Файл: Конституция Германской империи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Конституция Германской империи»

Косьминой В.К
Конституция Германской империи — основной закон Германской империи, действовавший с 1871 по 1919 год; основана на конституции Северогерманского союза. Предусматривала большое влияние короля Пруссии, по должности являвшегося также президентом союза, или германским императором. Предусматривала также наличие бундесрата (представительства государств-участников империи, а с 1911 г. и Эльзаса-Лотарингии, с правом вето Пруссии на изменения конституции) и рейхстага (избираемого всеобщим голосованием граждан мужского пола, согласно изначальной редакции конституции на 3 года, с 1888 г. на 5 лет).

В результате Франко-Прусские войны 1870-1871 г  Пруссия стала не только основой федеративного Северогерманского союза, но и центром консолидации северогерманских и южно-германских княжеств в новое общегерманское государство. После триумфальной победы в битве на Седане , в ходе которой был пленен французский император Наполеон 3, южногерманские государства начали с Пруссией переговоры о вступлении в Северогерманским союз. 23 ноября 1870 года  подписан договор между Северогерманским союзом и Баварией, оговорившей её военную автономию в мирное время. 25 ноября в союз вступил Вюртемберг, армия которого составила отдельный корпус в вооружённых силах Германии. 10 декабря 1870 года рейхстаг Северогерманского союза по предложению канцлера Северогерманского союза Бисмарка от 9 декабря 1870 года переименовал Северогерманским союз в Германскую империю (Deutsches Reich), конституцию Северогерманского союза — в конституцию Германской империи, а пост президента Северогерманского союза — в пост германского императора (der Deutsche Kaiser). В связи с данными событиями возникла необходимость модификации конституции Северогерманского союза, с учетом положений договоров, заключенных с южно-германскими княжествами.21 марта 1817  собралось первое заседание Германского рейхстага, а 16 апреля была принята конституция Германской империи — по сути, модифицированная версия конституции упразднённого Северогерманского союза.


Конституция 1871 года состояла из следующих частей:

  • Преамбула — провозглашает создание на основе договоренностей между Северогерманским союзом, Баварией, Вюртембергом и иными немецкими княжествами нового союзного государства — Германской империи.

  • I Отдел — Территория государства, субъекты, входящие в союз

  • II Отдел — Распределение компетенции между Империей и землями, входящими в её состав

  • III Отдел — Союзный совет (Бундесрат)

  • IV Отдел — Полномочия Президента Империи (Императора)

  • V Отдел — Рейхстаг

  • VI Отдел — Вопросы таможенного и торгового регулирования

  • VII Отдел — Железные дороги

  • VIII Отдел — Почта и телеграф

  • IX Отдел — Флот и мореплавание

  • X Отдел — Консульства и представительства империи за рубежом

  • XI Отдел — Военное дело

  • XII Отдел — Государственные финансы

  • XIII Отдел — Устав о конфликтах и наказаниях

В соответствии с конституцией, нормы федерального законодательства (имперских законов) обладали верховенством по отношению к нормам местных законов субъектов империи. При этом компетенция разделялась на имперскую (федеральную) и совместную. В сферу исключительного регулирования федерации путём надзора входили:

  • Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования, поскольку эти предметы не определены уже ст. 3-й этой конституции, за исключением отношений к месту рождения и жительства в Баварии; сверх того, определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.

  • Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.

  • Определение системы мер весов и монет, а также основные положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или недвижимыми ценностями.

  • Общие определения о банках.

  • Патенты на изобретения.

  • Охрана авторской собственности.

  • Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания и его морского флага и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.

  • Железные дороги  (в Баварии придерживаясь определения ст. 46) и пути сообщения, водные и сухопутные, установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота.

  • Сплавка и судоходство по водным путям, общим нескольким государствам, и состояние этих путей, речные и иные таможни, а также сигнализация судоходства (огни, бакены и другие дневные сигналы).

  • Почта и телеграф, но в Баварии и Вюртемберге в той мере, как определяла ст. 52).

  • Определения о взаимном исполнении приговоров в гражданских делах и об удовлетворении исков вообще.

  • Предписание относительно доказательной силы подлинных актов.

  • Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.

  • Армия и военный флот  в империи.

  • Правила медицинской и ветеринарной помощи.

  • Определения о прессе и о праве общения (союзов).


В 1873 г. была внесена поправка, относящая к имперской компетенции всё гражданское право.

Законодательная власть принадлежала парламенту Германской империи, состоявшему из двух палат: Рейхстага (парламента) и Бундесрата (союзного совета, представительного органа субъектов федерации).

Рейхстаг

Рейхстаг состоял из 382 членов. Члены Рейхстага избирались посредством всеобщих и прямых выборов с тайным голосованием. Срок полномочий созыва составлял 3 года. Решение о роспуске Рейхстага раньше законом установленного срока должно было быть принято Бундесратом и одобрено Императором. Законы принимались Рейхстагом простым большинством, при кворуме также составлявшем простое большинство от общего числа членов.

Бундесрат

Бундесрат, в отличие от Рейхстага, играл роль представительного органа земель в составе Германской империи и не считался (вопреки традиции русского перевода) верхней палатой парламента. В него входили представители каждой области Германии, голоса между которыми разделялись следующим образом:

В структуре Бундесрата выделялись постоянные комитеты:

  • по делам армии и крепостей,

  • морских дел,

  • таможенных дел и налогов,

  • по делам торговли и обмена,

  • по делам железных дорог, почт и телеграфов,

  • юстиции,

  • счетный комитет

Не обладая в полной мере законодательной властью, Бундесрат принимал простым большинством решения:

  • о законопроектах, вносимых в парламент и законах, им изданных (по сути, утверждал законы, принятые Рейхстагом).

  • об административных предписаниях и инструкциях, необходимых для реализации имперских законов.

  • о недостатках, выявленных в результате реализации имперских законов, административных предписаний и инструкций о реализации имперских законов.

Главой исполнительной власти являлся император. Он назначал имперского канцлера и ряд должностных лиц империи. Однако реальной властью обладал имперский канцлер. Канцлер председательствовал на заседаниях Бундесрата и руководил его деятельностью. Его голос был решающим на заседаниях Бундесрата при равенстве голосов его членов, если он выступал «за сохранение существующих предписаний и установлений», касающихся административных положений, регулирующих исполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов, а также если в Бундесрате не достигалось соглашения по военным вопросам. Любые императорские указы и решения для вступления в законную силу нуждались в его подписи. Тем самым рейхсканцлер играл важную роль, как в законодательной, так и в исполнительной ветви власти, по сути, являясь единственным членом правительства.


За гражданином закреплялось право на:

  • постоянное проживание

  • занятие ремёслами

  • доступ к общественным должностям

  • приобретение недвижимости

  • защиту закона

На территории Германской империи вводилась всеобщая воинская повинность длительностью в семь лет (с 20 до 27 лет).

Конституция 1871 года должным образом не закрепила статус исполнительной власти, ограничившись регулированием роли рейхсканцлера. Кроме того, в ней вообще не была упомянута судебная власть. Конституция не содержала перечня прав человека.