Файл: Выпускной квалификационной работы Социальное обслуживание граждан в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1911
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучающийся | Аушев Шамиль Салманович | | ____ _________ |
| (Ф.И.О. полностью) | | (подпись) |
Руководитель | Абдуллаева Умукусум Ахмедхановна | | _____________ |
| (Ф.И.О. полностью) | | (подпись) |
МОСКВА 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..7
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИИ
1.1. Понятие социального обслуживания граждан, основные принципы и виды социального обслуживания…………………………………………..……..10
1.2. Цели и задачи социального обслуживания граждан……………………...17
1.3. Система социального обслуживания граждан………………………….…21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН
2.1. Граждане, нуждающиеся в предоставлении социального обслуживания………………………………………………………………………………...27
2.2. Формы социального обслуживания граждан……………………………...38
2.3. Порядок предоставления социальных услуг в Республике Ингушетия…43
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Проблемы правового регулирования института социального обслуживания граждан……………………………………………………………………....50
3.2. Перспективы реформирования социального обслуживания граждан в РФ…………………………………………………………………………………55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..64
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью совершенствования социального обслуживания населения, усилением социальной поддержки наиболее уязвимых слоев общества. Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социального обеспечения, осуществляющую государственную поддержку семьи, пожилых людей,
ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков социологии, труды современных отечественных и зарубежных социологов и других ученых по проблемам социальной защиты населения, государственных гражданских служащих, управления персоналом, а также соответствующие положения теории управления, нормативно-правовые акты и законодательство РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав на социальное обслуживание граждан Российской Федерации
Предметом исследования выступают нормы законодательства, предусматривающие права на социальное обслуживание граждан Российской Федерации
Цель исследования на основе правового анализа, с учетом современных тенденций рассмотреть действующее законодательство о правах на социальное обслуживание граждан Российской Федерации, выделить проблемы социального обслуживания в России и пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Изучить понятие социального обслуживания граждан, основные принципы и виды социального обслуживания -
Выделить цели и задачи социального обслуживания граждан -
Рассмотреть систему социального обслуживания граждан -
Изучить группы граждан, нуждающихся в предоставлении социального обслуживания -
Выделить формы социального обслуживания граждан -
Рассмотреть порядок предоставления социальных услуг в Республике Ингушетия -
Выделить проблемы правового регулирования института социального обслуживания граждан -
Представить перспективы реформирования социального обслуживания граждан в РФ
Теоретическую базу составляют нормативно-правовые акты, , фундаментальные и прикладные работы отечественных ученых, посвященные теме социального обслуживания граждан, а также публикации периодической печати, материалы научных конференций и семинаров по теме исследования. При подготовке работы мы опирались на работы отечественных авторов таких, как Андреева. Л.А., Бондаренко. Н.А., Докторова. Н.П., Замараева. З.П., Казеева. Ю.Н.
Методологической основой исследования в ходе подготовки работы послужили следующие основные методы, которые применялись с целью достижения цели в дипломной работе. Исследования в работе основаны на обработке качественной и количественной информации с использованием методов сравнения и анализа полученных данных.
Научная новизна настоящего исследования состоит, прежде всего, в комплексном анализе проблем правового регулирования института социального обслуживания граждан Российской Федерации
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в методологическом развитии социального обслуживания граждан Российской Федерации.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что теоретические и методологические положения позволят решить проблемы правового регулирования института социального обслуживания граждан.
Структура и объем выпускной квалификационной работы определены целью, задачами и логикой исследования. Структурно ВКР состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИИ
1.1. Понятие социального обслуживания граждан, основные принципы и виды социального обслуживания
Социальное обслуживание населения осуществляется через систему социальных служб. Понятие «социальная служба» относится к основным терминам социальной работы.
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: 1) социальная защита; 2) социальная помощь.
Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.
К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания1.
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.
В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (рис. 1).
Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ, выделяются следующие:
а) функция социальной помощи, которая включает:
- выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
- профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства
- надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);
- содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
- организация временно вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;
б) функция консультирования, которая включает:
- консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
- участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
- подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
- родительский медико-психологический всеобуч;
в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:
- социальную медико-психологическую реабилитацию
несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;
- медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;
г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:
- предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
- распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;
- изучение специалистами по социальной работе, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;
д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:
- участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
- формирование в рамках спасательных служб, организуемых на федеральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.
Социальное обслуживание базируется на следующих принципах2:
1) адресности;
2) доступности;
3) добровольности;
4) гуманности;
5) приоритетности предоставления социальных услуг
несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности;
7) профилактической направленности.
Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания и утверждаются Правительством РФ