Файл: Развитие выносливости у юных бегунов на средние дистанции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Анализ литературных источников. Для подготовки данной работы было изучено более 30 научных и учебно-методических источников. Анализ научной, педагогической, психологической и специальной литературы позволил определить состояние изучаемой проблемы, выявить и обосновать сущность изучаемого вопроса. Определить и проанализировать организацию и содержание процесса тренировки в группах спортивного совершенствования.

Педагогическое наблюдение является одним из методов изучения процесса обучения и воспитания учащихся. Отличительной особенностью данного метода является то, что четко обозначен объект наблюдения и определена система оценки наблюдаемых ситуаций и фактов. При помощи этого метода проводится контроль за текущей и срочной переносимостью нагрузок спортсменами при использовании экспериментальной методики.

2.2. Организация исследований


Исследовательская работа проводилась в несколько этапов:

1.Подготовительный этап. Поисково-теоретический, в котором проводился анализ литературы по проблеме исследования; были определены предмет и объект, цель и задачи исследования. Проводилось изучение процесса тренировочной и соревновательной деятельности испытуемых до эксперимента.

2. Основной этап имел формирующую направленность и предопределял проведение контрольных испытаний, при помощи которых выявили исходный уровень развития выносливости.

Нами был использован комплекс контрольных упражнений, который состоял из упражнений, направленных на выявления уровня развития выносливости у юных бегунов на средние дистанции:

- шестиминутный бег – методика, предложенная К. Купером;

- бег на 1000 м;

- бег на 800 м;

- бег на 400 м.

Тест№1: Шестиминутный бег проводится на спортивной площадке с твердым покрытием, размеченным по 100-метровым отрезкам. Оборудование: секундомер, свисток. Процедура тестирования. Бегуны в забеге с общего старта преодолевают максимально возможное расстояние за 6 минут непрерывного бега. Расстояние определяется суммой целых кругов и количеством метров, сверх того. В ходе испытания через 5 минут после старта подается первый сигнал (свисток), предупреждающий, что пошла последняя минута бега. Ровно через 6 минут подается второй, останавливающий сигнал. Положение опорной ноги в это мгновение и определяет пройденное расстояние. Счет кругов и общий метраж ведут сами участники забега.

Тест№2: Бег на 1000 метров проводится на спортивной площадке с твердым покрытием, из положения «высокого» старта.
Оборудование: секундомер. Процедура тестирования. Бегуны в забеге принимают положение «высокого» старта, и по команде «Марш!» (включается секундомер) пробегают дистанцию. В момент пересечения линии финиша секундомером фиксируется итоговое время каждого бегуна в забеге мин/с.

Тест№3: Бег на 800 метров проводится на спортивной площадке с твердым покрытием, из положения «высокого» старта. Оборудование: секундомер. Процедура тестирования. Бегуны в забеге принимают положение «высокого» старта, и по команде «Марш!» (включается секундомер) пробегают дистанцию. В момент пересечения линии финиша секундомером фиксируется итоговое время каждого бегуна в забеге мин/с.

Тест№4: Бег на 400 метром проводится на спортивной площадке с твердым покрытием с высокого старта. Оборудование: секундомер, свисток. Процедура тестирования. Бегуны в забеге по команде «На старт» становятся перед стартовой линией, так, чтобы толчковая нога находилась у стартовой линии, а другая была бы отставлена на полшага назад. По команде «Внимание», слегка сгибая обе ноги, бегун наклоняет корпус вперёд и переносит тяжесть тела на впереди стоящую ногу. Плечи при этом нужно опустить вниз, руки, согнутые в локтях, отвести одну вперёд, другую назад. Вперед выводится рука, противоположная выставленной ноге. Взгляд бегуна направлен несколько вперед на дорожку. Допустимо опираться рукой о землю. По команде «Марш» энергично оттолкнуться от грунта впереди стоящей ногой, одновременно вынести вперёд маховую ногу и начать бег. Стартовый разгон осуществляется частыми шагами, постепенно наращивая длину шага и сохраняя наклон туловища. С увеличением скорости наклон туловища уменьшается до оптимального и завершается переходом на маховый шаг. Стартовый разгон на коротких дистанциях заканчивается, как правило, на 25- 30 метрах дистанции. В момент пересечения линии финиша секундомером фиксируется итоговое время каждого бегуна в забеге мин/с.

4. Заключительный этап. Имел обобщающий характер. В нем осуществлялась определение динамики физического развития, физической подготовленности, анализировали полученные данные, формулировали выводы.

