Файл: Планирование на предприятии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Контроль отклонений. Для контроля за соблюдением бюджетов в режиме реального времени ведется постоянное отслеживание возникающих отклонений фактических данных от запланированных (мониторинг в формате план-фактных отклонений), что позволяет как каждому ЦФО, так и предприятию в целом оперативно выявлять негативные тенденции и предотвращать их развитие уже на ранней стадии.

На этом этапе появляется некоторый момент анализа, но он слишком слаб, чтобы говорить об анализе полноценно - речь идет только об отслеживании наметившегося отклонения, особенно негативного, с тем чтобы оно не превратилось в проблему.

4. Анализ исполнения и отчетность. Анализ осуществляется на всех стадиях бюджетного управления: сначала анализируются планы на предмет их соответствия финансовой цели предприятия, потом в текущем режиме анализируются возникающие отклонения для предотвращения укрепления негативных тенденций, а последним проводится анализ отчетности о фактическом выполнении бюджета ЦФО и всего предприятия. Этот "окончательный анализ", который должен проводиться как на промежуточных этапах (декада, месяц, квартал - периодичность зависит от специфики деятельности предприятия, прежде всего от продолжительности производственного и операционного циклов), так и после завершения бюджетного периода (год).

5. Принятие управленческих решений. Результаты анализа используются для принятия соответствующих управленческих решений: в текущем режиме - для корректировки текущего бюджета, а после завершения бюджетного периода - для формирования нового бюджета на следующий период. Таким образом, действия повторяются в уже описанном порядке.

При этом следует обратить внимание на тот факт, что реализация оперативных планов одновременно означает и реализацию некоторой, пусть даже самой маленькой, части долгосрочного (стратегического) плана предприятия. Если фирма не выдерживает текущие показатели, увязанные со стратегическими целями, то и стратегический план по их достижению выполнен не будет.

Таким образом, бюджетирование на предприятии занимает ключевое место, так как отвечает за реализацию стратегии, эффективность текущей производственно-финансовой деятельности и за обратную связь в системе управления.

Глава 3. Расчетная часть

Общие исходные данные

1. Акционерное общество (АО) имеет уставной капитал в размере 10 млн. руб.

2. Среднесписочная численность работающих по всем вариантам составит в плановом периоде 180 - 200 чел. (выбрать самостоятельно).

3. Резервный фонд АО будет сформирован в размере 6% от уставного капитала. При этом по уставу АО предусматриваются ежегодные отчисления в размере до 5% от чистой прибыли в резервный фонд.

4. Уставом АО в плановом периоде также предусматривается выплата дивидендов по акциям в размере 8% от чистой прибыли.

5. В предстоящем году предполагается осуществить инвестиции на приобретение оборудования для обновления технической базы и совершенствования технологического процесса на сумму в размере 27% от чистой прибыли.

6. Отчисления в фонд потребления – 60% от чистой прибыли общества.

7. Среднегодовая стоимость ОПФ определяется по показателю фондоотдачи (2,0 руб./руб.).

8. Стоимость оборотных средств планового периода составит 20% от стоимости основных производственных фондов общества.

9. Фонд оплаты труда в плановом периоде составит 25% от показателя выручки от реализации продукции.

10. Акционерному обществу предоставляется льгота по налогообложению в сумме 300 тыс. руб.
Таблица 1

Исходные данные по вариантам


Вариант

Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

Затраты на 1 руб., руб.

4

35841

расчет

0,83

В ходе решения задачи требуется определить плановые показатели деятельности предприятия (таблица 2):

  1. Себестоимость продукции

  2. Валовая прибыль

  3. Прибыль от продаж (условно равна валовой прибыли)

  4. Налогооблагаемая прибыль

  5. Чистая прибыль

  6. Распределение чистой прибыли:

- на выплату дивидендов;

- на формирование резервного фонда в плановом периоде;

- на формирование фонда потребления (выплата премий, дотаций и оказание единовременной помощи персоналу);



- на формирование фонда накопления (общие инвестиции в развитие производства)

  1. Рентабельность производства

  2. Рентабельность продукции

  3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

  4. Собственные оборотные средства

  5. Рассчитать налоги:

  • страховые вычеты (30% от фонда оплаты труда);

  • налог на имущество (2,2% от стоимости основных производственных фондов);

  • налог на прибыль (20% от суммы налогооблагаемой прибыли).

