ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 История государства и права зарубежных стран

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Государственно-правовая

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание №2
по учебному курсу «История государства и права зарубежных стран»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Студент

Валеева Д.А.







(И.О. Фамилия)




Группа

ОНБсп-1901ас













Преподаватель










(И.О. Фамилия)








Салическая Правда – основной правовой памятник франкского государства
Салическая правда одна из древнейших и наиболее важная из варварских правд; возникла среди С. франков (см. Франки). Она дошла до нас в многочисленных рукописях, которые можно разбить на 4 группы. Первая группа содержит древнейший текст, в 65 статей; вторая тот же основной текст, но уже с явными влияниями христианских представлений (запрещение брака между свойственниками, наказания за преступления против церкви, за убийство духовных лиц и т. п.). Третья дает сокращенный текст, в двух отделах, из которых первый содержит мальбергическую глоссу (см. ниже). Четвертая, позднейшей, Каролингской эпохи  исправленный, неглоссированный текст в 70 статей; рукописи этой группы наиболее многочисленны. Есть еще пятая группа (так наз. "герольдовский" текст), компилятивная.

После падения Римской империи на территории Европы образовалось множество варварских государств. Крупнейшим из них было государство франков – будущая Франция. Для развития государственности и укрепления королевской власти первых династий франкских королей требовалась фиксация правовых норм и обычаев на территории всего государства. С этой целью и была создана Салическая правда – древнейший письменный кодекс законов раннего средневековья. Какая история создания Салической правды, какие законы были у средневековых франков, читайте об этом дальше.

История создания

С самых древних времен разные племена северной части Европы, которых более цивилизованные римляне и греки презрительно звали «варварами»: германцы, франки, кельты имели свои племенные обычаи и законы, хранившиеся в памяти старейшин, и передававшиеся устно из поколения в поколение. Причем к древним законам относились очень консервативно, не допуская их значительных изменений.

Но как мы знаем, примерно в IV-V веке случилось Великое переселение народов. С Востока в Европу пришли воинственные племена гуннов, вызвавшие великий хаос и брожение, результатом которого стало падение некогда великой и могущественной Римской империи. В обстоятельствах «Великого переселения» было крайне сложно сохранить устные нормы и обычаи. Поэтому у правителей варварских племен, а затем и первых варварских королевств появилась острая необходимость в том, чтобы зафиксировать племенные обычаи, правовые нормы и законы именно в письменном виде. Так и стали появляться первые «варварские» кодексы законов.

Салическая правда была одним из них, но далеко не единственным, помимо нее были также:

  • Бургундская правда,

  • Аллеменская правда,

  • Рипуарская и другие «правды».

Причем среди всех этих кодексом именно Салическая правда является самым древним кодексом законом такого рода, считается что она была составлена в V веке во время правления знаменитого франкского короля Хлодвига I (466-511) из династии Меровингов.

Салическая правда представляет собой кодекс законов созданных на основе старинных обычаев франков и дополненных нормами из королевских актов и указов. Неизвестно, кто именно был составителем и автором Салической правды, в прологе к ней самой говорится, что это были четыре выборных мужа: Визогаст, Салегаст, Арогаст и Видогаст. Но скорее всего это мифические имена, а не реальные исторические личности. Историки предполагают, что эти имена происходят от названия местностей: Сальхаме, Бодохаме, Видохаме с прибавлением окончания «gast» – «муж». Как бы там не было, составителем Салической правды точно был не один человек, а ее написанием занималась целая группа авторов.



В дальнейшем Салическая правда была дополнена и откорректирована последующими франкскими королями Хильдебертом и Хлотарем.

Краткая характеристика

Салическая правда написана на латыни, но не чистой латыни, а таком себе суржике, в котором чистая латынь смешана с местными наречиями. Такую латынь называют «разговорной латынью» или даже «вульгарной латынью», именно на ней обычно говорили в многочисленных провинциях Римской империи, и впоследствии именно эта народная, разговорная латынь стала основой для формирования романских языков: английского, французского, немецкого и других.

Но вернемся к Салической правде, большая часть ее текстов – это описание наказаний за разные преступления и правонарушения. Также в ней описаны процессуальные процедуры и правила, регулирующие семейные, имущественные и наследственные отношения. Анализ и изучение этого документа дает нам понять, какие законы были в европейском обществе раннего средневековья.

Что же касается структуры Салической правды, то она следующая: первые 65 глав (титулов) относятся к древнейшим текстам. Последующие, начиная с 66 главы – более поздние дополнения королей из династии Меровингов.

