Файл: Исламская педагогика как средство формирования социокультурной идентичности обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исламская педагогика как средство формирования социокультурной идентичности обучающихся
ВВЕДЕНИЕ

1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

    1. Основные этапы развития исламской педагогики

    2. Принципы, цели и задачи воспитания и образования в исламской педагогике

    3. Особенности организации образовательного процесса в исламской педагогике

2 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ЦЕЛОСТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    1. Идентичность личности как предмет научного исследования.

    1. Теоретическая модель процесса становления и развития социокультурной идентичности личности.

    2. Историко-педагогический анализ социально-культурной традиции ислама как субъекта этнопедагогики.

Выводы по главе 1

Выводы по главе 2

3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИСЛАМА КАК СРЕДСТВА ФОРМИ РОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТЦРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

3.1 Социально-педагогическое значение ислама в современном мире

    1. Анализ педагогического потенциала ислама в деятельности общеобразовательной школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Актуальность исследования

В педагогической науке основателем педагогики как целостной науки выступает Я.А. Каменский, основные положения. Р. Л. Саяхов, Т. М. Аминов выдвинули гипотезу о том, что «педагогика как система была сформирована в эпоху Восточного Возрождения, одним из центральных компонентов которого являлся Исламский педагогический Ренессанс»[Саяхов Р. Л., Аминов Т. М. Исламская педагогика. Учебное пособие для бакалавров по направлению 47.03.03 Религиоведение [Текст] – Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 136 с.].

Так сложилось в истории, что на рубеже тысячелетий происходят определенные переломные моменты в развитии общества и оно, общество, поворачивается лицом к своим историческим корням и культурным традициям. В России данный период характеризуется гуманитарным кризисом и потерей духовно-нравственных ценностей и идеалов. После революции 1917 года религиозные и моральные ценности были выведены за рамки образования и воспитания в советский период развития педагогики.

Кризис воспитания обусловил необходимость работы над возвращением, а в некоторых случаях, и становлением таких понятий, как духовно-нравственное развитие личности обучающихся, становлении социокультурной идентичности.


В конце XX века вопросы возрождения веры в научно-педагогическом понимании начинают переосмысливаться. Мы замечаем это, рассматривая труды В.А. Беляевой, Г.Н.Волкова, Т.Н. Власовой, А.Н. Кудряшовой, Н.Д. Никандрова, В.И. Слободчикова, И.А. Соловцова и других ученых и практиков. Эти и другие исследователи приходят к выводу о том, что необходимость диалога между светским и религиозным воспитанием назрела.

Ислам в современном мире – вторая по численности религия. Мусульмане проживают почти в ста тридцати государствах мира, а людей, исповедующих ислам почти полтора миллиарда человек. Исламский мир – это громадный человеческий и экономический потенциал, в котором наблюдается ярко выраженная тенденция к объединению. Ислам влияет как на жизнь общества в целом, так и на социальное и культурное развитие многих стран неисламского мира. Отсюда мы наблюдаем рост числа новообращенных мусульман из иной культуры и религии.

Как русскую культуру невозможно понять без принятия христианства, так и культура мусульманских народов, проживающих в России, предполагает понимание ислама. Существенной особенностью ислама является то, что он не разделяет священного и мирского, это всеобъемлющая религия. В исламе содержатся нормы, регламентирующие весь образ жизни мусульманина, следование которым приведет к совершенству как в «земном», так и в «последующем» мирах, в которое свято верили мусульмане.

Таким образом, ислам является тем самым общественным устройством, которое содержит в себе все аспекты жизнедеятельности человека и общества, некий набор правил и законов общественной жизни, в том числе и вопросы воспитания и образования. Современные образовательные практики игнорируют этот момент, а между тем он является самым существенным на наш взгляд. Следует учитывать особенность исламского учения – неразделение священного и мирского – чтобы избежать противоречий с социокультурным подходом к обучению и воспитанию.

