Файл: Особенности самоорганизации деятельности студентов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье анализируется понятие самоорганизации, рассмотрены отечественные исследования выделенной проблемы, выделены показатели самоорганизации. Представлены результаты определения уровня самоорганизации у студентов по опроснику самоорганизации деятельности (ОСД) Е. Ю. Мандриковой. Описаны мероприятия, направленные на улучшение самоорганизации. Материал в целом отображает актуальность проблемы самоорганизованности молодёжи в современном обществе.
Ключевые слова: самоорганизация, студент, тайм-менеджмент
Кто в детстве не бегал по коридорам школы или не болтал на уроке, не пытался списать на контрольной… и не получал замечаний по дисциплине в школьный дневник? Учителя часто пишут в дневник локанично: «дисциплина – 2» или «нарушает дисциплину». Слово дисциплина после школы слышится редко, однако правил, которые мы должны соблюдать, с возрастом становится больше, так как степень ответственности возрастает. В детстве за нас отвечают родители, потом мы отвечаем за свою учебную деятельность, оканчивая школу, отвечаем за свою жизнь и свой выбор, позже несём ответственность за других (за детей или коллег, в том случае, когда занимаем руководящую должность). Оказывается, та дисциплина, на которую мало обращается внимания в школе, формирует в человеке необходимый навык самоорганизации. Те, у кого этот навык сформирован, успешно контролируют своё поведение в школе, систематически выполняют домашнее задание, грамотно распределяют своё время.
Понятие самоорганизации можно выразить фразеологизмом: «держать себя в руках». Для того чтобы сформировать более точное определение, обратимся к словарям и исследователям.
Понятию «самоорганизация» тождественно понятие «синергетика» - «(от греч. synergos — совместно действующий) — термин нем. физика Германа Хакена (1971) для новой науки, имеющей принципиально междисциплинарный характер…самоорганизация представляется как эмерджентное (внезапно возникающее) свойство системы… Одно из таких свойств — самоорганизация , которая проявляется в самосогласованности (когерентности) взаимодействия подсистем, что дает возможность говорить о возникновении упорядоченных структур (паттернов) или даже новой системы… чрезвычайно интересно рассмотреть процессы эволюции как процесс самоорганизации. Эволюцию можно рассматривать как неограниченную последовательность процессов самоорганизации»
[Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с., ил.].
Сергей Иванович Дьяков – практикующий психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Севастополе – в своей работе «Самоорганизация в системе психологических критериев определения человека как субъекта жизни» пишет о том, что человек является одновременно продуктом спонтанной эволюционной самоорганизации, и в то же время является субъектом эволюции себя [Дьяков С. И. Самоорганизация в системе психологических критериев определения человека как субъекта жизни // Сибирский психологический журнал. - 2016. - №59.].
Примечательно, что термин «самоорганизация» отсутствует в толковых словарях Сергея Ивановича Ожегова и Владимира Ивановича Даля. Поэтому, чтобы сформировать понятие, обратимся к двум семантическим единицам «само» и «организация».
Часть слова «само» может употребляться в шести значениях [Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907, [1] с.;]. Нам подходят:
-
направленности чего-н. на себя, исхождения от себя или осуществления для себя; -
обращенности к самому себе, в самого себя или направленности на самого себя; -
совершения чего-н. без посторонней помощи; без постороннего участия.
Организация рассматривается нами во втором значении - организованность, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина.
На основе рассматриваемых примеров определения самоорганизации, составляем термин самостоятельно: самоорганизация – личный процесс, обращённый и направленный человеком к самому себе, который возникает внезапно и проявляется в когерентности взаимодействия подсистем.
К структурным компонентам самоорганизации относят: мотив, стиль деятельности, самопознание. Мотив определяет направление деятельности. Если говорить о спортсмене, то самоорганизация в большей степени будет направлена на преодолении физической боли и внутренних страхов. Если говорить о музыканте, то самоорганизация будет направлена на выработку терпения и привычку работать детально. Стиль деятельности включает в себя те методы, который человек выберет для того чтобы организовать свою деятельность. Это может быть тайм-менеджмент, план, различные практики. Самопознание включает в себя учёт эмоциональных, физических и личных особенностей для того чтобы успешно выстроить деятельность, и рефлексию для работы над ошибками или проживании успеха (хвалить себя не менее важно, чем уметь корректировать деятельность).
Актуальность темы.
Актуальность темы самоорганизации можно подтвердить тенденцией в сфере образования, где учащийся не объект педагогической деятельности, а субъект собственной учебной деятельности [Задачи учителя в условиях реализации нового ФГОС // https://s8kogalym.ru/URL:https://s8kogalym.ru/wp-content/uploads/2014/02/17.12.14_Zadachi-uchitelya-po-realizatsii-FGOS.pdf]. Уже со школы требуется сформированный навык самоорганизации, так как ученику необходимо работать самостоятельно или уметь организованно работать в группе, так как учитель – всего лишь проводник, а не источник знания.
Необходимость навыка самоорганизации заметна во время обучения в высшем учебном заведении. Кроме организации режима своего дня, студенту приходится осваивать программу, значительная часть которой осваивается студентом самостоятельно. Например, для специальности: 38.05.01 - «Экономическая безопасность», общая трудоёмкость дисциплины «математический анализ» во втором семестре составляет 180 часов. На самостоятельную работу студента, согласно программе дисциплины, отводится 81 час [Рабочая программа учебной дисциплины "Математический анализ" // https://lk.ugatu.su/lk/ URL: https://lk.ugatu.su/Curriculum/]. По философии из 72 часов дисциплины 36 отводится на самостоятельную [Рабочая программа учебной дисциплины "Философия" // https://lk.ugatu.su/lk/ URL: https://lk.ugatu.su/Curriculum/].
