Файл: Развитие выносливости у юных бегунов на средние дистанции.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИИ ДИСТАНЦИИ
1.1. Общая характеристика выносливости
1.2. Физиологические механизмы развития выносливости
1.3. Средства и методы развития выносливости
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра теории и методики спорта
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта»
на тему: «Развитие выносливости у юных бегунов на средние дистанции»
Выполнила: Юнаева Людмила Юрьевна, студентка 3 курса, группы ФЗК-б-о-20-1 направления подготовки 49.03.01 Физическая культура, очной формы обучения ______________________________ Руководитель работы: Поддубный Евгений Николаевич , кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спорта |
Работа допущена к защите ___________________ __________________
(подпись руководителя) (дата)
Работа выполнена и
защищена с оценкой ___________________ Дата защиты______________
Члены комиссии доцент кафедры ТиМС _________ Вучева В. В.
должность подпись Фамилия, инициалы
Члены комиссии доцент кафедры ТиМС _________ Денисенко В.С.
должность подпись Фамилия, инициалы
Члены комиссии доцент кафедры ТиМС _________ Яцынин А.И.
должность подпись Фамилия, инициалы
Ставрополь, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИИ ДИСТАНЦИИ 5
1.1. Общая характеристика выносливости 5
1.2. Физиологические механизмы развития выносливости 8
1.3. Средства и методы развития выносливости 9
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. Методы исследования. 17
2.2. Организация исследований 18
ГЛАВА 3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
ВЫВОДЫ 22
ЛИТЕРАТУРА 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Физическая культура служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции, способом физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей. В системе физического воспитания юных бегунов легкая атлетика занимает одно из ведущих мест. Бег является одним из самых массовых и доступных видов спорта для всех возрастов населения, способствующий улучшению состояния здоровья и совершенствованию двигательных качеств и навыков необходимых для трудовой деятельности человека. Мировые современные достижения в легкой атлетике сегодня настолько велики, что без систематической подготовки юных спортсменов нельзя рассчитывать не только на высокие результаты, но и на высокую результативность в зрелом возрасте спортсмена.
Воспитание бегунов - одна из главных задач подготовки спортивного резерва, поднятия престижа занятий легкой атлетикой в стране. Известно, что укрепление здоровья невозможно без высокого уровня развития выносливости. Проблема совершенствования выносливости является одной из важнейших в физическом воспитании. Воспитание выносливости должно способствовать массовому укреплению здоровья подрастающего поколения.
И оттого насколько рационально будут решены вопросы тренировки в молодом возрасте, процесс начального становления технического мастерства, уровня развития специальных физических качеств во многом зависит дальнейший рост спортивно-технических результатов не только в легкоатлетическом спорте в целом, но и в беге на средние дистанции.
Вопросами спортивной подготовки бегунов на средние дистанции занимались специалисты разных профилей: педагоги, тренеры, врачи, физиологи и психологи.
В юношеском возрасте закладывается фундамент для успешного выступления и достижения высоких спортивных результатов в зрелом возрасте. А также формируется мотивы, определяющие перспективы дальнейшего саморазвития.
Легкая атлетика – спорт, связанный с продолжительной циклической работой, где решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости, или, выражаясь научным языком, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной подготовок юных спортсменов.
Цель – выявление эффективности разработанной методики развития выносливости юных бегунов на средние дистанции.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проблему развития выносливости в подготовке юных бегунов на средние дистанции.
2. Изучить методику развития выносливости в подготовке бегунов на средние дистанции.
3. Оценить эффективность изученной методики по показателям развития выносливости юных спортсменов.
Объект исследования – процесс развития выносливости в подготовке юных бегунов на средние дистанции.
Предмет исследования – методика развития выносливости у юных бегунов на средние и дистанции.
Гипотеза – предполагается, что внесенные изменения в методику развития выносливости у юных бегунов на средние дистанции эффективны и будут способствовать повышению уровня развития выносливости и повышению работоспособности.
ГЛАВА 1 НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА СРЕДНИИ ДИСТАНЦИИ
1.1. Общая характеристика выносливости
Выносливость, по мнению В.Н. Прокофьева [23] – это способность выполнять работу заданной интенсивности в определенный период времени. Выносливость довольно часто соизмеряют с работоспособностью человека. Основной фактор, который ограничивает и в то же время влияет на работоспособность – усталость [8]. Человек считается достаточно выносливым, если устает не так быстро или может продолжать выполнять определенную работу в состоянии утомления.
Каждый вид спорта требует определенной степени физической выносливости. В некоторых видах спорта, таких как бег на средние дистанции, выносливость напрямую влияет на результат. В других видах спорта, например, в спортивных играх, выносливость помогает выполнить определенные тактические действия. Кроме того, даже в упражнениях, где на первый взгляд не требуется выносливость, она помогает длительно переносить высокие тренировочные нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление сил организма между тренировками.
Физическая выносливость - это способность организма продолжать работу на высокой интенсивности в течение продолжительного времени. Она может быть улучшена с помощью регулярных тренировок, в том числе аэробных упражнений, таких как бег, плавание, езда на велосипеде. Выносливость также важна для общего здоровья и благополучия. Улучшение выносливости может снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, повысить уровень энергии и улучшить качество сна. В целом, выносливость является важным фактором в любом виде спорта и может быть улучшена с помощью регулярных тренировок и здорового образа жизни [3].
