Файл: Культура средневековья Назвать точные даты начала.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Культура средневековья
Назвать точные даты начала и конца средневековья невозможно. Условно считают, что этот период длился 10 веков и состоял из двух неравноценных этапов. Периодом раннего средневековья считаются 7 столетий с V по XI век, классическому отводят всего три с XII по XIV вв. 

Характерно неоднозначное отношение ко всему этому времени. Часть историков считает его застойным, поскольку он стал своеобразной паузой в развитии культуры. Искусство античного мира словно замерло и продолжилось лишь с приходом эпохи Возрождения. 

Основной причиной стало формирование новой религии, которая быстро набирала популярность и власть на европейском континенте. Именно распространение христианства считается основным событием раннего средневековья и причиной упадка искусств. Формирующийся институт священства стал оказывать огромнейшее влияние на общественную жизнь европейцев, в итоге взяв на себя роль центра всех культурно-социологических процессов общества. Церковь активно защищала свою власть, проповедуя безропотное служение Богу, страдание и смирение в земной жизни. Любое несогласие с церковными взглядами объявлялось ересью, а инквизиция стала главной приметой классического средневековья. 

Развитие наук и искусств подчинялось теологии и развивалось в русле церковного мировосприятия. Ярким примером могут служить печальные истории Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, подвергшихся в своё время преследованию за инакомыслие. Практически все науки того времени считались низшими. Над астрономией, геометрией, историей, медициной и другими естественно-научными дисциплинами довлела философия, которая в свою очередь была служанкой теософии. 

Нельзя сказать, что культура и науки за это время окончательно пришли в упадок. Накопление знаний проявлялось в создании летописей, учебников, энциклопедий, научных трудов. Развитие художественного творчества также не стояло на месте. Но религиозная составляющая была доминирующей и ограничивала полёт творческой фантазии представителей науки
, культуры и искусства. 

Церковные каноны требовали от художника уделять основное внимание совершенству Божественного миропорядка, теософская тематика считалась основной и довлела над культурной жизнью общества. Человек – это раб Божий, сосуд греховный, чей удел смирение и покорность для того, чтобы заслужить рай небесный. Таков был взгляд на роль человека в эпоху классического средневековья, когда религиозная власть уже достигла своего апогея, когда вовсю свирепствовала инквизиция. Своеобразная, но в чём-то и верная, трактовка этого исторического периода с точки зрения некоторой части историков. Она долгое время считалась единственно правильной и верной версией.

Но существует и другой взгляд на этот временной отрезок. Некоторые исследователи отрицают однозначную характеристику средневековья. Схоластов той поры они представляют скорее консерваторами, которые рьяно берегли традиционные взгляды на искусство, науку и культуру, чем мракобесами, яро сражавшимися с передовыми идеями общества.  Преданность устоявшимся догмам, стабильности можно увидеть даже в архитектуре той эпохи. Она отличается массивностью форм, консервативной строгостью и основательным фундаментализмом. Романский стиль, выраженный в замках, крепостях, монастырских сооружениях, проник и в искусство. Героический эпос, саги о прошедших временах воспевали   великие исторические события, силу и мужество народа и его наиболее ярких представителей. Классический период средневековья – время зарождения рыцарской литературы, появление церковного театра. Со временем он становится светским, активизируя очередной этап развития культуры.  Формирование нового отношения к периоду становления и развития феодального строя началось на переломе XIX века благодаря новому направлению в литературе. Романтизм нарисовал свой портрет средневековья, воспев красоту дам и подвиги в их честь, совершенные рыцарями. Таинственные замки, загадочные дальние страны, высокие романтические чувства противопоставлялись обыденной действительности. 

Огромную роль в развитии культуры Средневековья сыграли школы и университеты. В школе изучались грамматика, диалектика, риторика – на первом этапе, потом – арифметика, астрономия, геометрия, музыка. В Европе в конце XV века работало уже 79 университетов. Первые из них были открыты в Болонье и Париже (XII век). Потом знаменитые Оксфордский и Кембриджский (Англия), Пражский (Чехия), Краковский (Польша) и др. В университетах все студенты сначала заканчивали артистический факультет, где изучались искусства. И только потом они имели право учиться дальше – на юридическом, медицинском или богословском факультетах. Культура эпохи Средневековья ознаменована уникальной литературой: героический эпос (французский – «Песнь о Роланде», испанский – «Песнь о моем Сиде, немецкий – «Песнь о Нибелунгах»), творчество уличных поэтов и певцов – вагантов, трубадуров, миннезингеров, рыцарские романы. Самый прославленный поэт Средневековья – Данте Алигьери, автор великой «Божественной комедии».



Таким образом, усиливая интерес к человеку как личности, писатели способствовали и научному переосмыслению этого исторического отрезка времени, его системному изучению. Средневековье в альтернативной трактовке – это ступень в цивилизационном развитии общества со своими достоинствами и недостатками. Период формирования и развития феодальных отношений, становления государственности и объединения людей по языковым, религиозным, бытовым признакам, нравам и обычаям.

Определять данную эпоху как период застоя ошибочно. Это был кипящий котёл, в котором готовились новые культуры, религии и государства. Картина мира, формирующаяся в течение 7 столетий с V по XIV вв, настолько яркая, неповторимая и многообразная для многих стран и народов, что её нужно рассматривать как веху в развитии мировой цивилизации не менее важную, чем античный период или эпоха Возрождения.