Файл: 11. Специфика русской философии. Формирование философских традиций (1018 в.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Владимир Соловьев является основателем мощного, оригинального и плодотворного течения в русской религиозной и философской мысли начала ХХ века. Его идеи о Всеединстве и Богочеловечестве, о Софии и христианской политике, получили развитие в работах братьев Е. Н. и С. Н. Трубецких, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева и многих других замечательных мыслителей, внесших огромный вклад не только в российскую, но и в мировую сокровищницу Духа.

23. Главные течения религиозно-идеалистической философской и социологической мысли

Для русской жизни в XX в. характерно не только революционное движение в социально-политической области, но не менее характерно революционное или реформистское движение и в религиозно-философской области. Это движение развивается под знаком "нового религиозного сознания" и строит свою программу в сознательном противопоставлении себя историческому христианству, - оно ждет новых откровений, создает (под влиянием Вл. Соловьева) утопию "религиозной общественности", а в то же время насыщено эсхатологическими ожиданиями. Все это очень сложно, богато, иногда расплывчато, но мы коснемся, конечно, лишь философских отражений этого примечательного периода в русской жизни XX века. Эти отражения очень многообразны и различны, а в то же время они оказались очень плодотворны для развития русской философской мысли.

Основное влияние во всем этом имел Вл. Соловьев, и трудно было бы "измерить", какой стороной своего творчества он влиял сильнее, - как религиозный мыслитель и философ или как поэт. В.С. Соловьевым была заложена традиция русской философии Всеединства. Он провидел и посильно реализовал плодотворнейшую тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и мистического типов философствования, западной и восточной культурной традиции. При этом, чуждый всякому национализму и интеллектуальной нетерпимости, он оставался глубоко русским, христианско-соборным мыслителем, чей духовно-теоретический призыв к единению подкреплялся личной нравственной честностью и жизненным достоинством.

Необходимо учитывать, что философия В.С. Соловьева в значительной степени была реакцией на недостатки западной философии, а также на атеизм и материализм, которые проявились в русской философии. Он был неудовлетворен противостоянием рационализма и эмпиризма. Ликвидировать его можно через познание предмета в его целостности. Бог у В.С. Соловьева и выступает воплощением целостности, "положительного всеединства". Мир, человек и сфера сверхбытия оказываются единым. Ни одно явление не может существовать и быть познанным вне его отношения к другим явлениям. Любая вещь познается в ее отношении в ее отношении к целому. А целое - это не просто множество вещей, а всеединство. Всеединое существует во всех своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств. Всеединство включает безусловное (абсолютное бытие - Бог) и обусловленное (материя). "Всеединство" постигается "цельным знанием", представляющим собой синтез религии, философии и науки, или, иначе- веры, мысли и опыта.



Соловьев строит метафизическую систему "цельного знания", в которой онтология должна раскрыть "всеединство", гносеология - обосновать иррациональное знание, социология найти высший идеал общества. В качестве ядра системы цельного знания выдвигается метод интуитивного, образно-символического постижения истины. В.С. Соловьев вводит понятие софии. Он говорит о трех стадиях воплощения софии, одной из которых является Богочеловечество. Это воплощение софии в человечестве в целом.

Н.А. Бердяева считают одним из наиболее значительных представителей русской самобытной философской мысли.

Основные идеи его философской концепции:

1) дух и природа противоположны. Дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность - различия преодолеваются любовью; природа - объект, вещь, необходимость, пассивная деятельность - все, что множественно и делимо. Бог есть дух. Природа вторична и производна. Только человек, обладающий свободой и способность к творчеству, способен преобразить и одухотворить природу.

2) примат свободы над бытием. Бог не отвечает за зло, творимое в мире - он не сотворил свободу, которая привела человека к грехопадению. Существует три вида свободы: первичная иррациональная свобода, которая существовала до Бога и человека, и из которой все возникло; рациональная свобода, т.е. исполнение рационального долга; и свобода, проникнутая любовью. Человек свободно отпадает от Бога, движимой иррациональной свободой и призван свободно вернуться к Богу по своей воле и привести, объединенный любовью весь мир к нему.

2) антроподицея (оправдание) человека. Человек есть точка пресечения двух миров, он отражает в себе мир высший (богоподобие) и мир низший - в этой двойственности заключается сложность его существования. Он венец мироздания и микрокосм. Как образ и подобие Бога, человек является личностью. Личность - категория духовно-религиозная. Как личность он имеет большую ценность, чем общество, нация, государство. Человек - со-творец Бога, он призван к творческой работе, его предназначение состоит в том, чтобы продолжать творение Богом мира. Человек творит из ничего, исходя из свободы как "безосновной основы бытия". И именно в творчестве человек совершает преодоление костной материи и он прорывается в высшую духовную реальность.


Философия, считал Н.А. Бердяев, неизбежно антропологична; она познает бытие в человеке и через человека.

Л. Шестов критикует рационализм, столь характерный для западной философии. Мир иррационален и полон бесчисленных тайн. Мы даже не подозреваем, что творится во вселенной. Окружающий нас мир - это мир хаоса, господства стихии и случайности. Наш разум способен познать лишь необходимое, закономерное, а случайное и хаотичное, то, что составляет сущность мира, скрыто от него. Поэтому претензии науки и рациональной философии на познание действительности несостоятельны. Подлинная истина находится по ту сторону разума.

А.Ф. Лосев соединил в своей философии четыре составляющие: филологию, феноменологию, диалектику и символизм. Лосева интересует в первую очередь пронизанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не "схватывает" сущность живой конкретности, это под силу только эйдосу. Однако мир состоит не из неподвижных эйдосов и их выражений в слове. В соответствии с этим истинная философия приобретает диалектический, подвижный характер. Движение эйдосов и слов приводит к связи с иным, взаимосвязанные реалии свидетельствуют друг о друге, они в этом смысле являются символами. В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосев рассматривает язык, миф, религию, искусство, философию. Ему удалось создать весьма своеобразную философскую систему, достоинства которой изучены пока недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эйдосов, слов и символов.

Как видно из вышеизложенного, различные учения, направления, фазы развития русской философии объединены общей картиной миропонимания, в которой время осмысляется как развёртывание и исполнение некоторой религиозной идеи - учения Христа.

В заключении можно сделать следующие выводы: во-первых, русская религиозная философия как особое интеллектуально-духовное движение мыслила себя в единстве временного континуума со всей многовековой традицией христианского богословия и считала своим назначением быть звеном, осуществляющим в творческом понимании связь времён. Во-вторых, подобное пробуждение религиозных форм восприятия времени было вызвано подсознательной потребностью атеистического человека (большинство русских философов в гимназические и студенческие годы проповедовали нигилизм и неверие) гармонизировать и упорядочить дезориентированную духовную жизнь. В-третьих, в контексте мировой мысли наиболее очевидными параллелями данной модели русской философии являются концепции времени в философии экзистенциализма М. Хайдеггера, К. Ясперса и др., а также философской герменевтики Г.Г. Гадамера.


России и русского зарубежья (середина 19-20 век). Философия свободы Н.А. Бердяева.