрольное управление.
С этой даты начинается отсчет деятельности Контрольно–ревизионного аппарата Министерства финансов Российской Федерации.
Органы Госфинконтроля находились не в составе, а при финансовых органах и подчинялись в центре непосредственно наркому, а на местах — руководителю финансового органа и имели свою смету, расходование средств по которой проверялось РКИ.
21 декабря 1923 г. НКФ СССР и НК РКИ СССР утвердили «Положение о Финансово-контрольном управлении» и «Общие правила финансового контроля».
В соответствии с Положением, к обширным функциям Финансово-контрольного управления и его органов относились: проведение документальной проверки доходов и расходов общегосударственного бюджета, а также оборотов всех денежных и, в случае необходимости, материальных ценностей, находящихся в подотчетных кассах и учреждениях. На финансовых контролеров возложили проведение фактической проверки денежных и материальных ценностей, сооружений, построек, а также другие операции, связанные с проверкой документальной отчетности. Им вменялось составление отчета по исполнению общегосударственной росписи доходов и расходов и сводки по исполнению местных бюджетов. Управление должно было разрабатывать и представлять на утверждение наркомата, по соглашению с РКИ, общие правила приема и расходования сумм, обращающихся в подотчетных кассах и учреждениях, а также единообразные, обязательные для всех распорядителей кредитов - как по государственному, так и по местным бюджетам - правила и формы финансового счетоводства и отчетности по исполнению государственной росписи. Управление должно было осуществлять наблюдение за постановкой финансово-счетных частей всех ведомств Союза ССР, а также проводить внезапные ревизии ведомственных касс.