Файл: Национальный исследовательский томский политехнический университет а. А. Мезенцев, В. М. Павлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23 из 137 ментов Проекта в зависимости от мощности АСУ на примере серии ри- сунков (2.2, 2.3, 2.4, 2.5).
При первичной инициализации Проекта в ИС, как было сказано ра- нее, необходимо определить сложность структуры и полноту состава элементов Проекта. Выполнить это действие можно при помощи до- полнительного окна программы, представленного на рисунке 2.2. В дальнейшем изменить эту настройку можно в окне программы настрой- ки специальных параметров интегрированной среды разработки Проек- тов, которая представлена на рисунке 2.3. Следует выделить функцию детальной настройки именно тех слоёв, которые необходимы в кон- кретном случае. Для этого используется группа инструментов «Види- мость слоёв» также представленная на рисунке 2.3. Вкладка Навигатора проекта, с указанными на рисунке 2.3 в разделе «Видимость слоёв» ти- пами компонентов, представлена на рисунках 2.4, 2.5 для простой и комплексной АСУ.
Рисунок 2.2. Интерфейс окна программы первич- ной инициализации Про- екта
Рисунок 2.3. Вид окна программы настройки специ- альных параметров интегрированной среды разра- ботки ТМ

24 из 137
Рисунок 2.4. Вид вкладки «Навигатор проекта» для режима работы ИС «Про- стой»

25 из 137
Рисунок 2.5. Вид вкладки «Навигатор проекта» для режима работы ИС «Ком- плексный»

26 из 137
2.3.
Принципы работы в интегрированной среде разработки Проек-
тов TRACE MODE 6
В соответствии с описанной структурой и составом элементов Про- екта, а также стратегией проектирования рассмотрим основные правила создания Проекта. Детальная информация о работе с ИС ТМ представ- лена в руководстве пользователя на данный программный продукт. По- шаговые инструкции по разработке Проекта представлены в разделе
«Быстрый старт» того же руководства пользователя.
На первой стадии разработки необходимо определить количество и типы Узлов, которые будут созданы в Проекте. Рассмотрим пример на основе Проекта, в котором существует головной эле- мент структуры – «Систе- ма», поскольку только в слое «Система» могут быть созданы Узлы (режим ре- дактирования «Простой»).
Во всплывающем меню данного слоя, представлен- ного на рисунке 2.6, указа- ны основные действия, ко- торые можно выполнить над ним. Главным действи- ем является «Создать узел».
В зависимости от операционной системы и типа контроллера, в ко- тором будут установлены файлы Проекта, выбирается один из следую- щих типов Узлов: RTM, MicroRTM, Logger, EmbeddedRTM, NanoRTM,
Console, EmbeddedConsole.
После создания необходимого количества
Узлов необходимо сформировать их структуру и состав. При разработке
Проектов в режиме «Комплексный» необходимо перенести созданные компоненты Проекта из слоя «Топология» или «Технология» методом
«Drag and Drop» c одновременным удерживанием клавиш «Ctrl» и
«Shift»
. Метод «Drag and Drop» также используется для автопривязки элементов Проекта (канал, «Экран» и т.д.) без фиксации вышеуказан- ных контрольных клавиш универсальной клавиатуры.
Создадим Узел типа RTM для работы в рамках ОС MS Windows на автоматизированном рабочем месте (АРМ) оператора. Далее необходи- мо создать компонент «Экран», используемый для формирования гра-
Рисунок 2.6. Вид вкладки «Навигатор проекта», типы Узлов


27 из 137 фического интерфейса оператора. Важной особенностью ИС TM на этом этапе проектирования ПО является то, что в ней присутствует по- нятие шаблон. Шаблон – это компонент Проекта, который в дальней- шем вызывается при помощи специального канала класса CALL с необ- ходимыми атрибутами в том или ином Узле Проекта. В составе Проекта могут быть созданы шаблоны Экранов, Программ, электронных доку- ментов (рисунок 2.5). В дальнейшем шаблон может быть вызван один или более раз в разных Узлах. Шаблон может быть создан автоматиче- ски при создании компонента «Экран», «Программа» или «Связь с
СУБД» в одном из Узлов Проекта. Каждый вновь создаваемый канал также приводит к автоматическому созданию шаблона канала в соот- ветствующем слое «База каналов». Компонент может быть удалён из
Узла, но шаблон этого компонента с уникальным порядковым номером будет храниться в слое шаблонов компонентов данного вида.
Вид-пример Навигатора проекта представлен на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7. Вид окна Навигатора проекта (шаблоны компонентов показаны справа, каналы класса CALL вызывающие шаблоны показаны слева)