Вообще, важно уметь распределять приоритеты и собственные в силы при планировании деятельности, так как в противном случае могут последовать неприятные явления в виде усталости, прокрастинации, разочарования и отсутствия желания продолжать работу.
„Думайте на бумаге. Каждая минута, затраченная на планирование, экономит 10 минут при осуществлении плана“ [Брайан Трейси цитаты // https://ru.citaty.net/ URL: https://ru.citaty.net/avtory/braian-treisi/] – говорит американский писатель Брайан Трэйси [Брайан Трейси // https://www.mann-ivanov-ferber.ru/ URL: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/authors/tracy/]. И мы абсолютно согласны с ним. Умение планировать и действовать по плану – следствия сформированной самоорганизации, которая безусловно сопутствует успешной деятельности в любой сфере.
Актуальность данного исследования возросла в период дистанционного обучения, когда у студентов и учеников появилось больше свободного времени
, но не все смогли правильно его распределить и сохранить успешную успеваемость. В домашней атмосфере учиться гораздо сложнее, нежели в аудитории, находясь под непосредственным контролем преподавателя, в обществе заинтересованных студентов. Начиная с формы одежды, которая предусмотрена по уставам учебных организация и до привычки соблюдать дисциплину в стенах учебного заведений – всё это служило внешними мотивами для осуществления учебной деятельности. Оказавшись дома, не всегда включая камеры и микрофоны, имея возможность не только отвлекаться, но даже полностью заниматься посторонними от учёбы делами, понадобилось умение концентрироваться, подключать внутреннюю мотивацию – умение самоорганизовывать свою деятельность.
Понятие самоорганизация может рассматриваться в зависимости от показателей. Так, можно рассмотреть четыре [НАТА КАРЛИН Самоорганизация личности // Sunmag. - 20 января 2014. - №https://sunmag.me/sovety/20-01-2014-samoorganizatsiya-lichnosti.html.] аспекта самоорганизации в зависимости от того, как проявляются качества самоорганизованного человека: личностный, деятельностный, интегрированный, технический.
Изучение себя - личностный аспект самоорганизации, где рассматривается механизм воли, эмоциональная устойчивость, интеллектуальное развитие. В рамках такого аспекта утверждается, что самоорганизация – следствие работы человека над своим характером.
В рамках деятельностного аспекта, рассматривается обучение как основная деятельность для формирования навыка самоорганизации. То есть, понимая самоорганизация как качество, которое формируется на практике, в процессе выполнения заданий, контроля, работы над ошибками.
В интегрированный аспект входят личностный и деятельностный, то есть, самоорганизация рассматривается как следствие приспособления определённого человека в некоторых условиях.
Технический аспект включает различные методики для совершенствования навыка самоорганизации. Они не зависят от обстоятельств и ситуации, в которой находится человек, а также от его личностных особенностей. Методики обобщены и подходят разным людям для работы в различных сферах. Например, тайм-менеджмент [Тайм-менеджмент — 7 главных принципов по управлению временем + обзор книг, курсов и приложений, а также реальные примеры из жизни (мой опыт) // https://hiterbober.ru/ URL: https://hiterbober.ru/psychology-of-success/tajm-menedzhment-upravlenie-vremenem.html]
.
Наиболее подробно самоорганизация рассматривается в работах психологов.
Котова Светлана Сергеевна – психолог, преподаватель психологии – в статье «Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов» рассматривает следующие показатели самоорганизации [Котова С.С. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов // Научные исследования в образовании. - 2007. - №4.]:
-
Умение определять и формулировать цели и задачи своей учебной деятельности.
Умение определить цель и задачи свидетельствует об осознанном подходе к своей деятельности. Оно помогает выявлять возможные проблемы и прописывать/находить варианты их решения, значительно упрощая путь к достижению намеченного результата.
-
Умение планировать и конструировать процесс учебной деятельности.
Это умение необходимо для экономии времени. Планирование включает в себя анализ ситуации и своих возможностей. Располагая этими данными значительно легче выстроить концепцию работы, которая станет эффективной и не подведёт в процессе выполнения задания. Если студент кроме учёбы работает или занимается в секции, кружке, ему необходимо составить для себя расписание, где различные виды деятельности не будут накладываться, вытесняя друг друга. Здесь важно использовать первое умение, то есть, помнить о главной цели и, исходя от неё, выбирать приоритетную деятельность.
-
Умение анализировать и диагностировать состояние своей учебной деятельности.
Без этого умения невозможно стать лучше, невозможно совершенствовать выбранные методы достижения результата. Это адекватная работа над ошибками, без которой не обходится никакая качественная работа. Не нужно стремиться выкладываться ежедневно на все сто процентов во всех видах деятельности. Если существуют недочёты в какой-либо деятельности, по мере возможности их нужно ликвидировать. Важно не только уметь учитывать уровень своей подготовки и качество результата, но и находить причину хорошего или плохого итога деятельности. Это поможет корректировать план или распорядок.
-
Умение организовывать осуществление учебной деятельности в соответствии с планом.
Это реализация волевого механизма, о котором мы говорили выше. Мало создать план и расписать задачи, необходимо уметь активировать на каждом этапе мотивацию к действиям