Файл: Методические рекомендации по организации практики по направлению подготовки 38. 03. 01 Экономика профиль Бухгалтерский учет и аудит.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2. Форма, время и место проведения практики

Производственная практика может проводиться на предприятиях (в организациях) и подразделениях железнодорожного транспорта, транспортного строительства и других отраслей экономики, а также в структурных подразделениях университета, соответствующих направлению подготовки. Преимущественно практика проводится на базовых предприятиях, хорошо технически оснащенных, успешно применяющие современные методы хозяйствования и имеющие высокие экономические показатели. Местами прохождения практики являются бухгалтерские и налоговые подразделения организаций.

В соответствие с условиями договора на целевую подготовку, студенты, принятые в порядке целевого приема направляются на практику на предприятия, направившие обучающегося на обучение.

Руководителями производственной практики от университета назначаются преподаватели выпускающей кафедры «Бухгалтерский учет и аудит». Второй руководитель назначается от производства. При этом в период прохождения практики студента могут зачислить на вакантные должности.

Сроки проведения практики устанавливаются в соответствие с учебным планом и графиком учебного процесса Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Период прохождения практики утверждается в ООП на начало учебного года. Производственная практика проводится после окончания весеннего семестра и составляет две недели.

Проведение практики, предусмотренной основной образовательной программой, по соответствующему профилю подготовки, осуществляется на основании договоров с предприятиями (организациями, учреждениями).
3. Организация производственной практики

Организация производственной практики на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельности в области бухгалтерского учета, анализа и аудита в соответствие с уровнями подготовки выпускника. Основными документами, регламентирующими работу студентов на практике, являются:

- договор студента с принимающей организацией;

- программа практики;

- направление на практику.

Производственная практика организуется кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит». Руководство практикой от университета осуществляет преподаватель, назначенный кафедрой. Непосредственное руководство практикой осуществляет специалист, назначенный руководителем принимающей организацией из числа высококвалифицированных практических работников, например, главный бухгалтер.


Важное место при подготовки бакалавра профиля «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» отводится вопросам бухгалтерского учета. Элементам метода бухгалтерского учета, знакомству с его объектами, изучению системы счетов, порядка ведения учета фактов хозяйственной деятельности и формирования информации о результатах деятельности предприятий, использованию балансового метода обобщения учетной информации при составлении отчетности и умению оценивать балансовые взаимосвязи. При этом рассматривается содержание и построение учетных регистров, в которых отражается группировка данных по счетам бухгалтерского учета, формы и принципы бухгалтерского учета, принципы организации работы с первичными документами, отражения и классификации фактов хозяйственной жизни в процессе деятельности организации, различие национальной системы бухгалтерского учета и международных стандартов бухгалтерской финансовой отчетности.

За время прохождения производственной практики студент должен закрепить теоретические знания, получены им в университете, овладеть практическими навыками в области приобретаемой квалификации, выполняя поручения на рабочих местах.

Студенты, направленные на практику, обязаны:

  1. детально ознакомиться с программной практики;

  2. своевременно прибыть на место прохождения практики, выслав при этом электронную копию направления в подтверждении прибытия на предприятие;

  3. строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, указания руководителя практики;

  4. выполнять программу практики;

  5. своевременно подготовить отчет по итогам практики.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет не более 40 часов в неделю. С момента зачисления студента на практику на него распространяются действие Трудового кодекса РФ, правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

По окончании производственной практики студент обязан сдать руководителю от кафедры следующие документы:

  1. Направление на практику со всеми отметками и отзывом руководителя от предприятия;

  2. Копия приказа предприятия о назначении и закреплении руководителя практики от предприятия;

  3. Рабочий график прохождения практики;

  4. Отчет по производственной практике.


4. Проведение производственной практики в условиях применения дистанционных образовательных технологий


В условиях сложной эпидемиологической обстановки практика проводится с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Обучающиеся самостоятельно изучают организационную структуру предприятия, а также бухгалтерскую финансовую отчетность, статистическую отчетность этого предприятия и другие документы, доступные в открытых Интернет-ресурсах. Изучают нормативное регулирование отдельных вопросов ведения бухгалтерского учета на данном предприятии с учетом отраслевой специфики.

Обучающийся использует достоверные открытые источники информации о деятельности предприятия. На основе публикуемой финансовой отчетности рассчитывает отдельные финансовые показатели, характеризующие деятельность предприятия за 3-5 лет. При этом используется не только официальный сайт предприятия, но и другие общепризнанные информационные ресурсы.

В период исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия обучающийся раскрывает особенности нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на данном предприятия, с точки зрения принадлежности к определенной отрасли, применяя справочно-правовые базы.

На основе изучения финансовой информации предприятия обучающийся раскрывает вопросы бухгалтерского учета отдельных участков хозяйственной деятельности и объектов учета.

Предприятие для изучения на производственной практике предлагает руководитель практики от кафедры по согласованию с обучающимся. Студентом может быть предложена своя база для изучения вопросов ведения бухгалтерского учета.

