Файл: Особенности самоорганизации деятельности студентов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, нужно придерживаться намеченных путей для того чтобы избежать трудностей или потери времени. В это умение входит прогнозирование своей деятельности. Например, по плану дня у студента после занятий спорта следует выполнение домашнего задания. Но неожиданно намечается встреча одногруппников в кафе. Самоорганизованный студент перед тем, как принять решение оценит своё состояние и взвесит мотивы. Имея ресурсы, но успеет посетить встречу и выполнить домашнее задание. Уставший после тренировки студент должен взвесить, какая деятельность окажется для него лучше. Возможно, сделает перерыв, чтобы восстановить силы и пойдёт домой, взявшись за выполнение домашней работы, или посетит встречу, чтобы отвлечься, прогуляться и набраться сил.
Заключительное умение, которое необходимо для укрепления мировоззренческой позиции. Важно уметь оценить результаты своей деятельности, для того чтобы ответить себе на вопросы: правильную ли сферу деятельности я выбрал? Что мне необходимо, чтобы быть более успешным? Что у меня получается хорошо? Где мне нужно работать и чему учиться больше?
Для определения уровня самоорганизации существует множество методик. Например, опросник «самооценка организованности» Ильина Е.П. или «опросник самоорганизации деятельности» (ОСД) Мандриковой Е. Ю. Мы остановились на опроснике самоорганизованности, так как он есть в открытом доступе [Опросник самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрикова) // https://studme.org/URL:https://studme.org/174463/pedagogika/oprosnik_samoorganizatsii_deyatelnosti_mandrikova]. Он предназначен для диагностики сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания.
Опросник самоорганизации деятельности состоит из двадцати пяти утверждений, правдивость которых респонденту предлагается оценить по шкале от одного до семи, где единица обозначает полное несогласие, семёрка – полное согласие, а четвёрка является серединой.
В нашем опросе участвовали пятьдесят человек. Для идентификации мы предложили два вопроса, ответы на которые содержат информацию о поле и занятости респондентов:
Рисунок 1. Итоги первых двух вопросов с данными респондентов.
Итогом опросника являются данные шести шкал, которые свидетельствуют о степени сформированности качества, необходимого для успешной самоорганизации
[МЕТОДИКА: Опросник самоорганизации деятельности(ОСД) (Мандрикова Е.Ю.) // cpd-program.ru URL: https://cpd-program.ru/methods/tsq.htm]:
Ключ для опросника: для каждой шкалы подсчитывается сумма баллов по прямым (+) и обратным (-) пунктам.
По итогам тестирования мы составили портрет студента, самоорганизация которого находится на среднем уровне:
Рисунок 2. Итоговые данные тестирования.
Ни одна из шкал не демонстрирует высокого уровня сформированности качества. Близка к высокому уровню «целеустремлённость», измеряющая способность концентрации на цели. Во время учёбы в университете целей много: от выполненного домашнего задания до участия в научных конференциях, так что сформированность навыка объяснима ритмом обучения. Низкий уровень у одной шкалы – шкалы настойчивости. Это свидетельствует об отсутствии приложения волевых усилий для завершения какого-либо дела. Причин для этого много: поступление в университет не собственному желанию; выбор профессии, которая не вызывает интереса; состояние здоровья; бытовая обстановка. Шкалы «планомерность», «фиксация» и «ориентированность на будущее» имеют средний уровень сформированности, что безусловно радует, так как подобный уровень является хорошей базой для совершенствования самоорганизации.
Портрет студента, исходя из полученных данных, можно интерпретировать, как способного сочетать структурированный подход к организации времени своей жизни со спонтанностью и гибкостью, умеющего ценить время и извлекать ценный опыт из многоплановости своей жизни.
Для того чтобы навык самоорганизации совершенствовался, а деятельность студента становилась плодотворнее, мы рекомендуем придерживаться нескольких правил:
ЛИТЕРАТУРА
-
Умение оценивать свою учебную деятельность и ее результаты с выходом на рефлексивную позицию.
Заключительное умение, которое необходимо для укрепления мировоззренческой позиции. Важно уметь оценить результаты своей деятельности, для того чтобы ответить себе на вопросы: правильную ли сферу деятельности я выбрал? Что мне необходимо, чтобы быть более успешным? Что у меня получается хорошо? Где мне нужно работать и чему учиться больше?
Для определения уровня самоорганизации существует множество методик. Например, опросник «самооценка организованности» Ильина Е.П. или «опросник самоорганизации деятельности» (ОСД) Мандриковой Е. Ю. Мы остановились на опроснике самоорганизованности, так как он есть в открытом доступе [Опросник самоорганизации деятельности (Е. Ю. Мандрикова) // https://studme.org/URL:https://studme.org/174463/pedagogika/oprosnik_samoorganizatsii_deyatelnosti_mandrikova]. Он предназначен для диагностики сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания.