Существует два основных вида выносливости, которые отвечают за разные группы мышц и выполнение различных действий. В зависимости от рода деятельности выделяют общую и специальную выносливость.
Под общей выносливостью принято считать физические возможности организма, направленные на выполнение неспецифического рода деятельности. Задействованы в основном крупные и средние группы мышц. Этот вид определяет уровень общей работоспособности в спортивной и профессиональной деятельности.
Развитие общей выносливости носит всеобъемлющий характер. Под этим сложным словом скрывается косвенное развитие результата в иной деятельности. Если в результате регулярных занятий бегом удалось увеличить уровень аэробной мощности, значит, улучшение этого качества коснется и других аэробных упражнений. То есть с помощью бега можно косвенно влиять на результат в плавании, поскольку общая выносливость не имеет специфической направленности.
В зависимости от количества участвующих в работе мышц, различают также глобальную, региональную и локальную выносливость. Глобальной выносливостью называют работу, которая наибольшим образом воздействует на сердечно-сосудистую систему.
При региональной работе метаболические сдвиги в организме менее выражены и увеличивается доля анаэробных процессов. Локальная работа не сопровождается значительными изменениями в организме в целом, но она значительно истощает энергетические запасы работающих мышц, что приводит к мышечному утомлению.
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость – это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности.
Такому виду выносливости характерна анаэробная работа, то есть выполнение упражнения в течение длительного времени с образованием кислородного долга. Тренировка анаэробной выносливости важна для бегунов на короткие и средние дистанции, где важно держать высокий темп. Развивать ее можно путем повторения упражнений высокой интенсивности, сокращая время на восстановление. Например, переменный бег с ускорениями или спринтерский бег с сокращенным временем на восстановление. Проводя параллель между общей и специальной выносливостью можно заметить, что специальная в отличие от общей не дает дополнительный эффект при выполнении других видов деятельности. Тренировка специальной выносливости приводит к развитию качеств, свойственных конкретной дисциплине: бег, прыжки, метание, толкание.
Поэтому специальную выносливость разделяют еще на несколько отдельных видов: скоростная выносливость; скоростно-силовая; координационная выносливость; силовая выносливость.
Н. Г. Озолин считает, что скоростная выносливость проявляется в двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную скорость или темп движений. Физиологической основой скоростной выносливости являются анаэробные возможности организма [19].
По мнению В.И.Ляха, силовая выносливость- это способность противостоять утомлению при мышечной работе, требующей приложения больших усилий [14].
Координационная выносливость – это способность человека противостоять усталости в двигательной деятельности, которая требует повышенного внимания к координационным способностям. Методические аспекты повышения координационной выносливости разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации,
сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними [12].
Основная задача при развитии выносливости у спортсменов, по мнению А.М Максименко состоит «в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливостью на основе разнообразных видов двигательной деятельности, которые предусмотрены обязательными программами физического воспитания» [16].
1.2. Физиологические механизмы развития выносливости
Спортивная физиология определяет, что выносливость - это способность долговременно выполнять глобальную мышечную работу почти исключительно или лишь преимущественно аэробного характера. [16].
Общая выносливость определяется качеством функционирования кислородтранспортной системы: сердечно-сосудистой, дыхательной и системой крови, и зависит от эффективности доставки кислорода работающим мышцам. Эффективность дыхания достигается увеличением объемов легких, нарастающей глубиной дыхания; усилением диффузии в легких; повышением мощности дыхательных мышц и выносливостью.
Все эти изменения способствуют большому поступлению кислорода в кровь, повышают вентиляционный порог анаэробного обмена.
Морфологические изменения в сердечной деятельности: увеличение объемов сердца, ударный объем крови (до 50 уд/мин); замедление ритма сердца (до 30 уд/мин). Снижение давления (более 105/100 мм. рт. ст.) играет важную роль в формировании выносливости.
Повышается выносливость за счет: увеличения объема крови (соответственно, на 20%), при этом увеличивается объем венозного возврата крови, что приводит к более быстрому сокращению сердца и улучшению кровотока; увеличением количества гемоглобина и эритроцитов; снижением содержания молочной кислоты.
Центральная нервная система формирует устойчивые рабочие доминанты, которые предотвращают запредельное торможение при монотонной работе. Флегматик способен выполнять длительные циклические нагрузки, но при этом у него слабая нервная система и слабый уровень подвижности. Аэробное и аэробное энергообеспечение является одним из важнейших факторов, влияющих на выносливость.
1.3. Средства и методы развития выносливости
Многие авторы утверждают, что во время физического воспитания используются самые различные физические упражнения: циклические или ациклические. К таким упражнениям относятся: бег на длинные дистанции, кроссы, велосипедные прогулки (в том числе 7-8 упражнений, которые выполняются в среднеинтенсивном темпе), игры и другие упражнения. Основные требования: упражнения выполняются в зоне, умеренной или большой мощности; их длительность от нескольких секунд до 60 минут; они должны обеспечивать глобальное функционирование мышц. [7].