ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Провести с ребенком (от 5 до 19 лет) проективную методику «Рисунок Несуществующего Животного» (РНЖ) и проанализировать ее.
Мальчик Иван, 10 лет. Родители в разводе, живет с матерью, которая много работает. Присмотр осуществляет старший брат (17 лет). С отцом отношения не поддерживаются, только изредка по телефонной связи (отец живет в другом городе).
В беседе ребенок рассказал, что это животное зовут Злобный Хай. У него много ног, потому что он всех хочет догнать, острые уши – потому что все хочет слышать, на голове – рога для устрашения. В области лба – сразу несколько глаз (это чтобы все видеть).
Мальчик агрессивен, но в то же время его агрессия – это попытка защититься (лучшая защита – нападение). В беседе с мамой было выяснено, что старший брат недолюбливает младшего. Поскольку мать постоянно на работе, Ивану не достает внимания, материнской ласки. Кроме того, сказывается и отсутствие отца. Рисунок подчеркивает эмоциональную закрытость и то, каким образом он пытается защитить себя. Иван – не конфликтный человек, но пытается показать, что при необходимости он способен на это. Поскольку рисунок выполнен с четкими углами (особенно ноги животного), это свидетельство того, что у Ивана – множество страхов и переживаний. ВО многом это связано с уходом отца из семьи.
Рекомендации: наладить контакт с отцом мальчика. Стремиться хотя бы полчаса в день вечером уделять мальчику, спрашивать о его успехах в школе. Выходной день посвящать полностью досугу с сыновьями. Продолжать наблюдение у психолога.
2. Провести с ребенком (от 5 до 19 лет) проективную методику «Семья Животных» и проанализировать ее.
Ребенок тот же.
Иван рассказал, что это семья пантер. Большая кошка – это его мама. Первым на пантере едет его старший брат, Артем, сзади – он сам. Цветной рисунок Иван сделать не захотел.
Из рисунка очевидно, что мама для Ивана – авторитет и поддержка. Однако судя по своему расположению на рисунке (себя самого), свое положение он определяет как второстепенное (у брата – первое). Отчасти это связано с возрастом (он младше), отчасти – от невнимания со стороны матери. Отца в семье нет, и мальчик отчетливо это показывает. Отношения подконтрольные, что подчеркивает размер матери-пантеры и ее детей. Отсутствие эмоционального контакта подтверждает отсутствие зрительного контакта матери-пантеры с детьми.
Рекомендации: проводить с детьми больше времени. Организовывать совместный отдых, прислушиваться к конфликтам сыновей, интересоваться тем, что их волнует. Продолжать индивидуальные и семейные встречи с психотерапевтом.
3. Провести с родителем ребенка, проективную методику «Семья Животных» и проанализировать ее (участники из пунктов 2 и 3 - члены одной семьи)
Мать (Ольга) чувствует боль после развода (2 года назад), не может оправиться от ухода мужа из семьи. Считает, что отношения со старшим сыном у нее плохие, с младшим – хорошие. Рисунок выполнен карандашом, в детстве Ольга занималась в художественной школе. На сегодняшний день, т.к. много работает, времени на хобби нет.
Из рисунка очевидно, что присутствует эмоциональная холодность ее со страшим сыном (нет зрительного контакта). При этом перевес «холодности» она чувствует больше от старшего сына, нежели чем от себя (пингвин слева развернут от пингвина-матери на 90 градусов). Очевидна и эмоциональная холодность с младшим сыном, однако в его сторону мама-пингвин хотя бы повернута на рисунке. Поскольку ни у одного из сыновей-пингвинов на рисунке не нет зрительного контакта с мамой-пингвином, это свидетельство отсутствия такового и в жизни. Ольга считает себя взрослой личностью (мама на рисунке больше остальных птиц). В то же время ее взрослость не предполагает слишком сильной защиты своих детей (крылья птицы не раскрыты над головами малышей), что опять же может свидетельствовать о закрытости Ольги именно в данный момент (переживание развода), а не вообще, не постоянно.
