ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Контроль отклонений. Для контроля за соблюдением бюджетов в режиме реального времени ведется постоянное отслеживание возникающих отклонений фактических данных от запланированных (мониторинг в формате план-фактных отклонений), что позволяет как каждому ЦФО, так и предприятию в целом оперативно выявлять негативные тенденции и предотвращать их развитие уже на ранней стадии.
На этом этапе появляется некоторый момент анализа, но он слишком слаб, чтобы говорить об анализе полноценно - речь идет только об отслеживании наметившегося отклонения, особенно негативного, с тем чтобы оно не превратилось в проблему.
4. Анализ исполнения и отчетность. Анализ осуществляется на всех стадиях бюджетного управления: сначала анализируются планы на предмет их соответствия финансовой цели предприятия, потом в текущем режиме анализируются возникающие отклонения для предотвращения укрепления негативных тенденций, а последним проводится анализ отчетности о фактическом выполнении бюджета ЦФО и всего предприятия. Этот "окончательный анализ", который должен проводиться как на промежуточных этапах (декада, месяц, квартал - периодичность зависит от специфики деятельности предприятия, прежде всего от продолжительности производственного и операционного циклов), так и после завершения бюджетного периода (год).
5. Принятие управленческих решений. Результаты анализа используются для принятия соответствующих управленческих решений: в текущем режиме - для корректировки текущего бюджета, а после завершения бюджетного периода - для формирования нового бюджета на следующий период. Таким образом, действия повторяются в уже описанном порядке.
При этом следует обратить внимание на тот факт, что реализация оперативных планов одновременно означает и реализацию некоторой, пусть даже самой маленькой, части долгосрочного (стратегического) плана предприятия. Если фирма не выдерживает текущие показатели, увязанные со стратегическими целями, то и стратегический план по их достижению выполнен не будет.
Таким образом, бюджетирование на предприятии занимает ключевое место, так как отвечает за реализацию стратегии, эффективность текущей производственно-финансовой деятельности и за обратную связь в системе управления.
Глава 3. Расчетная часть
Общие исходные данные
1. Акционерное общество (АО) имеет уставной капитал в размере 10 млн. руб.
2. Среднесписочная численность работающих по всем вариантам составит в плановом периоде 180 - 200 чел. (выбрать самостоятельно).
3. Резервный фонд АО будет сформирован в размере 6% от уставного капитала. При этом по уставу АО предусматриваются ежегодные отчисления в размере до 5% от чистой прибыли в резервный фонд.
4. Уставом АО в плановом периоде также предусматривается выплата дивидендов по акциям в размере 8% от чистой прибыли.
5. В предстоящем году предполагается осуществить инвестиции на приобретение оборудования для обновления технической базы и совершенствования технологического процесса на сумму в размере 27% от чистой прибыли.
6. Отчисления в фонд потребления – 60% от чистой прибыли общества.
7. Среднегодовая стоимость ОПФ определяется по показателю фондоотдачи (2,0 руб./руб.).
8. Стоимость оборотных средств планового периода составит 20% от стоимости основных производственных фондов общества.
9. Фонд оплаты труда в плановом периоде составит 25% от показателя выручки от реализации продукции.
10. Акционерному обществу предоставляется льгота по налогообложению в сумме 300 тыс. руб.
Таблица 1
Исходные данные по вариантам
Вариант | Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб. | Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | Затраты на 1 руб., руб. |
4 | 35841 | расчет | 0,83 |
В ходе решения задачи требуется определить плановые показатели деятельности предприятия (таблица 2):
-
Себестоимость продукции -
Валовая прибыль -
Прибыль от продаж (условно равна валовой прибыли) -
Налогооблагаемая прибыль -
Чистая прибыль -
Распределение чистой прибыли:
- на выплату дивидендов;
- на формирование резервного фонда в плановом периоде;
- на формирование фонда потребления (выплата премий, дотаций и оказание единовременной помощи персоналу);
- на формирование фонда накопления (общие инвестиции в развитие производства)
-
Рентабельность производства -
Рентабельность продукции -
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов -
Собственные оборотные средства -
Рассчитать налоги:
-
страховые вычеты (30% от фонда оплаты труда); -
налог на имущество (2,2% от стоимости основных производственных фондов); -
налог на прибыль (20% от суммы налогооблагаемой прибыли).