Опросник самоорганизации деятельности состоит из двадцати пяти утверждений, правдивость которых респонденту предлагается оценить по шкале от одного до семи, где единица обозначает полное несогласие, семёрка – полное согласие, а четвёрка является серединой.
В нашем опросе участвовали пятьдесят человек. Для идентификации мы предложили два вопроса, ответы на которые содержат информацию о поле и занятости респондентов:
Рисунок 1. Итоги первых двух вопросов с данными респондентов.
Итогом опросника являются данные шести шкал, которые свидетельствуют о степени сформированности качества, необходимого для успешной самоорганизации
[МЕТОДИКА: Опросник самоорганизации деятельности(ОСД) (Мандрикова Е.Ю.) // cpd-program.ru URL: https://cpd-program.ru/methods/tsq.htm]:
-
Шкала "Планомерность" измеряет степень вовлеченности субъекта в тактическое ежедневное планирование по определенным принципам. -
Шкала "Целеустремленность" измеряет способность субъекта сконцентрироваться на цели. -
Шкала "Настойчивость" измеряет склонность субъекта к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и упорядочения активности. -
Шкала "Фиксация" измеряет склонность субъекта к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени, его привязанность к четкому расписанию, ригидность в отношении планирования. -
Шкала "Самоорганизация" измеряет склонность субъекта к использованию внешних средств организации деятельности.
-
Шкала "Ориентация на настоящее" измеряет временную ориентацию на настоящее.
Ключ для опросника: для каждой шкалы подсчитывается сумма баллов по прямым (+) и обратным (-) пунктам.
По итогам тестирования мы составили портрет студента, самоорганизация которого находится на среднем уровне:
Рисунок 2. Итоговые данные тестирования.
Ни одна из шкал не демонстрирует высокого уровня сформированности качества. Близка к высокому уровню «целеустремлённость», измеряющая способность концентрации на цели. Во время учёбы в университете целей много: от выполненного домашнего задания до участия в научных конференциях, так что сформированность навыка объяснима ритмом обучения. Низкий уровень у одной шкалы – шкалы настойчивости. Это свидетельствует об отсутствии приложения волевых усилий для завершения какого-либо дела. Причин для этого много: поступление в университет не собственному желанию; выбор профессии, которая не вызывает интереса; состояние здоровья; бытовая обстановка. Шкалы «планомерность», «фиксация» и «ориентированность на будущее» имеют средний уровень сформированности, что безусловно радует, так как подобный уровень является хорошей базой для совершенствования самоорганизации.
Портрет студента, исходя из полученных данных, можно интерпретировать, как способного сочетать структурированный подход к организации времени своей жизни со спонтанностью и гибкостью, умеющего ценить время и извлекать ценный опыт из многоплановости своей жизни.
Для того чтобы навык самоорганизации совершенствовался, а деятельность студента становилась плодотворнее, мы рекомендуем придерживаться нескольких правил:
-
Соблюдать режим дня. Это важно, так как от этого зависит состояние здоровья и настроение. -
Заниматься спортом. Спорт помогает снять эмоциональное напряжение, может помочь сформировать новый круг общения, улучшает самочувствие и благотворно влияет на здоровье. В качестве занятий спортом мы имеет в виду: ходьбу, прогулку, зарядку, бег. Можно записаться в бассейн, студию растяжки или тренажёрный зал. -
Читайте классическую литературу. Это формирует нас. Чтение расширяет кругозор человека, обогащает его внутренний мир, делает умнее и положительно сказывается на памяти. -
Планируйте свой день. Это лучше делать перед сном. Подумайте, что необходимо сделать в соответствии с расписанием и дедлайнами, распишите, представьте, сколько времени понадобиться, составьте план. Не забудьте оставить время для отдыха. -
Ставьте цели. Для того чтобы оценить значение наличия цели в жизни человека, вспомним якутскую пословицу: «Помыслы и стремления сильны, как текучая вода.»
ЛИТЕРАТУРА
-
Баженова Н.Г. Исследование влияния курса обучения в вузе на психологические характеристики самоорганизации студентов, участвующих в общественных организациях // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5657 -
Дьяков С. И. Самоорганизация в системе психологических критериев определения человека как субъекта жизни // Сибирский психологический журнал. - 2016. - №59. -
Котова С.С. Психологические особенности самоорганизации учебной деятельности студентов // Научные исследования в образовании. - 2007. - №4. -
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907, [1] с.; -
Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с., ил. -
Самоорганизация студентов первого курса: Учеб. пособие / П. Е. Рыженков, Е. В. Марусова, Л. М. Хаславская и др.; Под ред. П. Е. Рыженкова. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. — 120 с. -
Сунгурова Н.Л., Иващенко А.В., Карабущенко Н.Б. Особенности самоорганизациитдеятельности студентов с разными стратегиями сетевой коммуникации // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 5А. С. 160-171.