28 из 137
На рисунке 2.7 слева представлены компоненты: «Экран», «Про- грамма» и два канала разных типов (FLOAT и HEX16). Справа на ри- сунке видно, что в результате добавления каналов в структуру Проекта, в его составе появились шаблоны компонентов «Программа», «Экран» и
4- х каналов. Очевидно, что в слое «База каналов» кроме каналов вызы- вающих шаблоны каналов класса FLOAT и HEX16 были созданы кана- лы класса CALL, которые вызывают шаблоны компонентов «Програм- ма» и «Экран». Этот факт подтверждает ранее описанную особенность проектирования ПО в ИС. Чёткий порядок нумерации каналов показы- вает, в какой последовательности они были созданы.
2.4.
Переменные в TRACE MODE 6
В TRACE MODE 5 каналы были универсальной и единственной единицей-носителем информации в рамках Проекта. Компоненты гра- фического интерфейса оператора и элементы мнемосхемы для динами- зации могли быть привязаны только к его выводам («Аппаратное», «Ре- альное», «Входное», «Выходное»). В отличие от 5-й версии TRACE
MODE в шестой появилось полноценное понятие переменной, которы- ми обладают все компоненты Проекта.
Внимание, при создании шаблона компонента «Экран» в нём обя- зательно должен быть создан хотя бы один аргумент, поскольку в про- тивном случае он не может быть вызван при работе Проекта в контрол- лере.
Рассмотрим на примере способ динамизации (изменения свойств или характеристик в течение времени в зависимости от какого-либо критерия) графического элемента мнемосхемы с использованием пере- менных компонента Проекта «Экран» и «Генератор». Для этого необхо- димо:
1) создать Проект;
2) создать Узел типа RTM;
3) создать компонент «Экран» и привязать его к каналу класса
CALL
, который будет вызывать его из слоя «Шаблоны экра- нов»;
4) создать математическую модель генератора унифицированного сигнала (например, синусоиды);
5) создать в рабочем поле компонента «Экран» графическую фор- му отображения текстовой информации;
6) привязать текстовую графическую форму к выходу математиче- ской модели генератора унифицированного сигнала.


29 из 137
Для выполнения некоторых пунктов необходимо учесть следую- щие рекомендации:
 добавление в состав элементов Проекта компонента «Экран» может быть выполнено непосредственно в слое «Система.RTM» либо в слое «Шаблоны экранов», а затем необходимо методом
«Drag and Drop» выполнить перенос шаблона компонента
«Экран» в Узел RTM;
 математическая модель генератора может быть создана в слое
«
Источники/Приёмники» либо в виде компонента «Программа»;
 для индикации выходного значения математической модели ге- нератора можно использовать графический объект «Текст», при этом используемый вид индикации – «Значение» (рисунок 2.8);
 привязка значения графического элемента «Текст» должна быть выполнена к атрибуту «Значение» математической модели ге- нератора (рисунок 2.9).
Рисунок 2.8. Вид редактора свойств графических элементов и рабочей обла- сти редактора представления данных программы ИС. Графический элемент
«
Текст» расположен справа, свойства компонента – слева
В описанном примере привязка математической модели генератора сигнала выполняется напрямую к переменной компонента «Экран» и данный пример является работоспособным.

30 из 137
Важно отметить, что привязка (рисунок 2.9) может быть выполнена как к одному из атрибутов компонента, так и к любому из аргументов данного компонента.
Рисунок 2.9. Вид редактора настройки свойств привязки графического эле- мента «Текст»
2.5.
Редактор-навигатор переменных (аргументов)
Очевидно, что переменная в компьютерной программе играет наиболее важную роль. Важно понимать, что в крупных Проектах пере- менных может быть значительное количество. Для того чтобы эффек- тивно оперировать ими в составе ИС TM 6 используется специальный навигатор, вид окна программы навигатора представлен на рисунке
2.10.

31 из 137
Открыть навигатор аргументов можно через меню «Свойства» шаблона компонента. Для эффективного управления аргументами в составе навигатора переменных содержатся следующие основные поля: «Имя»,
«
Тип», «Тип данных», «Значение по умолчанию», «Привязка», «Груп- па», «Единица измерения» и «Комментарий». Название каждой пере- менной должно быть уникальным в рамках одного компонента и не мо- жет содержать пробелов. Тип переменной указывает на направление пе- редачи информации и выполняет роль фильтра при привязке аргумен- тов. Тип аргумента, таким образом, может быть «IN» или «OUT», а так- же «IN/OUT». Очень важно использовать поле «Комментарий» и «Еди- ница измерения», поскольку они позволяют более детально описать назначение переменной, повышают эффективность обслуживания дан- ного программного обеспечения другими программистами через дли- тельный промежуток времени после его создания.
При создании нового Проекта следует учитывать одну особенность
Редактора аргументов, название нового аргумента автоматически изме- няется при его привязке к другому аргументу или каналу. Данная функ- ция может быть выключена в окне программы настройки ИС (рисунок
2.11).
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Групповые операции
При работе с аргументами или каналами, над ними можно выпол- нять групповые операции. Для того, чтобы задать некоторое свойство группе аргументов, выделите данную группу, удерживая клавишу
«Ctrl», двойным кликом левой кнопки мыши откройте для редактирова- ния одно из полей редактора. После назначения нового значения в дан- ном поле новое значение будет скопировано в остальные поля столбца редактора характеристик аргументов выделенной группы.
Дополнительную информацию смотрите в разделе руководства пользователя «Поля редактора аргументов».

