Файл: Социальные условия развития личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социализация может носить как регулируемый, целенаправленный, так и нерегулируемый, стихийный характер.

В психологии принято подразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Следует отметить, что в рамках концепции Б. Г. Ананьева социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности. Под индивидуализацией при этом понимается процесс развития конкретной личности.

Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

Э. Дюркгейм, рассматривая социальную сущность человека, уделял внимание в первую очередь взаимодействию между индивидами. По его мнению, именно в процессе взаимодействия формируется личность. Общество как организованная совокупность индивидов также построено на взаимодействии – межличностном, внутригрупповом, межгрупповом и пр. Таким образом, общество – совокупность взаимодействий индивидов. Развитие общества с точки зрения социальных фактов конструируется самим человеком и обществом в целом. Под социальными фактами Э. Дюркгейм понимал любые социальные образования: язык, письменность, юридические и моральные нормы, традиции и обычаи. Социальным фактом он признавал всякий образ действия, способный оказывать на индивида давление и имеющий свое собственное существование, не зависимое от его проявлений. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него.

Э. Дюркгейм выделял следующие особенности социального факта:

1) тотальность социального факта, которая выражается в стирании границ между общественным и индивидуальным;

2) глобальность, которая предполагает единство познавательной, эмоциональной и моторной сфер;

3) сопричастность – понимание человеком любого события, произошедшего с ним, как части общей социальной истории.

Социальное принуждение является механизмом совместной регуляции поведения людей в обществе, что является первоначальной формой социального поведения. Координируя свое поведение в рамках норм и правил общества, человек рассчитывает, что другие люди будут поступать также и в ответ на свое поведение он получит адекватную реакцию.

Таким образом, человек, чтобы быть принятым обществом, чтобы чувствовать себя причастным к социальному «мы», ограничивает свою индивидуальность. Тем самым человек становится социальным индивидом.

Заключение

Процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью.

Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Однако социально-психологические проблемы остаются в нашей науке наименее разработанными наиболее засоренными концепциями и методами, почерпнутыми из зарубежных исследований.

При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности – это негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. В отечественной психологии социализация не рассматривается как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность чаще всего сложным и противоречивым образом.

Понятие «социальная ситуация развития», которую ввел Л. С. Выготский, рассматривая развитие личности включает три аспекта:

1) содержание социальной ситуации является необходимым условием для развития личности и предполагает зависимость от возраста. Человек формирует определенные представления о себе именно в процессе взаимодействия между людьми. Для того чтобы адекватно понимать себя самого, необходимо понимать окружающих людей и через призму мнения других людей можно сформировать реальное самосознание, самопонимание;



2) социальная среда может выступать в функциональном плане как фактор психического и личного развития личности. Л. С. Выготский также рассматривает биологический фактор формирования человека, отмечая, что социальная среда не является чем-то «внешнеданным», но она подразумевает и самого человека как часть социума. Важное значение имеет не столько влияние среды на человека, сколько взаимодействие человека со средой. Социальная среда не просто обеспечивает развитие человека, но и контролирует, чтобы это развитие протекало согласно определенным законам, нормам и правилам, существующим в данном обществе;

3) социальная среда формирует определенные возможности и способности у человека, благодаря которым человек переформировывает социальную среду, и тем самым конструирует новую социальную среду.

Таким образом, личность представляет собой социальный конструкт, объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического, общественно-экономического развития, в определенной стране с ее национальным и классовым составом. Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования, воздействием общества, его влиянием. Через некие социальные факты взрослые научают ребенка быть человеком, социальным существом. Т.е. личность есть социальная надстройка над биологическим существом человека. Какими бы потребностями и инстинктами ни обладал индивид от рождения, они выступают лишь как предпосылки его развития, т.к. внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет.

Процесс социализации осуществляется постоянно и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Однако социально-психологические проблемы остаются в нашей науке наименее разработанными, наиболее засоренными концепциями и методами, почерпнутыми из зарубежных исследований.

При рассмотрении проблемы развития личности соотношение социализации и индивидуализации человека вызывает много споров. Суть данных споров заключается в том, что одни психологи утверждают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека, другие же полагают, что индивидуализация личности – это негативная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. В отечественной психологии социализация не рассматривается как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность чаще всего сложным и противоречивым образом.


Список использованных источников

  1. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. - СПб.: Издательство "Речь", 2020. - 357с.

  2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

  3. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. Издательство: Директмедиа Паблишинг. 2018. — 134 с.

  4. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2019 г.

  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2018.

  6. Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2019.

  7. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2014 - 1008 с.

  8. Леонтьев В.Г. редактор. Деятельность личности: сборник научных трудов. Новосибирск: Изд. Н1ПУ. 2005. — 171 с.

  9. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, ил. — (Серия «Учебник для вузов»), 2008. — 583 с.

  10. Ножкина Т.В., Прусова Н.В., Пивоварова И.А.. Общая психология. Учебное пособие И. Litres, 2017. — 573 с.