Основные положения


Важную часть Салической правды занимают положения, регулирующие семейные отношения, которые имели большое значение в обществе того времени. Семья у древних франков, как и у германцев, строилась на моногамии, иметь можно было только одну жену, а прелюбодеяние строго наказывалось. Впрочем, тут были исключения, так король Хлодвиг, (впрочем, как и наш князь Владимир Великий) был большим любителем по женской части и при своем дворе содержал роскошный гарем. Пикантности добавляет тот факт, что Хлодвиг при этом принял христианство католического обряда, и все это ему нисколько не мешало «прелюбодействовать», в этих моментах он очень схож с киевским князем Владимиром. Крещение Хлодвига, средневековая миниатюра.

Но как говорят, «что позволено Юпитеру, то не позволено быку», так и тут, что было позволено королю, не было позволено простолюдину, а на семейные отношение Салической правдой накладывались определенные ограничения. Чтобы вступить в брак
, жениху необходимо было получить согласие родственников невесты. Жениться разрешалось не всем: разумеется, лица уже состоящие в браке или объявленные вне закона не могли жениться, но также были запрещены браки между свободными гражданами и рабами, и браки между близкими родственниками. Были редкие исключения, когда свободная женщина выходила замуж за зависимого крестьянина или раба, в первом случае она становилась полусвободной, в случае брака с рабом она сама становилась рабыней.

Похищение чужой жены, или просто свободной женщины считалось тяжелым преступлением, но, что интересно, если похищение совершал знатный человек, то он за это наказывался большим денежным штрафом, а если свободную женщину похищал крестьянин или того хуже раб, то наказанием для него была смертная казнь.

Наказывалось штрафом сожительство с чужими рабами, дети, рожденные в результате такого сожительства, автоматически становились рабами. Сожительство с собственными рабами не было нарушением, но и браком не считалось.

Так как в V веке до феминизма было еще очень далеко, женщины, увы имели совсем мало прав, до замужества они находились под полной опекой своих отцов, а затем под опекой своих мужей.

Семья по Салической правде – это не просто близкая связь между родителями и детьми, но целый родственный конгломерат, представляющий собой всю совокупность родственников, как дальних, так и близких. Представьте себе, что вы франк, живущий в V веке в пока еще деревне под названием «Париж». Так вот проблемы вашего кузена, или какого-нибудь троюродного племянника – это и ваши личные проблемы. Уголовное преступление против одного члена семьи считалось преступлением против всего рода. Также ответственность за преступление любого члена рода разделялась всеми его родственниками.

Обычно все преступления вплоть до убийства облагались большими штрафами (вергельдами), которые были обязаны платить все родственники преступника. Что интересно, штраф за убийство простолюдина был в два раза меньше, чем штраф за убийство знатного человека. А вот штраф за убийство женщины или ребенка наоборот был еще более суровым и взимался в тройном размере от обычного «тарифа». И только если у родственников не хватало денег, чтобы заплатить высокий штраф, преступник подлежал смертной казни.


Не удивительно, что из-за таких норм законов Салической правды многие люди желали выйти из своей семьи, чтобы не расплачиваться за прегрешения нерадивых родственников. Сделать это было возможно – желающий выйти из рода должен был предстать перед специальным судом, сломать над головой три палки в четыре куска и бросить их на четыре стороны от судебного места. При этом заявляя, что он отрекается от своих прав и обязанностей по отношению к родственникам. Но в этом случае он больше не мог быть наследником своих родных, и, разумеется, его родственники также были освобождены от своих обязательств по отношению к нему.
Рекомендованная литература и полезные ссылки

  • Ведров С. В. О денежных пенях по Русской Правде сравнительно с законами салических франков. — М.: Университетская типография, 1877. — 143 с.

  • Гизо Ф. История цивилизации во Франции от падения Западной Римской империи. Часть первая / Пер. с фр. под ред. М. М. Стасюлевича. — СПб.: Типография Николая Тиблена и комп., 1861. — 388 с.

  • Грацианский Н. П. Введение // Салическая Правда. Русский перевод Lex Salica Н. П. Грацианского и А. Г. Муравьева. — Казань: Издание книжного магазина Маркелова и Шаронова, 1913. — С. III—XXXVIII.

  • Гуревич А. Я. Избранные труды. Древние германцы. Викинги. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. — 352 с.

  • Данилова Г. М. Возникновение феодальных отношений у франков VI—VII вв. — Петрозаводск: Государственное изд-во Карельской АССР, 1959. — 258 с.




1 Оставить нужное