Файл: Исламская педагогика как средство формирования социокультурной идентичности обучающихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По результатам срезов выявлена устойчивая тенденция в ценностных ориентациях выпускников. По терминальным ценностям проявляется следующая последовательность: семья - здоровье - друзья -природа - воспитанность - честность -образованность - ответственность.

Современность оказывает существенное влияние на социально-культурную идентичность учащихся в образовательном учреждении через освоение культуры своего народа и человечества, обретение личностью ценностных оснований своего общественного поведения, установление критериев оценки собственных поведенческих актов и поступков других людей. Поэтому есть необходимость внести в педагогиче-

ский процесс направленное воздействие на личность, предполагающее четкое понимание педагогом конечной цели своей работы, моделирующее этапы и выбор средств, адекватных поставленной цели. При этом условиями такого моделирования для педагога является, с одной стороны, понимание природы детской души и интеллекта, с другой - отчетливое представление о современной духовно-нравственной социокультурной ситуации, в которой личности предстоит действовать, где константными характеристиками культуры являются духовно-нравственные и эстетические ценности: вера, добро, любовь, свобода, красота, достоинство, надежда, верность, долг и др. Их можно определить как «общечеловеческие» ценности, признавая, что в культурном опыте народов они проявляются по-разному, выстраиваясь иерархически в зависимости от культурно-исторических условий жизни, от установок субкультурного характера.

Таким образом, решение проблем социально-культурной идентичности зависит от того, как понята моральная природа человека исследователем, что зависит от его мировоззренческих позиций.

Личность, общность, общество в целом могут сохранить свою идентичность и достоинство только при условии устойчивости культурных оснований. Они, эти культурные основания, строятся в алгоритмах «абсолютной этики» (И. Кант), которые позволяют свободно и ответственно избирать перед лицом общечеловеческих ценностей моральные постулаты своего действенного существования. Иными словами, духовное становление личности происходит в сфере приоритетов родной культуры. Этот вектор следует учитывать в ходе формирования этнокультурной идентичности личности, особенно, когда юношеский возраст сдвинут в сторону раннего взросления, молодые люди стремятся не к школьным знаниям, но приобщиться к взрослости, к моде и развлечениям, поэтому удлиняются сроки обучения в образовательных учреждениях. В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже


вреден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам, поэтому связь сознания личности и ее реального поведения неоднозначна, эти явления приходится наблюдать и учитывать в конструировании педагогического процесса в образовательном учреждении. Так Р. С. Немов считает, что интеллектуальное развитие ребенка, его созревание, опыт и действие социального окружения, особенно в воспитании и обучении, способствуют «становлению самосознания», что заставляет современных учащихся задумываться и решать те же проблемы, которые решают взрослые. «Среди тех проблем, которые на протяжении тысячелетий волновали и продолжают сейчас тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности и многие другие» [5, с. 194].

Лишь после выхода в социум молодой человек начинает реально овладевать за-

щитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия помогает предугадать возможное поведение другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.

Итак, в историческом измерении цели, задачи, способы моделирования образовательного процесса претерпевают значительные изменения. Смена культурных эпох означает и смену образовательной парадигмы, то есть представлений о природе взросления, о становлении личности - о том, какие именно знания, умения и навыки следует приобретать выпускнику, и, конечно же, - представления о роли учителя, его социальном статусе, о методах и приемах, которые он использует в учебно-воспитательном процессе.

Литература

1. Культуротворческая школа: Концепция и модель // В кн.: Валицкая А. П. Образование в России: стратегия выбора : моногр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - С.105-117.

2. Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989. - С.62.

3. Каган М. С. Философская теория ценностей. - СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.

4. Тхагапсоев Х. Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития : моногр. - СПб.: Астерион, 2008. -С.190-191.

5. Немов Р. С. Психология образования. В 2-х кн. Кн. 2. -М.: 1995.