Файл: Система образов поэмы Мертвые души. Обучение анализу эпизода Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Речь Коробочки:
Коробочка занимается хозяйством, ей приходится заниматься со своими крепостными, это сказывается на её речи.
Близка крестьянскому говору и изысканные выражения: «Боров», «нешто», «забранки», «пригинаешь», «о святках», и изысканные выражения: «изволил засалиться», «уступила двух девок», «мучица-то не больно авантажная».
Интересно, что её обращение к Чичикову всё время перебивается с церемонного ВЫ на ТЫ.
Сцена торга. Трудный диалог (по ролям)
Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей. Диалог Коробочки и Чичикова – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих. (чтение по ролям)
- Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?
Её не смутила торговля мёртвыми душами, она готова торговать и покойниками, только боится продешевить.
Коробочка, привыкшая только к известным ей действиям, не может решиться на незнакомое дело и в ответ на разнообразные реплики Ч. твердит одно:
«Ведь я мёртвых никогда не продавала». Торгуя живыми душами и хорошо зная цену на них, К. принимает мёртвые души за какой-то ей ещё неизвестный, но уже ходкий товар.
Обещания Чичикова лишь пугают её. Страх перед неизвестным и боязнь продешевить в сочетании с глупостью образуют глухую стену упрямства, о которую Чичиков расшибся бы, если бы не пообещал в конце концов содействия в «казённых порядках».
Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отправилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвые души”.
Соседство глав у Гоголя значимо.
-
Небрежность Манилова и аккуратность Коробочки, -
восторженная наивность одного и упрямая подозрительность другой, -
беспечность бескорыстного «философа» и настойчивая мелочность «скопидомки» сталкиваются автором как откровенные антиподы.
Если Манилов бескорыстно дарит, К. боится продешевить, желает примениться к рыночным ценам. Тупость, непонятливость – все черты х-ра «дубинноголовой» помещицы, воспитанные долгой одинокой жизнью.
Если М. и К что-то удивило, то только странность, необычность этой сделки. Но никому из них не пришла в голову мысль о моральной стороне этого дела, никто не подумал о страшном цинизме, кощунстве этого дела.
Сделка м/д ними состоялась. Люди, с такой лёгкостью переступающие эту грань м/д живыми и мёртвыми, живые ли эти люди? Удивило только одно: такого никогда не было. Тем более в обществе, построенном на религиозной основе.
- Сделайте вывод о смысле хозяйственности Коробочки.
Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.
- Что сделало Коробочку такой?
Традиции в условиях патриархального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все стороны жизни, не связанные с накопительством, остались для неё недоступными. Барщинный тип хозяйства (производят, продают по мелочи – примитивное ведение хозяйства. 80 мужчин и 80 женщин. 379
Вывод:
Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.
- Почему, по-вашему, в галерее «мужских» портретов, Настасья Петровна – единственная женщина? (Страшнее во стократ, когда пороком изуродована женщина, чьё главное предназначение – дарить жизнь.)
- «Дубинноголовая» - подберите синонимы. (Упрямая, недалёкая, несговорчивая, тупая, глупая, скопидомка…) (Коробочка аккуратная и хозяйственная. Она копит и копит деньги в пестрядевых мешочках и прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но… По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Ограниченность, «дубинноголовость» ее, по определению Чичикова, не знает предела.)
- Попробуйте всё же назвать хоть какие-то достоинства милой старушки! (Коробочка - аккуратная и хозяйственная, гостеприимная и хлебосольная хозяйка.)
- Ну и что плохого в том, что она не поняла аферы Чичикова? Разве это косвенным образом не говорит о её порядочности в коммерческих вопросах? (Она заботится о копеечной выгоде, в то время как нажитое ею гниёт и портится в многочисленных мешочках и коробочках по углам, амбарам и сараям)
- Вернёмся к шкале деградации: «достойное» ли место на ней занимает Настасья Петровна?
- Читается визитная карточка Коробочки (по таблице):
Помещица СЛАЙД 6 Коробочка Настасья Петровна- коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная, всегда ждёт вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене. |
VII. Экскурсия в картинную галерею:
- Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мёртвые души». Слайды 7, 8
Они выполнены известными мастерами кисти
Пётр Михайлович Боклевский (1816 — 1897) — русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, известный иллюстратор «Мёртвых душ» Гоголя.
Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.
Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным.
Это создаёт у зрителя дополнительные ассоциации, которые способствуют лучшему пониманию сущности образа. Так, не случайно Собакевич похож на медведя, а Чичиков – на хитрую лису. Коробочка Боклевского заставляет подумать о ком-либо из небольших грызунов, заботливых, домовитых зверьков, которые всё, что ни увидят, тащат в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.
Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире, из которого торчит маленькая головка без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо — неподвижным взглядом.
VIII. Обобщение: (слово учителя )
Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грёз, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелочной скопидомкой.
Жизнь одного никчёмна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница - воры, слуги - «нечистоплотные пьяницы», «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время».
- Мы рассмотрели с вами образы помещиков, представленных в поэме Н. В. Гоголя. Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?
- Ответьте на вопрос, по какому критерию Гоголь расположил помещиков?
Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь и воскликните вслед за Пушкиным: «
Боже! Как грустна наша Россия!»
IХ. Организация д/з:
подготовить характеристики образов Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина..
Параллель с современностью.
-Почему же характеры, созданные Гоголем в 19 веке, живы и по сей день? Задумайтесь, кого бы вы в наше время назвали Маниловым (любезного до слащавости, мечтательного человека);
Коробочкой? ( мелочного, скупого человека);
Мастерство Гоголя увековечило этих героев
- У русского прозаика и публициста Герцена Александра Ивановича мы находим такие слова (чтение эпиграфа): «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». СЛАЙД 9
Х. Аукцион в Маниловке и имении Коробочки.
Предлагается пять вопросов (лотов).
Стоимость каждого — два балла. Кто из «покупателей» наберёт больше баллов, тот имеет полное право на получение хорошей оценки.
Начали!
1. Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединённого размышления»).
2. Как звали жену Манилова? (Лизанька).
3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (более восьми лет).
4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид).
5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (саблю и барабан).
V. Организация д/з: прочитать главы 4 и 5, составить визитные карточки Ноздрёва и Собакевича.