Файл: Практики педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости подростком.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 слайд
Практики педагогической поддержки как способа посредничества в

освоении взрослости подростком
2 слайд
Под педагогической поддержкой понимается процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство. Базовый принцип концепции педагогической поддержки – совместное с ребенком решение его проблем. Эффективность решения проблем обусловлена не только знанием подходов педагогической поддержки педагогом, но и его социально-личностными качествами.
В психолого-педагогических исследованиях анализируется образ и характеристики педагога как посредника в освоении взрослости подростком.

Взрослый для детей – это посредник, т. е. фигура, которая обеспечивает встречу ребенка с его потенциальными возможностями, с идеальной формой его существования.

Взрослый должен сохранять память о собственном взрослении. И этот опыт, сохраненный в памяти, должен быть открыт детям. Тогда Взрослый становится для детей тем, кто пережил то же, что и они, но несколько больше. «Поэтому взрослый – это тот, кто способен с иронией отнестись к происходящему – ведь для него “ничего не ново” …
4 слайд
Актуальность:

  • Необходимость «трансляции» образа взрослости и осуществления посредничества в освоении, реализации взрослости подростком.


Проблема посредничества взрослого сообщества, организующего отношения с детьми в пространстве взросления, является актуальной, так как имеется социогенетическая предрасположенность Детства на каждом из этапов формирования искать опору в завязывании и развитии отношений с наиболее доступными лицами Взрослого Мира. Благодаря этим отношениям преодолевается кризис перехода от одного этапа взросления к другому.
5 слайд
Противоречие:

Ситуативное реагирование воспитания на социальные проблемы взросления.


Прогностическая работа с проблемами взросления.


6 слайд
Этапы:


  1. Этюд (анонсирование вариантов взросления).

  2. Экспликация (усиление переживаний).

  3. Рефлексия (прогноз разрешения проблемы).



7 слайд
Опасность подросткового периода в том, что желание подростка быть взрослым иногда фиксируется только на атрибутивных моментах (курение, физическая сила, вседозволенность и власть над другими, личное авто и т. п.) – это иллюзорное взросление. Подростковый ум есть, по существу, ум моратория – психологической стадии между детством и взрослостью, между моралью, уже усвоенной ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить взрослому, в этом процессе необходима педагогическая поддержка.
8 слайд
Формы:


  1. «Синема-Академия» (варианты этой формы: Городская киноакадемия, Школьная киноакадемия).

  2. Классный кинозал.

  3. Киноклуб.


«Синема-Академия» – это прецедент для совместности подростков и взрослых, направленный на поиск общих социальных смыслов, предупреждение возможных ошибок взросления, прогнозирование вариантов взросления, поиск отождествления или неотождествления подростком себя в зеркале жизненных сюжетов. В «Синема-Академии» реализуется педагогическая поддержка самоопределения подростка в вариантах взросления.


9 слайд
Такие варианты взросления представлены в фильмах:

• «Спасите наши души» (режиссер И. Авраменко) – зеркало атрибутов взросления

• «Невидимые дети» (режиссеры Э. Кустурица, С. Ли, Р. Скотт, К. Лунд, С. Венерузо) –

зеркало для взрослых: политиков, представителей системы социальной защиты, педагогов,

родителей

• «Заплати другому» (режиссер М. Ледер) – зеркало для взрослеющих альтруистов

• «Парниковый эффект» (режиссер В. Ахадов) – зеркало для взрослеющих нигилистов

• «Аврора» (режиссер О. Байрак) – зеркало трагичного взросления
10 слайд
«Синема-Академия» как форма педагогической поддержки представляет возможность развивать ценностные отношения через воплощение в сознании подростка нового образа (в данном случае образа взрослости, который транслирует взрослый – педагог, психолог при посреднической функции).
11 слайд
Как строится практика поддержки взросления подростка? На этапе «этюда» –

анонсирование вариантов взросления – педагог излагает анонс фильма (это можно сделать в виде стихотворения, афоризма, письма

пережившего аналогичную проблему человека, отзыва предыдущих зрителей о фильме). В анонсе должна сквозить недосказанность, неисчерпанность, для инициации ценностного отношения подростков.

На этапе этюда акцентируется внимание на социальных проблемах взросления, проживаемых героями фильма. Далее следует просмотр фильма.
12 слайд
Этап «экспликации» (отлатинского – «усиление») предполагает актуализацию переживаний посредством формулировки вопросов о социальной проблематике фильма, что и составляет суть посредничества в освоении взрослости подростком.
13 слайд
Этап рефлексии направлен на осознание подростком собственной позиции по отношению к данной проблеме. На этапе рефлексии в ходе групповой проблемной работы происходит поиск вариантов решения проблемы не только в дальнем действии (по отношению к героям фильма и абстрактным прототипам героев), а в близкодействии (по отношению к конкретным людям, живущим рядом, по отношению к ближайшему социуму:

своему городу, классу, сообществу дома, района, города).
14 слайд
Содержание воспитательной практики – педагогическая поддержка взросления в работе по фильму «Шестнадцать +»

Эпизод «На ночь старше»
15 слайд
Фильм
16 слайд
Этюд:
Взросление означает одну вещь — независимость. Мы все её хотим. Иногда мы используем других людей, чтобы заполучить её для себя, иногда мы находим её друг в друге, иногда наша независимость идет по цене чего-то ещё, и эта цена может быть высокой... 
Сюжет фильма:
Главная героиня отправляется на вечеринку, где надеется добиться расположения мальчика, который ей нравится. Но Слава не обращает на неё внимания и целуется с другой девушкой. 

17 слайд
Экспликация:

  1. Почему эпизод сериала "Шестнадцать +" называется "На ночь старше"?

  2. Почему Нике нравится Слава, а не Дима? Можно ли заключить, что употребление алкоголя и табака Славой — это атрибут взрослости?

  3. Почему Ника решается поддаться вредным привычкам


18 слайд

Рефлексия:

  1. На какие атрибуты взрослости, по-вашему, ориентируются современные подростки (сотовый телефон, курение, физическая сила и т. п.)?

  2. Почему для подростков так важны атрибуты в проявлении своей взрослости?

  3. Можете ли вы описать, как изменялись лично ваши атрибуты взросления с возрастом: 10, 12, 14 лет?

  4. Можно ли как-то по-другому проявлять взрослость? Как?