ГЛАВА 3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ


Анализ научно-методической литературы и педагогического наблюдение позволил сделать следующие выводы.



1. Проблема развития выносливости у юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на средние дистанции, активно обсуждается в научной литературе и является, одним из важных аспектов тренировочного процесса.

2. Для повышения уровня развития выносливости должны применяться разные методики, направленные на улучшение как общей, так и специальной выносливости.

3. За период эксперимента произошли положительные изменения результатов по всем тестам как у юношей контрольной, так и экспериментальной группы. Вместе с тем, достоверное улучшение результатов отмечалось только у бегунов экспериментальной группы.

ВЫВОДЫ


Развитие выносливости является одним из важных условий сохранения высокого уровня двигательной активности. Подготовка юного бегуна - это сложный процесс, требующий комплексного подхода к решению множества проблем. Она включает в себя методические основы, организационно-организационные формы и условия тренировки, обеспечивающие наилучшее взаимодействие между спортсменами для достижения высоких спортивных результатов. Разнообразие методик и методов позволяет создавать различные тренировочные методики и улучшать тренировочный процесс. Эти методы давно известны и широко представлены в специализированных изданиях. Выносливость - это прежде всего функциональные возможности сердечно-сосудистого и нервного систем, уровень обмена веществ, координация работы различных органов. В процессе тренировки необходимо соблюдать определённую технику, чтобы избежать нежелательных сочетаний в тренировках. Нерациональные сочетания нагрузок могут привести к падению уровня физической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Андрианов, В.В. Развитие выносливости в системе физической подготовки [Текст] / В.В. Андрианов.: учеб. – метод. пособие/ Ульяновск.: УВАУ ГА (И), 2012. – 50 с.

  2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

  3. Бойко, Е.И. Время реакции человека [Текст] / Е.И. Бойко. - М.: Просвещение, 2004. - 23 с.

  4. Губа, В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений: учебное пособие [Текст] /В.П. Губа. - М.: Смоленск, 2014. -138 с.

  5. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры [Текст] / А. А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 186с.

  6. Евсеев, Ю. И. Физическая культура [Текст] / Ю. И. Евсеев. – 3-е изд. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 382 с.

  7. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры: курс лекций – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2004. – 193 с.

  8. Захарова, В.В. Развитие выносливости у студентов 1-3 курсов, занимающихся на специализации «Легкая атлетика»: практикум [Текст] / В.В. Захарова. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – 46 с.

  9. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости [Текст] / Н.В. Зимкин. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 205с

  10. Капланский, В.Е. Физическая культура в школе // Физическая культура в школе. – 2000. №6.

  11. Коц, Я.М. Спортивная физиология: учебник для институтов физической культуры / Я.М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 200 с.

  12. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.

  13. Людсков, П.Н., Лыжные гонки: учебно-методическое пособие / Людсков П.Н., Спиридонов К.Н. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 200 с.

  14. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст] / В. И. Лях. – М.: Москва, 1998. – 272 с.

  15. Макарова, А.Н., Сириса П.З. Легкая атлетика: учебник [Текст] / А. Н. Макарова, П. З. Сириса и др. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

  16. Максименко, A. M. Основы теории и методики физической культуры [Текст] / А. М. Максименко. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 165 с.

  17. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для студентов вузов [Текст] / Л. П. Матвеев. – СПб.: Лань, 1991. – 160 с.

  18. Начинская, С.В. Спортивная метрология [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2005, 47-50 с.

  19. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, 2006. – 853 с.

  20. Платонов В.М., Плаванье. Учебник – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 493 с

  21. Погодаев, Г. И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Г. И. Погодаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496 с.

  22. Попов, В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов [Текст] / В.Б. Попов. – М.: Олимпия Пресс; Тера - Спорт, 2002. – 208 с.

  23. Прокофьева, В.Н. Физиологическая характеристика мышечной деятельности [Текст] / В.Н. Прокофьева. – М.: Олимпия Пресс, 2005. –12 с

  24. Солдатов, А. Д., Подготовка юных лыжников: учебное пособие для тренеров детских и юношеских спортивных коллективов – ФиС, 1965. – 324 с

  25. Солодков, А.С., Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – 3-е изд., испр, и доп. – М.: Советский спорт, 2008. – 620 с.

  26. Фискалов, В.Д. Теоретические основы подготовки спортсменов: учеб. Пособие [Текст] / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. – Волгоград: ВГАФК, 2006. – 245 с.

  27. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. для студентов вузов [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.

  28. Хоменков, Л. С. Учебник тренера по легкой атлетике [Текст] / Л. С. Хоменков. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 479 с.