В заключении обучающийся приводит выводы о деятельности организации и применяемых методах ведения бухгалтерского учета, делает предложения по совершенствованию ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии.
5. Содержание производственной практики

При прохождении практики обучающийся выполняет индивидуальное задание, выданное руководителем практики от Университета. Индивидуальное задание должно отражать следующую структуру.
5.1. Организационно-экономическая структура хозяйствующего субъекта

Краткая характеристика предприятия, история возникновения данного хозяйствующего субъекта, год создания и государственной регистрации, его организационно-правовая форма, производственный профиль, виды деятельности. При этом ознакомиться с учредительными документами предприятия (Устав, Положение о деятельности структурного подразделения). Определить наличие структурных подразделений, филиалов пред­ставительств и их территориальное расположение. Изучению под­лежат также организационно-технологические особенности и системы методов управления видами деятельности организации.


Привести схему организационной структуры управления предприятием, в которой подробно отразить схему управления экономическими, финансовыми службами, бухгалтерией.
5.2. Структура и функции бухгалтерской службы

Определите способ организации бухгалтерского учета на экономическом субъекте, а также структуру учета на предприятии (централизованная и децентрализованная).

Укажите тип организации бухгалтерской службы на предприятии: предметный, функциональный, линейный, по вертикали и комбинированный. Определите функции главного бухгалтера, место бухгалтерии в системе управления предприятием, порядок взаимодействия этой службы с другими подразделениями, ее организационное построение состав и соподчиненность отдельных учетных подразделений и работников.

Ознакомитесь с Положением о бухгалтерии, в котором раскрываются процесс образования, права, обязанности и органи­зация деятельности бухгалтерии.

Приведите в графическом виде структуру бухгалтерии. Изучите распределение работы между отделами и работниками бухгалтерии и их взаимосвязь со специалистами и руководителями подразделений организаций. Опишите структуру и штаты бухгалтерии, составьте краткий обзор отделов бухгалтерии и функциональных обязанностей ведущих сотрудников. Ознакомьтесь с должностными инструкциями на каждого работника, графиком учетных работ.

Ознакомьтесь с действующими в организации внутрихозяйственными регламентами (приказами, распоряжениями, коллективными договорами, положениями об оплате труда и т.д.).
5.3. Организация бухгалтерского учета на предприятии

Здесь должны быть выявлены сущность и задачи бухгалтерского учёта, объекты бухгалтерского учёта, а также основные задачи, которые решаются с его помощью на месте прохождения практики. Указать какими нормативными документами регулируется бухгалтерский учет на данном предприятии. Ознакомится с принятой в организации формой бухгалтерского учёта, технологией обработки учетной информации.

Далее необходимо изучить Учетную политику предприятия на текущий год. Ознакомиться с приказом об учетной политике предприятия, указать номер и дату приказа. Обоснуйте критерии выбора и обоснования учетной политики организации. Ознакомится с рабочим планом счетов, применяемым на предприятии, укажите, насколько рабочий план счетов соответствует целям, задачам бухгал­терского учета, а также связан с налоговой политикой и органи­зацией учета финансовых результатов.



5.4. Порядок документирования хозяйственных операций

Изучите первичные документы их виды, строение, технику записей на них по всем участкам учета. Изучите формы первичных учетных документов, применяемых для офор­мления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы.

Ознакомьтесь с регистрами учета (внешний вид и строение учетных регистров), формируемыми на основе первичных документов, укажите количество учетных регистров, а также сочетание и взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета.

Ознакомитесь этапами документооборота: составление (выписка) документа, приемка документа бухгалтерией, регистрация документа в системе учетных записей, передача документа в архив. Охарактеризуйте порядок организации документооборота в бухгалтерском учете организации. Изучите и представьте график документооборота, предусматривающий оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

Изучите правила формирования, оформления и хранения документов в бухгалтерии.

5.5. Отчетность

Изучите состав, объем и виды отчетности, которые организация формирует с использованием данных системы бухгалтерского учета: бухгалтерская и прочая (статистическая, налоговая, в экологические фонды и т.п.); внешняя и внутренняя; бухгалтерская отчетность собственная и сводная; бухгалтерская отчетность по российским и международным стандартам; годовая и периодическая (промежуточная).

Ознакомьтесь с показателями отчетности, алгоритмом формирования показателей отчетности. Установите круг лиц, ответственных за формирование отчетности, сроков и адресов ее представления.


5.6. Вопросы, подлежащие раскрытию в Отчете по производственной практике


Учет денежных средств и расчетов

Учет кассовых операций

Учет операций по расчетному и другим счетам в банках

Учет подотчетных сумм

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Учет расчетов по нетоварным операциям

Учет основных средств

Инвентарный учет основных средств

Учет поступления и выбытия основных средств

Учет износа основных средств

Учет затрат на ремонт основных средств

Инвентаризация основных средств

Отчетность о движении основных средств и начисленной амортизации

Учет нематериальных активов

Учет поступления и создания нематериальных активов