Результаты по расчету основных плановых показателей деятельности предприятия поместим в таблицу 2.
Решение

В ходе решения задачи требуется определить плановые показатели деятельности предприятия (таблица 2):

  1. Себестоимость продукции 35841*0,83 = 29748,03 тыс. руб.

  2. Валовая прибыль 35841 – 29748,03 = 6092,97 тыс. руб.

  3. Прибыль от продаж (условно равна валовой прибыли) 6092,97 тыс. руб.

  4. Налогооблагаемая прибыль 6092,97 - 300 = 5792,97 тыс. руб.

  5. Чистая прибыль 6092,97 – 6092,97*20/100 = 4874,37 тыс. руб.

  6. Распределение чистой прибыли:

  • на выплату дивидендов; 4874,37*8/100 = 389,95 тыс. руб.

  • на формирование резервного фонда в плановом периоде;

Резервный капитал 10000*6/100 = 600 тыс. руб.

Отчисления 4874,37*5/100 = 243,72 тыс. руб.

  • на формирование фонда потребления (выплата премий, дотаций и оказание единовременной помощи персоналу):

4874,37*60/100 = 2924,63 тыс. руб.

  • на формирование фонда накопления (общие инвестиции в развитие производства)

4874,37*27/100 = 1316,08 тыс. руб.

  1. Рентабельность производства

ВП/(ОПФ+ОбС) * 100 = 6092,97/(17920,5 + 3584,1)*100 = 28,33%

  1. Рентабельность продукции

Пр/В * 100 = 6092,97/35841*100 = 17%

  1. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

ФО = ВП/ОПФ

ОПФ = 35841/2 = 17920,5 тыс. руб.

  1. Собственные оборотные средства

СОС = 17920,5*20/100 = 3584,1 тыс. руб.

  1. Рассчитать налоги:

  • страховые вычеты (30% от фонда оплаты труда);

ФОТ = 35841*25/100 = 8960,25 тыс. руб.

ВЗ = 8960,25*30/100 = 2688,08 тыс. руб.

  • налог на имущество (2,2% от стоимости основных производственных фондов);

Ним = 17920,5 * 2,2/100 = 394,25 тыс. руб.

  • налог на прибыль (20% от суммы налогооблагаемой прибыли).

НП = 5792,97*20/100 = 1158,59 тыс. руб.

Результаты по расчету основных плановых показателей деятельности предприятия следует помещаем в таблицу 2.

Таблица 2

Плановые показатели деятельности предприятия


п/п

Показатели

Ед. измер.

Значение

1

Выручка от продаж

тыс. руб.

35841,00

2

Полная себестоимость продаж

тыс. руб.

29748,03

3

Затраты на рубль выручки

тыс. руб.

0,83

4

Валовая прибыль

тыс. руб.

6092,97

5

Прибыль от продаж

тыс. руб.

6092,97

5

Прибыль до налогообложения

тыс. руб.

5792,97

6

Чистая прибыль

тыс. руб.

4874,37

7

Распределение чистой прибыли:










- на выплату дивидендов по акциям общества

тыс. руб.

389,95




- на ежегодные отчисления в резервный фонд

тыс. руб.

243,72




- на формирование фонда накопления общества (инвестирование)

тыс. руб.

1316,08




- на формирование фонда потребления общества (премии, дотации)

тыс. руб.

2924,63

8

Резервный фонд

тыс. руб.

600,00

9

Налог на прибыль

тыс. руб.

1158,59

10

Среднесписочная численность ППП

чел.

180

11

Производительность труда 1 работника за год

тыс. руб./чел.