Степень научной разработанности проблемы

Изучение ислама в научном аспекте известно с позиций истории, религиоведения, философии, социологии, политологии. Здесь мы говорим о таких исследователях, как: Гильмутдинов Д. Р., Дудова С. С., Чикурова О. В., Гейдар Джемаль, Али Вячеслав Полосин, Прозоров С.М., Агамов А. А., Вагабов Н. М., Гайнутдинов Р. И. Измайлов Р. Г., Миримрва А. А., Ряжапов Н. X., Эмирова Д. С., Кошева С. В., Левшуков Р. А., Резникова А. В., Задорожный И. Н., Мухаметшин Р. М., Эсенаманова Н. С. Вместе с тем, целостного изучения педагогической системы ислама в отечественной науке практически нет.



В начале прошлого столетия предпринимались попытки исследовать педагогические аспекты вопросов воспитания и образования в исламе в разной степени в работах отечественных исламских просветителей: Буби Г., Гаспринского И., Кандалы Г., Курсави, Марджани, Насыри К, Утыз Имяни, Фахретдин Р.; ученых – Абдулатипова Р., Абдурахманова А., Бартольда В.В., Булатова А., Гуртуева М., Добродеева Д., Донго М., Ермакова Н., Жданова Н.В:, Каймаразова Г., Крачковского И.Ю., Мец А., Муртузалиева С., Прозорова С., Рагимовой П., Рамазанова М., Рамазанова Х., Султанмагомедова С.Н., Харисовой Л., Юзеева А., Юнусовой В., Яминовой С., Ярлыкапова А. и другими зарубежными и отечественными учеными.

Педагогические основы ислама можно увидеть и в трудах великих ученых-богословов и наставников ислама, основателей мазхабов. Вот лишь некоторые имена: имамы: Абу-Ханифа (Ну'ман ибн Сабит), Ахмад (Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал аш-Шайбани), Малик (Малик ибн Анаса), Мухаммад аш-Шафи'и (Мухаммад ибн Идрис); исламские ученые: Абу Хамид аль Газали, Абдуллах Абдуль Ганий аль Хайат, Абдурахман ас-Сагдий, Абдель Рахман аль Халяуи, Ибн Аскир ад-Димашки, ибн Джарир ат-Табари, имам Мансур аль-Багдади, Шейх Хасан Айюб и другие.

Решение образовательных и педагогических проблем в исламе строится на понимании образования личности как непрерывного процесса и заключается в уважении к личности человека, свободе мысли и суждения, в формировании стремления к постижению установленных Богом законов бытия, научных знаний, практических умений, как религиозной обязанности каждого мусульманина.

Педагогические идеи и средства ислама строятся на исламских духовно-нравственных представлениях о человеке с учетом того, что поле деятельности ислама выходит за границы земного бытия.

Исходя из этого, мы предполагаем, что образовательные и педагогические модели, способные привнести религиозную духовность и нравственность в современную систему образования, будут способствовать социокультурного становления личности обучающегося.

Интерес детей и молодежи к исламу остается пока без научно-педагогического и методического обеспечения. Можно сделать вывод, что система образования и педагогическая наука не вполне готова удовлетворить запросы времени. Отсюда ряд противоречий между:

- потребностью личности в духовно-нравственном развитии и неспособностью современной системы образования наполнить духовными смыслами воспитательный процесс;

- необходимостью религиозного просвещения молодежи и отсутствие научно-педагогической и методической базы;


- современным атеистическим содержанием светской образовательной среды и традициями семейного воспитания, где ислам является основой духовно-нравственного становления и развития личности;

- необходимостью педагогического диалога и сотрудничества светских и религиозных образовательных учреждений и их ограниченным взаимодействием на сегодняшний день.

Несоответствие идейных, духовных основ воспитания ребенка в семье, школе и обществе является одним из главных противоречий современного образовательного и в целом педагогического процесса.

Учитывая актуальность вышеизложенного, мы определились с темой работы: «Исламская педагогика как средство формирования социокультурной идентичности обучающихся», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы и условия реализации педагогического потенциала ислама как средства формирования социокультурной идентичности личности обучающихся в современных светских образовательных практиках.