Результаты по расчету основных плановых показателей деятельности предприятия поместим в таблицу 2.
Решение
В ходе решения задачи требуется определить плановые показатели деятельности предприятия (таблица 2):
-
Себестоимость продукции 35841*0,83 = 29748,03 тыс. руб. -
Валовая прибыль 35841 – 29748,03 = 6092,97 тыс. руб. -
Прибыль от продаж (условно равна валовой прибыли) 6092,97 тыс. руб. -
Налогооблагаемая прибыль 6092,97 - 300 = 5792,97 тыс. руб. -
Чистая прибыль 6092,97 – 6092,97*20/100 = 4874,37 тыс. руб. -
Распределение чистой прибыли:
-
на выплату дивидендов; 4874,37*8/100 = 389,95 тыс. руб. -
на формирование резервного фонда в плановом периоде;
Резервный капитал 10000*6/100 = 600 тыс. руб.
Отчисления 4874,37*5/100 = 243,72 тыс. руб.
-
на формирование фонда потребления (выплата премий, дотаций и оказание единовременной помощи персоналу):
4874,37*60/100 = 2924,63 тыс. руб.
-
на формирование фонда накопления (общие инвестиции в развитие производства)
4874,37*27/100 = 1316,08 тыс. руб.
-
Рентабельность производства
ВП/(ОПФ+ОбС) * 100 = 6092,97/(17920,5 + 3584,1)*100 = 28,33%
-
Рентабельность продукции
Пр/В * 100 = 6092,97/35841*100 = 17%
-
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
ФО = ВП/ОПФ
ОПФ = 35841/2 = 17920,5 тыс. руб.
-
Собственные оборотные средства
СОС = 17920,5*20/100 = 3584,1 тыс. руб.
-
Рассчитать налоги:
-
страховые вычеты (30% от фонда оплаты труда);
ФОТ = 35841*25/100 = 8960,25 тыс. руб.
ВЗ = 8960,25*30/100 = 2688,08 тыс. руб.
-
налог на имущество (2,2% от стоимости основных производственных фондов);
Ним = 17920,5 * 2,2/100 = 394,25 тыс. руб.
-
налог на прибыль (20% от суммы налогооблагаемой прибыли).
НП = 5792,97*20/100 = 1158,59 тыс. руб.
Результаты по расчету основных плановых показателей деятельности предприятия следует помещаем в таблицу 2.
Таблица 2
Плановые показатели деятельности предприятия
№ п/п | Показатели | Ед. измер. | Значение |
1 | Выручка от продаж | тыс. руб. | 35841,00 |
2 | Полная себестоимость продаж | тыс. руб. | 29748,03 |
3 | Затраты на рубль выручки | тыс. руб. | 0,83 |
4 | Валовая прибыль | тыс. руб. | 6092,97 |
5 | Прибыль от продаж | тыс. руб. | 6092,97 |
5 | Прибыль до налогообложения | тыс. руб. | 5792,97 |
6 | Чистая прибыль | тыс. руб. | 4874,37 |
7 | Распределение чистой прибыли: | | |
| - на выплату дивидендов по акциям общества | тыс. руб. | 389,95 |
| - на ежегодные отчисления в резервный фонд | тыс. руб. | 243,72 |
| - на формирование фонда накопления общества (инвестирование) | тыс. руб. | 1316,08 |
| - на формирование фонда потребления общества (премии, дотации) | тыс. руб. | 2924,63 |
8 | Резервный фонд | тыс. руб. | 600,00 |
9 | Налог на прибыль | тыс. руб. | 1158,59 |
10 | Среднесписочная численность ППП | чел. | 180 |
11 | Производительность труда 1 работника за год | тыс. руб./чел. | 199,12 |
12 | Годовой фонд оплаты труда | тыс. руб. | 8960,25 |
13 | Страховые вычеты | тыс. руб. | 2688,08 |
14 | Среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных фондов (ОПФ) | тыс. руб. | 17920,5 |
15 | Фондоотдача | руб./руб. | 2 |
16 | Налог на имущество | тыс. руб. | 394,25 |
17 | Наличие собственных оборотных средств (СОС) | тыс. руб. | 3584,1 |
18 | Рентабельность производства | % | 28,33 |
19 | Рентабельность продукции | % | 17,0 |
АО рентабельно, поэтому его развитие в дальнейшем зависит от стратегического планирования.
