Файл: Развитие выносливости у юных бегунов на средние дистанции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выбирая средства для воспитания выносливости, следует понимать, что она приобретается в процессе выполнения всех физических упражнений [30].

Главным средством воспитания выносливости является продолжительное, с умеренной интенсивностью выполнение упражнения аэробной направленности, по возможности в равномерном темпе. Естественно, что этого можно достигнуть не только равномерностью темпа передвижения, но и гладкостью дистанции, неизменностью внешних условий. Если же выбирается дистанция с пересеченным рельефом, если на пути возникают непредвиденные трудности, то спортсмену желательно уметь регулировать темп и интенсивность движения и поддерживать уровень ЧСС приблизительно на избранном уровне [19].

Такими средствами являются:

- равномерный бег со слабой и средней интенсивностью по мягкому грунту слабопересеченной местности;

- разновидности ходьбы средней и сильной интенсивности по сильнопересеченной местности, кросс-поход;

- комбинированные соревнования, включающие бег, греблю, велосипед, плавание на дистанцию от 5 до 25 км.

К вспомогательным средствам, используемым в этом периоде и создающим запас двигательных навыков, относятся средства активного отдыха, а именно:

-различные спортивные игры на местности: ручной мяч, волейбол, баскетбол;

-катание со слабой и средней интенсивностью на роликовых коньках.

В большинстве случаев, выносливость в значительной степени зависит от уровня аэробного потенциала организма, что позволяет выполнять работу на пределе и более интенсивной скорости.

Для эффективного развития специальной выносливости в тренировочной практике применяются упражнения, максимально приближенные к соревновательным: по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Средствами развития специальной выносливости являются:

- соревновательные упражнения, т.е. целостные действия, которые выполняются с соблюдением всех требований, установленных для соревнований;

- специальные подготовительные упражнения, непосредственно направленные на развитие специальной выносливости [24].

Группу специальных подготовительных средств в тренировочном цикле бегунов составляют широкое разнообразие имитационных упражнений и кроссовая подготовка: бег и ходьба различной продолжительности и интенсивности; кроссовый бег по шоссе и пересеченной местности; прыжки многоскоки и комбинации из этих упражнений; специальные силовые и имитационные упражнения, общеразвивающие упражнения. Отдельное внимание уделяют спортивным играм, плаванию, гребле, езде на велосипеде.


Как следует из этого перечисления, круг средств очень широк и воздействует на самые различные системы и функции организма спортсмена [10].

Вспомогательные средства:

- гимнастика со снарядами, на снарядах с выполнением сложных технических элементов;

- ходьба с отягощениями;

- упражнения с амортизаторами, облегченной штангой [13].

Положительное влияние на общую выносливость, достигнутое при циклических упражнениях, обусловлено тем, что они не зависят от специфичности двигательных действий (бытовые, профессиональные, спортивные) из-за относительно небольшого числа вегетативные компонентов. Это связано с малой специфичностью их функциональных элементов. Таким образом, упражнения, выполняемые в зоне, умеренной или высокой физиологической нагрузки, характеризуются высоким переносом силы [20].

В качестве вспомогательных средств комплексного развития выносливости целесообразно применять дыхательные упражнения: регулированное изменение частоты, глубины, ритма дыхания; нормированная задержка дыхания; синхронизация дыхания с фазами двигательных действий; выборочное применение дыхания разного типа – ротового и носового, грудного и брюшного.

Повышение эффективности упражнений для развития выносливости достигается и за счет правильного использования факторов внешней среды, таких как: температура воздуха, относительная влажность, ультрафиолетовое излучение, атмосферное давление и т.п. Организм спортсмена реагирует на любое изменение климатических условий, приобретая физиологические изменения независимо от того, к какому именно климату он приспосабливается. В результате происходит повышение реактивности вегетативной нервной системы, стимуляция дыхания и кровообращения, усиление окислительно-восстановительных процессов и, как следствие, развитие выносливости.

Развитие специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей, для чего используют упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью [7].

Как показывает анализ литературных источников, эволюция взглядов специалистов на эффективность различных методов тренировки продолжается и сейчас. В настоящее время в тренировках на выносливость применяется определенный круг методов для воспитания специальной выносливости (интервальный, повторный, переменный, равномерный методы и их сочетания, а также соревновательный метод). Выбор методов всегда подчиняется решению одной из главных задач – достижению высокого уровня развития специальной выносливости [18].



Равномерный метод.

Характеризуется непрерывным продолжительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Продолжительность работы в зависимости от уровня подготовленности занимающихся составляет от 10-15 мин до 60-90 мин. Работа менее 4-5 мин малоэффективна, так как не успевают развернуться дыхательные процессы и вывести кислородно-транспортную систему (сердце, сосуды, дыхание) на максимальный уровень потребления кислорода.

Интенсивность упражнений (скорость передвижения) должна повышаться постепенно: от невысоких значений ЧСС (120-130 уд/мин) к оптимальным (140-170 уд/мин). Такая постепенность необходима для адаптации сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем организма. Мало интенсивная работа не способствует активизации аэробного обмена, поэтому она малопродуктивна [27].

По мере увеличения функциональных возможностей организма занимающихся продолжительность непрерывной работы и ее интенсивность постепенно возрастают [28].

Переменный метод.

Отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. Его часто называют «фартлек» (игра скоростей). Он предполагает увеличение и снижение интенсивности через определенные промежутки времени. ЧСС к концу интенсивного участка работы увеличивается до 170-175 уд/мин, а к концу мало интенсивного участка снижается до 140-145 уд/мин [26].

Интервальным метод.

Для него характерны высокоинтенсивные и кратковременные повторения работы, разделенные на небольшие интервалы отдыха между ними. Продолжительность аэробного труда составляет 1 мин. в зависимости от типа аэробных устройств. Меньше времени не позволяет организму активизироваться, а больше - уменьшает нагрузку на него. Интеллектуальная активность должна способствовать повышению ЧСС в диапазоне от 160 до 170. В среднем интервал отдыха между занятиями составляет 1-3 минуты. Приемы отдыха должны быть малоинтенсивными, например, ходьба или медленная ходьба, которые ускоряют восстановление и поддерживают повышенное состояние организма [15].

Число повторений упражнения зависит от индивидуальных возможностей занимающегося осуществлять работу в условиях значительного потребления кислорода. Рекомендуется начинать с трех-четырех повторений за одно занятие и постепенно повышать до десяти и более повторений.

Тренирующее воздействие при использовании данного метода происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. В течение первой минуты отдыха после нагрузки потребление кислорода увеличивается, повышается также систолический объем крови. Если очередная нагрузка выполняется в момент, когда эти показатели достаточно высоки, то от повторения к повторению будет постепенно увеличиваться потребление кислорода [5].


Метод круговой тренировки.

Последовательное выполнение специальных упражнений, которые воздействуют на различные группы мышц и функциональных систем по типу интервальной или непрерывной. В некоторых местах зала (пришкольного лагеря) по окружности располагаются «станции» (обычно от 6 и до 12 человек). Каждый занимающийся на станции выполняет одно или несколько упражнений, проделывая круг от 1 до 3 раз.

Для круговой тренировки подбираются такие упражнения, которые можно повторять значительное число раз (не менее 20-30). ЧСС при выполнении упражнений колеблется от 140 до 175 уд/мин, а в паузах (во время отдыха) снижается до 110 уд/мин. Общая продолжительность времени выполнения упражнений круговым методом составляет 25-35 мин [18].

Игровой метод.

Суть этого метода заключается в организации двигательной деятельности занимающихся на основе условий, правил игры и их содержания. Он позволяет выполнять различные двигательные действия в условиях соревнований и спортивных игр, которые требуют от спортсменов выдержки [21].

Этот метод позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера.

Нагрузку в игре можно повышать за счет:

- уменьшения количества игроков при сохранении размеров игрового поля (площадки);

- усложнения приемов игры и правил, при которых игроки не покидают поле, а остаются на площадке.

- продолжительность нагрузки при игровом методе должна составлять не менее 5-10 мин (без отдыха) [34].

Соревновательный метод.

Это упражнение на выносливость, которое выполняется в форме соревнований и других соревновательных задач, которые предусматривают элементы соревнования или состязания. Он способствует максимальной мобилизации физических и психических ресурсов, а также способностей, связанных с этими силами.

Обязательным условием соревновательного метода, по мнению большинства специалистов, является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться [22].

Специалисты утверждают, что метод выбора метода в значительной мере зависит от уровня подготовки занимающегося. Важную роль играет правильное сочетание продолжительности, интенсивности и длительности нагрузок. На занятиях физической культурой основным методом является метод равномерных нагрузок, как наиболее простой и доступный способ дозирования индивидуальной нагрузки [5].


Для тренировки специальной выносливости в работе с максимальной и большой интенсивностью, кроме длительной работы, широко применяют повторное прохождение дистанции на более коротких дистанциях. Выбор между короткими и длинными отрезками связан с тем, что бегуны хотят приучиться к длительной ходьбе на более высокой скорости, чем они способны в начале дистанции. Однако, из-за того, что однократная пробежка по короткому маршруту слишком мала для организма, ее проходят многократно. Это дает большой тренировочный эффект [9].

В ряде случаев существенное значение имеет также совершенствование механизмов локальной выносливости мышечных групп, несущих основную нагрузку, и ряд других сторон.

При воспитании выносливости необходимо, учитывать не только длину дистанции, но и индивидуальные особенности занимающихся, в частности уровень их физической подготовленности. Одна и та же дистанция в зависимости от подготовленности занимающихся может относиться к различным зонам мощности. Сохранение приблизительно постоянной интенсивности работы облегчает достижение лучшего результата.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования.


В процессе исследования для решения задач применялись следующие методы:

Первым этапом предстоящего исследования был анализ литературных источников в процессе исследования изучалась специализированная научно-методическая литература, раскрывающая вопросы уровня развития выносливости юных бегунов. Анализ литературных источников осуществлялся для постановки задач, подбора методов и разработки организации исследования.

На втором этапе данного исследования планировалось педагогическое наблюдение осуществлялось за тренировочным процессом, направленным на развитие уровня выносливости бегунов. Кроме этого, педагогические и наблюдения позволили проследить реакцию на нагрузку, на тренировочную деятельность, что позволило скорректировать программу с учётом индивидуальных особенностей занимающихся.

На третьем этапе мы определили динамику физического развития, физической подготовленности, анализировали полученные данные, формулировали выводы.

При проведении исследования мы руководствовались основными принципами и требованиями, предъявляемыми к научным методам. Для решения поставленных задач в работе использовали следующие методы: анализ литературных источников; педагогическое наблюдение.