199,12

12

Годовой фонд оплаты труда

тыс. руб.

8960,25

13

Страховые вычеты

тыс. руб.

2688,08

14

Среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных фондов (ОПФ)

тыс. руб.

17920,5

15

Фондоотдача

руб./руб.

2

16

Налог на имущество

тыс. руб.

394,25

17

Наличие собственных оборотных средств (СОС)

тыс. руб.

3584,1

18

Рентабельность производства

%

28,33

19

Рентабельность продукции

%

17,0



АО рентабельно, поэтому его развитие в дальнейшем зависит от стратегического планирования.

Заключение
В рыночных условиях планирование и контроль являются важными функциями управления финансами. В практике распространены бюджетные системы, которые включают в себя планируемые и отчетные данные. Бюджет – это количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением на краткосрочной основе.

Бюджетирование – процесс составления, исполнения, контроля и анализа исполнения бюджетов организаций. Бюджет – это план доходов и расходов в денежном или натуральном выражении, который составляют на нужный период.

При разработке прогнозных данных должны соблюдаться принципы бюджетирования и использоваться экономико-статистические методы.

Горизонт планирования бюджета зависит от долгосрочности целей компании. Чаще всего бюджет составляют на один год, с разбивкой по кварталам и месяцам.

Бюджет можно составлять как для всей компании, так и для её отдельных подразделений, функций или продуктов. Например, может быть бюджет доходов и расходов компании, бюджет производства, бюджет продаж.

Система бюджетов образует бюджетную структуру, в соответствии с которой формируются основные итоговые бюджеты организации: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет баланса. Состав и структура бюджетов зависят от специфики бизнеса, поэтому индивидуальны для каждого случая.

Обязательным условием бюджетирования является делегирование принятия финансовых решений центрам финансовой ответственности (ЦФО).

Важно понимать, что бюджетирование не обязательный процесс – компании занимаются им добровольно. Но наличие бюджетов существенно облегчает управление бизнесом.

Список использованных источников


  1. Аманжолова Б.А. Бюджетирование как система оперативного планирования и контроля /Б. А. Аманжолова; Центросоюз Рос. Федерации, Сиб. ун-т потребит. кооп.. - Новосибирск: СибУПК, 2020.- 143 с.

  2. Брюханова Н.В. Финансовое планирование и бюджетирование инвестиционной деятельности организаций /Н. В. Брюханова, Н. В. Фадейкина; под ред.Н. В. Фадейкиной; Сиб. ин-т финансов и банк. дела. - Новосибирск: СИФБД, 2017.- 125, с.

  3. Бадокина Е.А. Бюджетирование /Е. А. Бадокина, Н. В. Ружанская; М-во образования РФ, Сыктывк. гос. ун-т. - Сыктывкар: СГУ, 2019.- 130, с.

  4. Дугельный А.П. Бюджетное управление предприятием /А. П. Дугельный, В. Ф. Комаров. - [2-е изд.]. - М.: Дело, 2017.- 430, с.

  5. Карпов А.Е. Серия книг "100% практического бюджетирования" /А. Е. Карпов. - М. Кн. 1: Бюджетирование, как инструмент управления. - 2005.- 392 с.

  6. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб.-практ. пособие /Лихачева О. Н.. - М.: Проспект, 2020.- 263 с.

  7. Масленченков Ю.С. Практика бюджетирования на предприятиях России: практ. пособие /Ю. С. Масленченков, Ю. Н. Тронин. - М.: БДЦ-пресс, 2021.- 391, с.

  8. Основы бюджетирования и финансового планирования: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 060500 "Бухгалт. учет, анализ и аудит" /Моск. гос. ун-т печати; [Владимирова М. П. и др.]; науч. ред. М. П. Владимирова. - М.: МГУП, 2019.- 140, с.

  9. Цитович Н.Н. Бюджетирование на российских предприятиях // Вестник Санкт-Петербургского Университета. №1, 2022.