32 из 137
Рисунок 2.10. Вид окна программы «Навигатора ар- гументов»

33 из 137
Рисунок 2.11. Вид окна программы настройки ИС ТМ
2.6.
Подготовка Проекта к загрузке в контроллер, запуск МРВ на
исполнение
Проект, созданный в интегрированной среде разработки, не являет- ся конечным файлом, который может быть загружен в контроллер, и участвовать в управлении технологическим оборудованием. Ранее было показано, что выдачу команд управления в рамках операционной систе- мы выполняет МРВ, а алгоритм управления технологическим оборудо- ванием записан в файлах Проекта предварительно интерпретированных для МРВ. Данная команда в ТМ называется «Сохранить для МРВ». Она может быть выполнена из меню окна программы ИС, с использованием специальной пиктограммы или из всплывающего меню Узла. Важно понимать, что Проект может разрабатываться для множества контрол- леров АСУТП и в его составе содержатся Узлы для этих контроллеров, следовательно, необходимо интерпретировать каждый Узел Проекта в отдельности.
Рассмотрим типы файлов, создаваемых при экспорте Узлов Проек- та. Они имеют следующее назначение:

<имя файла prj>_.cnv – файл текстового формата, содержащий служебную информацию;

<имя файла prj>_.dbb – бинарный файл Узла (ис- пользуется МРВ);

<имя файла prj>_.dbx – бинарный файл Узла (ис- пользуется для конвертации Узла Проекта в файл для МРВ);


34 из 137

<имя файла prj>_.rtp – вспомогательный тексто- вый файл Узла (используется МРВ);
addr.ind – описание параметров узлов (этот файл создается в папке каждого Узла);

<имя программы>.tmsd – коды компонентов «Программа»;

_<порядковый номер в Узле>.res – файлы, со- держащие исполняемый код, используемый МРВ, нумерация файлов начинается с нуля.
Каждый комплект файлов для каждого из Узлов Проекта после вы- полнения операции «Сохранить для МРВ» находится в отдельной папке на жёстком диске в корневом каталоге файла Проекта. Далее необходи- мо выполнить отладку Проекта в Профайлере – отладочном МРВ. За- пуск на выполнение Профайлера может быть выполнен из главного ме- ню окна программы ИС (меню «Файл : Отладка») или с помощью кноп- ки с пиктограммой. Файл Профайлера также может быть запущен на выполнение самостоятельно, он расположен по следующему адресу:
«:\Program Files\AdAstra Research Group\Trace Mode IDE 6
Base\rtc.exe».
2.7.
Вопросы для самоконтроля к главе №2
1.
Опишите графический интерфейс пользователя программы IDE
TRACE MODE 6.06.2?
2.
Редакторы каких компонентов содержатся в программе ИС?
3.
Назовите основные этапы Проектирования программного обеспече- ния в TRACE MODE 6.06.2?
4.
Опишите структуру и состав элементов слоя «Топология».
5.
Опишите структуру и состав элементов слоя «Технология»
6.
Что такое шаблон (в рамках понятий TRACE MODE)?
7.
Шаблоны каких элементов Проекта существуют в TM?
8.
Возможно ли детально настроить состав слоёв в ИС, каким образом?
9.
Какие слои могут быть включены или выключены в структуре нави- гатора Проекта?
10.
Что происходит при выполнении функции «Удалить» над компонен- том «Канал» в слое «Система»?
11.
Могут ли иметь одинаковое название компоненты расположенные в слое «Система» и слое «Шаблоны экранов»?
12.
Может ли шаблон компонента «Экран» быть расположен в слое «Си- стема»?

35 из 137 13.
Может ли шаблон компонента «Экран» быть создан выполнением некоторой команды в слое «Система»?
14.
К какому типу программного обеспечения относится Проект?
15.
Может ли Проект быть запущен на выполнение самостоятельно в рамках операционной системы и почему?
16.
Назовите основные поля редактора аргументов?
17.
Назовите основные особенности настройки редактора аргументов?
18.
Какие операции должны быть выполнены обязательно после созда- ния нового компонента «Экран», без выполнения которых данный компонент функционировать не будет?
19.
Опишите процедуру подготовки Проекта предшествующую его за- грузке в МРВ, запишите расширения файлов, которые создаются при выполнении данной процедуры?
20.
Назовите основные типы аргументов используемых программистом в ИС TRACE MODE 6.06.2?
21.
Почему при работе с аргументами важно использовать поле «Ком- ментарий»?
22.
Для чего используются каналы класса CALL в TRACE MODE?
23.
Какие типы Каналов Вы знаете?
24.
Что такое динамизация?
25.
Возможны ли групповые операции в TRACE MODE? Насколько они эффективны? Над какими элементами Проекта они выполняются?