Цель исследования: определить педагогический потенциал ислама и обосновать условия его реализации в современных светских образовательных практиках для формирования социокультурной идентичности личности.

Объект исследования: процесс формирования социокультурной идентичности личности обучающихся

Предмет исследования: педагогические условия реализации педагогического потенциала ислама как средства формирования социокультурной идентичности личности.

Гипотеза исследования: исламская педагогика обладает значительным педагогическим потенциалом, который является духовной основой воспитания у мусульманских народов. Реализация педагогического потенциала ислама возможна в современных образовательных практиках, если будут:

- выявлены и охарактеризованы основные педагогические ценности, идеи, содержательные и методические воспитательные средства ислама;

- теоретически обоснованы возможности и разработаны условия использования педагогического потенциала ислама в деятельности образовательного учреждения.

Задачи исследования:

  1. Дать определение идентичности личности

  2. Изучить теоретическую модель становления и развития социокультурной идентичности личности

  3. Определить и охарактеризовать педагогический потенциал ислама.

  4. Выявить социокультурные и социально-педагогические предпосылки реализации педагогического потенциала ислама в современных образовательных практиках.

  5. Осуществить анализ исламского образования в России и за рубежом.

  6. Теоретически обосновать и разработать программу реализации педагогического потенциала ислама в светских общеобразовательных учреждениях.

  7. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия реализации педагогического потенциала ислама в различных светских образовательных практиках.


Теоретическая база исследования сложилась из работ, раскрывающих философию и методологию образования (О.И. Артеменко, В.Г. Афанасьев, Н.Е. Боревская, Л.П. Буева, Г.Н. Волков, Б.Л. Вульфсон, Н.К. Гогчаров, М.Н. Кузьмин, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, а также работ по социальной педагогике (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, JI.B. Мардахаев, А.В. Мудрик, С.А. Расчетина, В.Д. Семенов и др.).

Системно-целостное осмысление истории и перспектив гуманистической образовательной политики и образовательных практик предпринято в работах М.Н. Берулавы, И.В. Бестужева-Лады, Е.Г. Оссовского, А.И. Пискунова, H.JI. Селивановой, В.А. Сластенина, Ф.А. Фрадкина, В.Д. Шадрикова, Е.Н. Шиянова и др.

Многие исследования философии образования посвящены проблемам обретения духовного смысла бытия; одни авторы обосновывают целесообразность соединение образования с религией (Б.С. Гершунский, С.В. Переверзенцев), другие - утверждение гуманистического мировоззрения как фундамента современного образования (Н.Б. Ромаева, Е.Н. Шиянов).

В истории отечественной педагогики культурологические основания образования рассматривались в работах С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, В.Н. Сороки-Росинского, В.Я. Стоюнина, К.Д. Ушинского и др.

В современной педагогике все более утверждается тезис культуросообразности образования и взгляд на школу как открытый социокультурный институт: Е.В. Бондаревская, Э.В. Ильенков, Е.Н. Ильин, М.С. Каган, Т.П. Малькова, В.Д. Шадриков, В.К. Шаповалов и др.

Для наиболее полного понимания и обоснования педагогического потенциала ислама мы обратились к отечественным трудам, в которых рассматриваются исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития этносов (Ю.В. Бромлей, В.Ф. Вавилин, JI.H. Гумилев, Ж.Т. Тощенко и др.), а также к работам зарубежных авторов по проблемам развития и взаимодействия цивилизаций, культур, этносов, наций (А. Геллнер, Э. Кассирер, Г. Парсонс, Б.Дне. Сингер, А. Тойнби, О. Шпенглер и ДР-)

Методы и база исследования. Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов: методы теоретического анализа (исторический, логический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, сравнительно-исторический, моделирование, анализ и синтез), методы сбора и анализа эмпирических данных (контент-анализ, констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, беседа, анализ творческой деятельности обучаемых, изучение педагогического опыта).