Файл: Система образов поэмы Мертвые души. Обучение анализу эпизода Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

Цель: раскрыть характеристику образов помещиков Манилова и Коробочки.

Задачи:

образовательные:

- научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом с опорой на теоретико-литературные знания;

- учить выделять главные черты характера, особенности портрета для анализа образа;

развивающие:

- развивать образное и аналитическое мышление;

- развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

- развивать устную речь учащихся; формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы);

воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

- формирование любви и уважения к литературе и культурным ценностям.

Оборудование: портрет, репродукции картин и Кукрыниксов, мультимедийная презентация

Ход урока:

Ӏ. Мотивация учебной деятельности

Поэма была задумана Гоголем как широкое эпическое полотно, в котором автор хотел правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность.

В поэме отразилась Россия первой трети XIX века — Россия того времени, когда царское правительство, расправившись с декабристами, с мечтами лучших людей страны о введении республиканского правления, усиленно создавало чиновничье-бюрократический аппарат, когда пошли в гору напористые Чичиковы — дельцы-приобретатели, способные делать деньги из чего угодно.

Система образов поэмы СЛАЙД 2

Чичиков

Помещики, деревенские жители

Манилов

Коробочка

Ноздрев

Собакевич

Плюшкин

Чичиков

Чиновники и городские жители

Губернатор

Почтмейстер

Полицмейстер

Прокурор

Образная система поэмы
строится в соответ­ствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями:

  • помещичья,

  • чиновничья Россия

  • и образ Чичикова. Своеобразие системы образов состоит в том, что контраст героям, показанным в реальном плане поэмы, составляет план идеальный, где присутст­вует авторский голос и создается образ.

Создавая образы помещиков, Гоголь не просто показывает нам разные типажи владельцев крепостных душ:

  • мечтательных бездельников (Манилов), абсолютно равнодушных ко вверенным ему крепостным;

  • "дубинноголовых" коробочек, увязших в мелком натуральном хозяйстве, где взят на учет каждый клочок земли, каждый кусочек, каждый ящичек и шкатулочка;

Автор создает целую систему образов, очень реалистическую и в то же время отчетливо сатирическую. Он показывает нам "героев" со всех сторон, используя при этом три вида описания:

  • портрет,

  • пейзаж имения,

  • интерьер дома помещика.

Поэма построена в форме путешествия и позволяет читателю заглянуть во все интересующие его детали.

Мы продолжим сегодня экскурсию. Правда, экскурсия наша будет не совсем реальной. Рядом с нами незримо будет находиться господин Чичиков. И как при любой экскурсии, нам надо составить маршрут.

Каков основной гоголевский принцип построения “ помещичьих” глав? Почему? СЛАЙД 3

(Пейзаж,

общий вид усадьбы,

портрет героя,

интерьер,

сцены торга и угощения,

отзывы о знакомых.) (Такое построение помогает понять характеры героев.)

Что нам уже известно о Чичикове?

(“Приобретатель” мертвых душ уже совершил сделки с прекраснодушным Маниловым)

– Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, обилием предметно – бытовых деталей. Деталь – это элемент художественного стиля Гоголя. Что же такое деталь? (СЛАЙД 4)
Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ».
Запись в тетрадьдеталь (от французского detаi1 — часть, подробность) - значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения.
Принципы отбора деталей и их функции:

1. деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде)



2. деталь как средство индивидуализации (например, Манилов: портрет, речь, дом, кабинет, еда.)

Анализ образов Коробочки (3 глава) СЛАЙД 5

помещик

Окружающая обстановка

портрет

характер

Отношение к просьбе Чичикова

Коробочка

(попал случайно во время дождя)

Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины

Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее

Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями. Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница

Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве согласилась продать за 15 ассигнаций

Визитную карточку Коробочки составляют

- Как Гоголь подчёркивает типичность Коробочки?

( «… одна из тех матушек, небольших помещиц», которых на Руси много, плачется на неурожай, а сама копит деньги в мешочках.)

- Чем отличается Коробочка от Манилова в ведении хозяйства?

(Обилие псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Двор полон всякой птицы, просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем., «есть яблони и другие фруктовые деревья.)

"... избенки крепкие..."

"... За огородами следовали крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но... показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым..."

Ворота в деревне Коробочки сделаны хорошо и не подкашиваются: "...ворота нигде не покосились»

У Коробочки имеются запасные телеги на случай, если старые сломаются: "...в обращенных к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две..."

Известно, что крепостные крестьяне Коробочки разводят пчел, птиц, свиней, производят пеньку (
Пенька́ — грубое лубяное волокно, полученное из стеблей конопли. Добывают путём долгого (до трёх лет) отмачивания конопляной массы в проточной воде. Волокна конопли отличаются особой прочностью и стойкостью к солёной воде, в результате чего нашли применение в морском деле. Канаты и верёвки из пеньки до сих пор используются, так как практически не изнашиваются от контакта с морской солью).

