Файл: Курсовая работа мдк 02. 01 Организация работы органов социальной защиты населения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Частное профессиональное образовательное учреждение
«Тверской кооперативный техникум Тверского облпотребсоюза»


КУРСОВАЯ РАБОТА
МДК 02.01 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Выполнила:студентка

очной формы обучения

2 курса Юс-23 группы Ковалева Алина Константиновна

Руководитель: Тимофеева Яна Олеговна


Тверь 2023

Содержание

Введение.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ......................5 1.1 Понятие и виды специальных учреждений.....................................5 1.2 Правовые основы деятельности специальных учреждений для несовершеннолетних...................................................................................................8 1.3 Территориальные учреждения области для детей и подростков..........16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ........................................22

2.1 Организация деятельности приюта.........................................................22

2.2 Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков............26

2.3 Организация обучения и воспитания детей в приюте для несовершеннолетних.................................................................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................38

Введение
Цель работы: рассмотреть и изучить теоретически и практически деятельность социальных приютов для детей, оставшихся без попечения родителей: понятие, структура, порядок деятельности.

Актуальность работы: проблема помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргилизация общества создают непомерные перегрузки для семьи. Число детей, лишенных родительского попечительства возрастают. Страшно то, что большинство их составляют социальные сироты, т.е. дети, брошенные родителями на произвол судьбы. Они обычно отстают в развитии, легко становятся питательной средой для проявления различных форм девиантного поведения


Задачи курсовой работы:

1. Раскрыть правовые основы деятельности социальных приютов для несовершеннолетних.

2. Изучить меры ответственности за нарушения законодательства в сфере деятельности специальных учреждений для несовершеннолетних.

3. Рассмотреть деятельность социальных приютов для детей, оставшихся без попечения родителей

Объект исследования: социальная адаптация и реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования: основным методом исследования явилась работа по организации социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.

Теоретическая и практическая значимость исследования: заключается в том, что оно способствует признанию проблематики сиротства в Российской

Федерации в качестве приоритетного направления социальной политики у государства, подчеркивает исключительность роли статусного положения сирот в обществе, общего и профессионального образования в системе социальной защиты детей-сирот.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Система учреждений для несовершеннолетних

Детей, оставшихся без попечения родителей


    1. Понятие и виды специальных учреждений


В связи с поступающими обращениями по вопросу осуществления деятельности образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее – организации для детей-сирот) с учетом вступления в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»1 (далее – Федеральный закон об образовании) Минобрнауки России сообщает, что в соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся организации различной ведомственной принадлежности, в том числе образовательные и медицинские организации, а также организации, оказывающие социальные услуги.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг указанными организациями, порядок осуществления ими деятельности, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.



Исходя из действующих в настоящее время подзаконных актов к образовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся в том числе детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные (коррекционные) детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья; к медицинским организациям – дома ребенка; к организациям, осуществляющим социальные услуги – детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками.

Статья 21 Федерального закона об образовании устанавливает, что образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных Федеральным законом об образовании, организациями, осуществляющими обучение. В свою очередь, к организациям, осуществляющим обучение в соответствии со статьей 31 Федерального закона об образовании относятся организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность.2

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение. При этом согласно статье 21 Федерального закона об образовании на организации, осуществляющие обучение, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Необходимо также учитывать, что согласно части 3 статьи 63 Федерального закона об образовании лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, только в случае если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.


В свою очередь, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, в зависимости от основного вида деятельности, осуществляемого организацией. Например, организация для детей-сирот будет относиться к образовательной организации в случае, если она будет осуществлять образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, к медицинской организации; если она будет осуществлять медицинскую деятельность в качестве основного вида, к организации, оказывающей социальные услуги; если она будет осуществлять социальные услуги в качестве основного вида деятельности (содержание, защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

При этом в соответствии со статьей 108 Федерального закона об образовании организации для детей-сирот, являющиеся специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, должны быть до 1 января 2016 года переименованы в общеобразовательные организации в силу закона. В остальных случаях в отношении каждой организации для детей-сирот, относящейся в настоящее время к образовательным организациям, учредитель должен принять решение индивидуально с учетом региональных особенностей, например, возможности организовать обучение контингента соответствующей организации в иных близлежащих образовательных организациях.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны определить:

• основной вид деятельности организаций для детей-сирот;

• привести наименования и уставы организаций для детей-сирот, относящихся в настоящее время к образовательным организациям, в соответствие с Федеральным законом об образовании (часть 5 статьи 108 Федерального закона).


    1. Правовые основы деятельности специальных учреждений для несовершеннолетних


В последние годы в нашей стране происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях, направленные на реализацию требований Конвенции о правах ребенка.

Данная Конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН и признает ребенком каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, рассматривает детей как особую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, считает необходимым создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, воспринимая его самостоятельным субъектом права. Конвенция не только подчеркивает приоритет интересов ребенка над интересами общества, но и специально выделяет необходимость особой заботы и государства, и общества о социально-незащищённых группах детей – сиротах, инвалидах, беженцах, беспризорниках, правонарушителях.


В Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции принят ряд законодательных актов, указов Президента и постановлений Правительства. В частности, Указом Президента РФ от 14.08.2013 г. №942 был утвержден Национальный план действий в интересах детей, который положил начало формированию государственной политики в этой области.

Упомянутый ранее Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает деятельность следующих учреждений и органов: комиссий по делам несовершеннолетних и по защите их прав; образуемых в порядке, установленном законодательством РФ, органов управления социальной защитой населения; органов управления образованием; органов опеки и попечительства; органов по делам молодежи; органов управления здравоохранением; органов службы занятости; органов внутренних дел.3

Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации».

Правительством РФ принято постановление НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ , которая включает в себя подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды».

Основной задачей программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Целями подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» были укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.