Рекомендации: индивидуальная работа с психологом, переживание развода по этапам, принятие новой жизни без мужа.
4. Провести с родителем методику исследования родительских установок и реакций (PARY) и проанализировать ее.
Возраст _37 лет___ Пол _женский__
Образование __высшее__ Профессия _бухгалтер__
Количество и возраст детей__2, 10 и 17 лет__
№ | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ | |||||||||||||||
А | а | б | Б | А | а | б | Б | А | а | б | Б | А | а | б | Б | А | а | б | Б | |||||
1 | х | | | | 24 | х | | | | 47 | х | | | | 70 | | х | | | 93 | х | | | |
2 | | | х | | 25 | | | х | | 48 | | | | х | 71 | | х | | | 94 | | | х | |
3 | х | | | | 26 | х | | | | 49 | | | х | | 72 | | х | | | 95 | | | х | |
4 | х | | | | 27 | х | | | | 50 | | | | х | 73 | х | | | | 96 | х | | | |
5 | | х | | | 28 | | | х | | 51 | | х | | | 74 | | х | | | 97 | | х | | |
6 | | х | | | 29 | х | | | | 52 | | | | х | 75 | | | | х | 98 | х | | | |
7 | х | | | | 30 | | | | х | 53 | х | | | | 76 | | | | х | 99 | х | | | |
8 | х | | | | 31 | | | х | | 54 | х | | | | 77 | | х | | | 100 | | | | х |
9 | х | | | | 32 | х | | | | 55 | х | | | | 78 | х | | | | 101 | | | х | |
10 | | | | х | 33 | | х | | | 56 | | | х | | 79 | х | | | | 102 | | | | х |
11 | х | | | | 34 | | х | | | 57 | | | х | | 80 | | х | | | 103 | | | | х |
12 | х | | | | 35 | | | х | | 58 | | | | х | 81 | х | | | | 104 | х | | | |
13 | | | | х | 36 | | | | х | 59 | х | | | | 82 | х | | | | 105 | | | х | |
14 | | | | х | 37 | | х | | | 60 | х | | | | 83 | | х | | | 106 | | | х | |
15 | | х | | | 38 | х | | | | 61 | х | | | | 84 | | | | х | 107 | | | х | |
16 | х | | | | 39 | | | | х | 62 | х | | | | 85 | | х | | | 108 | х | | | |
17 | | | | х | 40 | х | | | | 63 | х | | | | 86 | | | | х | 109 | | | | х |
18 | | | | х | 41 | | | | х | 64 | х | | | | 87 | х | | | | 110 | | | | х |
19 | | | х | | 42 | х | | | | 65 | | | | х | 88 | | х | | | 111 | | х | | |
20 | | | х | | 43 | | | | х | 66 | | х | | | 89 | | | х | | 112 | | | | х |
21 | х | | | | 44 | х | | | | 67 | х | | | | 90 | х | | | | 113 | х | | | |
22 | | | | х | 45 | | | | х | 68 | | | х | | 91 | | | | х | 114 | | | х | |
23 | | | х | | 46 | | | х | | 69 | х | | | | 92 | х | | | | 115 | | | | х |
А- 4 балла, а-3 балла, б-2 балла, Б -1 балл.