Заключение
В рыночных условиях планирование и контроль являются важными функциями управления финансами. В практике распространены бюджетные системы, которые включают в себя планируемые и отчетные данные. Бюджет – это количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением на краткосрочной основе.
Бюджетирование – процесс составления, исполнения, контроля и анализа исполнения бюджетов организаций. Бюджет – это план доходов и расходов в денежном или натуральном выражении, который составляют на нужный период.
При разработке прогнозных данных должны соблюдаться принципы бюджетирования и использоваться экономико-статистические методы.
Горизонт планирования бюджета зависит от долгосрочности целей компании. Чаще всего бюджет составляют на один год, с разбивкой по кварталам и месяцам.
Бюджет можно составлять как для всей компании, так и для её отдельных подразделений, функций или продуктов. Например, может быть бюджет доходов и расходов компании, бюджет производства, бюджет продаж.
Система бюджетов образует бюджетную структуру, в соответствии с которой формируются основные итоговые бюджеты организации: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет баланса. Состав и структура бюджетов зависят от специфики бизнеса, поэтому индивидуальны для каждого случая.
Обязательным условием бюджетирования является делегирование принятия финансовых решений центрам финансовой ответственности (ЦФО).
Важно понимать, что бюджетирование не обязательный процесс – компании занимаются им добровольно. Но наличие бюджетов существенно облегчает управление бизнесом.
Список использованных источников
-
Аманжолова Б.А. Бюджетирование как система оперативного планирования и контроля /Б. А. Аманжолова; Центросоюз Рос. Федерации, Сиб. ун-т потребит. кооп.. - Новосибирск: СибУПК, 2020.- 143 с. -
Брюханова Н.В. Финансовое планирование и бюджетирование инвестиционной деятельности организаций /Н. В. Брюханова, Н. В. Фадейкина; под ред.Н. В. Фадейкиной; Сиб. ин-т финансов и банк. дела. - Новосибирск: СИФБД, 2017.- 125, с. -
Бадокина Е.А. Бюджетирование /Е. А. Бадокина, Н. В. Ружанская; М-во образования РФ, Сыктывк. гос. ун-т. - Сыктывкар: СГУ, 2019.- 130, с. -
Дугельный А.П. Бюджетное управление предприятием /А. П. Дугельный, В. Ф. Комаров. - [2-е изд.]. - М.: Дело, 2017.- 430, с. -
Карпов А.Е. Серия книг "100% практического бюджетирования" /А. Е. Карпов. - М. Кн. 1: Бюджетирование, как инструмент управления. - 2005.- 392 с. -
Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб.-практ. пособие /Лихачева О. Н.. - М.: Проспект, 2020.- 263 с. -
Масленченков Ю.С. Практика бюджетирования на предприятиях России: практ. пособие /Ю. С. Масленченков, Ю. Н. Тронин. - М.: БДЦ-пресс, 2021.- 391, с. -
Основы бюджетирования и финансового планирования: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 060500 "Бухгалт. учет, анализ и аудит" /Моск. гос. ун-т печати; [Владимирова М. П. и др.]; науч. ред. М. П. Владимирова. - М.: МГУП, 2019.- 140, с. -
Цитович Н.Н. Бюджетирование на российских предприятиях // Вестник Санкт-Петербургского Университета. №1, 2022.