муку, крупы и т.д.: "...если случится муки брать ржаной, или гречневой, или круп, или скотины битой, так уж, пожалуйста, не обидь меня..."

"...У меня о Святках и свиное сало будет..."

"...У меня к Филиппову посту будут и птичьи перья..."

Таким образом, Коробочка является хозяйкой вполне благополучной и ухоженной усадьбы. Деловитая и бойкая Коробочка умеет хорошо вести хозяйство.

- Каково значение фамилии Коробочка? Имя – замкнутое пространство.

(Фамилия метафорически выражает её сущность: бережливая, недоверчивая, боязливая, скудоумная, упрямая и суеверная, деньги не только в мешочках, но и в комоде. Описание будто порядка в комоде Коробочки переходит в слово «хлам» 375. И после этого слова красная строка. Бессмыслица.

Великое множество разных мешочков, ящиков в комодах, нитяных моточков, ночных кофточек и гибель вещей, свидетельствующих о мелкой бережливости хозяйки. Человек опутан потрясающей тиной мелочей. Духовный мир гоголевских героев настолько мелок, ничтожен, что вещь вполне может выразить их внутреннюю сущность.

Бессмыслица доводится до своего апогея: в комнате у Коробочки всё птички и вдруг портрет Кутузова (377). Интимнейшая связь вещей. У Коробочки всё маленькое, старое и всё птицы и по двору, и на картинах. Фетинья взбивает перину, Чичиков лёг – перья полетели. Птичье оно всё. На огороде длинный шест с чучелом в чепце самой хозяйки (377)

Комод – аналог Коробочки, тождественна ей и шкатулка Чичикова с различными ящичками. Она как бы заключена в «коробочку» своего пространства и понятий, ни о каком Собакевиче она не слышала.)

- Что показывает на её мертвенность?Связи пошатнулись: был муж, которому перед сном чесала пятки, где-то внучатая племянница – вот все связи, замкнутость. (У Манилова любимая жена, будущее – дети)

(У неё нет индивидуальности, Гоголь показывает типичный образ помещицы, не описывая её лица;

- Найдите описание глаз помещицы Коробочки
(Его нет, описываются одежда, голос, привычки, манера поведения, а в глаза героине заглянуть не сможем. Почему?)

Гоголь умеет найти и выделить неповторимую черту внешнего облика героев, раскрывающую его внутреннее содержание (у Манилова слащавая, «сахарная» улыбка)

А у Коробочки? (всегда было «что-то навязано» на шее, а голову она держала «несколько набок» (375), и эта комическая деталь напоминает поведение петуха, поворачивающего «голову набок, как будто к чему-то прислушивающегося» (377).

Невольно приходит на память известное выражение «куриные мозги». Тем более её Чичиков назвал «крепколобой», «дубинноголовой». Кроме того, к портрету Гоголь всегда присоединяет подпись, дополняющую это изображение.

(Манилов – «ни то ни сё», «ни в городе Богдан, ни в селе Селифан…». Коробочка – «матушка-помещица» «крепколобой», «дубинноголовой»)

Коробочка – "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки…, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов".

В противоположность Манилову, Коробочка - домовитая хозяйка. Она — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Обед

Исключительно не из мясных блюд. Двор полон птицы, а мяса на столе нет. Мясо дорого, бить скотину не станет. Сколько в её языке названий мучных блюд: «блины», «пресный пирог с яйцом», «пирожки», «скородумки», «шанишки», «пряглы», «лепёшки со всякими припёками» (384)

Узок и убог мир Коробочки.

Тёмен и страшен внутренний мир Коробочки. В нём сосуществуют:

  • примитивно-подозрительное отношение к людям

  • боязнь быть обманутой

  • боязнь чёрта, вера в сны

  • религиозность; она крестится, призывает на помощь «крестную силу» и, конечно, рядом с верой в Бога верит в чёрта, вторую мистическую силу христианства. Когда Чичиков посулил ей чёрта, «помещица испугалась необыкновенно»: оказывается, гадкий чёрт с рогами длиннее бычачьих снился ей всю ночь.

  • Скопидомство

  • Предложение почесать пятки;

  • Отсутствие образованности, безвыездное пребывание в «глуши».

  • Время определяет не обычным указанием на месяцы и числа, а по народно-хозяйственному календарю, приурочивавшему хозяйственные мероприятия к церковным праздникам. Кур в центральных областях России обычно били 1 ноября (Филиппов пост): по народному календарю «ноябрь – курятник», 1 ноября – «курячьи именины, курячья смерть» (385)