Переведем в баллы:
№ | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ | |||||||||||||||||||
А | а | б | Б | А | а | б | Б | А | а | б | Б | А | а | б | Б | | А | а | б | Б | ||||||||
1 | 4 | | | | 24 | 4 | | | | 47 | 4 | | | | 70 | | 3 | | | 93 | 4 | | | | ||||
2 | | | 2 | | 25 | | | 2 | | 48 | | | | 1 | 71 | | 3 | | | 94 | | | 2 | | ||||
3 | 4 | | | | 26 | 4 | | | | 49 | | | 2 | | 72 | | 3 | | | 95 | | | 2 | | ||||
4 | 4 | | | | 27 | 4 | | | | 50 | | | | 1 | 73 | 4 | | | | 96 | 4 | | | | ||||
5 | | 3 | | | 28 | | | 2 | | 51 | | 3 | | | 74 | | 3 | | | 97 | | 3 | | | ||||
6 | | 3 | | | 29 | 4 | | | | 52 | | | | 1 | 75 | | | | 1 | 98 | 4 | | | | ||||
7 | 4 | | | | 30 | | | | 1 | 53 | 4 | | | | 76 | | | | 1 | 99 | 4 | | | | ||||
8 | 4 | | | | 31 | | | 2 | | 54 | 4 | | | | 77 | | 3 | | | 100 | | | | 1 | ||||
9 | 4 | | | | 32 | 4 | | | | 55 | 4 | | | | 78 | 4 | | | | 101 | | | 2 | | ||||
10 | | | | 1 | 33 | | 3 | | | 56 | | | 2 | | 79 | 4 | | | | 102 | | | | 1 | ||||
11 | 4 | | | | 34 | | 3 | | | 57 | | | 2 | | 80 | | 3 | | | 103 | | | | 1 | ||||
12 | 4 | | | | 35 | | | 2 | | 58 | | | | 1 | 81 | 4 | | | | 104 | 4 | | | | ||||
13 | | | | 1 | 36 | | | | 1 | 59 | 4 | | | | 82 | 4 | | | | 105 | | | 2 | | ||||
14 | | | | 1 | 37 | | 3 | | | 60 | 4 | | | | 83 | | 3 | | | 106 | | | 2 | | ||||
15 | | 3 | | | 38 | 4 | | | | 61 | 4 | | | | 84 | | | | 1 | 107 | | | 2 | | ||||
16 | 4 | | | | 39 | | | | 1 | 62 | 4 | | | | 85 | | 3 | | | 108 | 4 | | | | ||||
17 | | | | 1 | 40 | 4 | | | | 63 | 4 | | | | 86 | | | | 1 | 109 | | | | 1 | ||||
18 | | | | 1 | 41 | | | | 1 | 64 | 4 | | | | 87 | 4 | | | | 110 | | | | 1 | ||||
19 | | | 2 | | 42 | 4 | | | | 65 | | | | 1 | 88 | | 3 | | | 111 | | 3 | | | ||||
20 | | | 2 | | 43 | | | | 1 | 66 | | 3 | | | 89 | | | 2 | | 112 | | | | 1 | ||||
21 | 4 | | | | 44 | 4 | | | | 67 | 4 | | | | 90 | 4 | | | | 113 | 4 | | | | ||||
22 | | | | 1 | 45 | | | | 1 | 68 | | | 2 | | 91 | | | | 1 | 114 | | | 2 | | ||||
23 | | | 2 | | 46 | | | 2 | | 69 | 4 | | | | 92 | 4 | | | | 115 | | | | 1 |
Отношение к семейной роли:
- зависимость от семьи = 15 баллов
- ощущение самопожертвования = 14
- семейные конфликты = 14
- сверхавторитет родителей = 13
- неудовлетворенность ролью хозяйки = 8
- безучастность мужа = 11
- доминирование матери = 13
- несамостоятельность матери = 13
Оптимальный эмоциональный контакт:
- вербализация = 15
- партнерские отношения = 13
- развитие активности ребенка = 14
- уравненные отношения = 20
Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком:
- раздражительность = 14
- излишняя строгость = 18
- уклонение от контакта = 17
Излишняя концентрация на ребенке:
- чрезмерная забота = 10
- подавление воли = 17
- опасение обидеть = 13
- исключение внутрисемейных влияний = 11
- подавление агрессивности = 15
- подавление сексуальности = 11
- чрезмерное вмешательство в мир ребенка = 9
- стремление ускорить развитие ребенка = 7
Результаты: у Ольги сильная зависимость от семейной роли матери, жены. В связи с разводом она буквально потеряла себя.
Отношение родителя к ребенку: доминирующий тип – излишняя эмоциональная дистанция. Это подтверждалось и проективными методиками.
Высокая степень по шкале «Семейные конфликты» свидетельствуют о наличии серьезных проблем во взаимоотношениях в семье.