Файл: Занятие для обучающихся 34 классов по теме день конституции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 декабря 2022 г.
Сценарий занятия
3-4 классы.
ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ
2
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3–4 классов по теме
«ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»
Цель занятия: сформировать у обучающихся понимание значения
Конституции как главного закона Российской Федерации, в котором изложены права и обязанности российских граждан; развивать умение соотносить статьи
Конституции с конкретными фактами из реальной жизни, а также с поступками героев литературных сказок.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.
Планируемые результаты:
Личностные:
− проявлять интерес к получению знаний о нашей Родине: государственном устройстве, законах о правах и обязанностях граждан;
− положительно оценивать роль государства в создании условий для реализации прав российских граждан;
− понимать необходимость и ответственность каждого гражданина за соблюдение законов страны для обеспечения благополучной жизни общества;
− осознавать, что невыполнение законов является нарушением
Конституции.
Метапредметные:
− понимать синонимичное значение понятий «Родина», «Российская
Федерация», «Отечество», «родная страна»;
− анализировать статьи Конституции Российской Федерации, приводить примеры, их иллюстрирующие;
− сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;
− проявлять активность в диалоге, вступать в дискуссию, высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа на основе воспринимаемой иллюстративной и вербальной информации; выполнение интерактивных заданий.
3
Комплект материалов:
− сценарий,
− методические рекомендации,
− видеоролик,
− иллюстративный материал,
– интерактивные задания.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Видеообращение В.И. Матвиенко. Беседа о главном законе нашей страны.
Просмотр видеоролика о Конституции Российской Федерации, об основных правах и обязанностях граждан России.
Часть 2. Основная.
Предлагаются интерактивные задания, цель которых: а) оценка сказочных и реальных ситуаций с точки зрения соблюдения (нарушения) законов
Российской Федерации; б) знакомство с текстом Конституции — составление предложений из предложенных текстовых блоков (задание на упорядочивание).
В ходе фронтального выполнения задания анализируются обязанности гражданина России.
Часть 3. Заключительная.
Подводятся итоги занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная: введение в тему.
Учитель. Ребята, сегодня наш разговор посвящён очень важному празднику, который отмечается именно сегодня, 12 декабря. Кто знает, о каком празднике идёт речь?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно! День Конституции.
Учитель. В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение
Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации Валентины Ивановны Матвиенко.
Демонстрация видеообращения В.И. Матвиенко.
4
Учитель. Действительно, Конституция - очень важный документ нашей страны, самый главный. А почему он самый главный, мы с вами узнаем, посмотрев видеоролик.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Мы с вами живём в самой большой стране на планете.
Если мы полетим на самом быстром самолёте с запада на восток, то наше путешествие будет длиться целых 10 часов!
Если мы на таком же быстром самолёте отправимся с самой северной точки России до самой южной, наш полёт будет длиться 5 часов!
Наша страна настолько большая, что в одной её части сейчас утро, а в другой — вечер, где-то ваши сверстники уже играют в снежки, а где-то наслаждаются видом и ароматом цветущих роз.
В России живут представители почти 200 разных народов! У каждого из них своя культура, обычаи и традиции.
Но все-все жители нашей огромной страны, включая самого Президента, подчиняются главному закону — Конституции Российской Федерации. В
Конституции записаны самые важные правила, по которым живёт наша страна.
Но также, согласно Конституции, все 150 млн. россиян имеют одинаковые права. И каждый из вас тоже.
Что за права такие? Давайте вместе на них посмотрим.
Вот только что родился малыш, и согласно Конституции, ему гарантировано право на жизнь.
Он просыпается в кроватке в своей комнате — Конституция обеспечивает ему право на жильё.
Заболел наш малыш, доктор его лечит — это его право на охрану здоровья.
Малыш подрос и пошёл в школу — он воспользовался своим правом на бесплатное образование.
Кроме прав у каждого жителя нашей страны, есть ещё и обязанности.
Соблюдать законы.
Уважать права других людей.
Защищать нашу страну.
Бережно относиться к природе и историческим памятникам.
Родители должны заботиться о своих детях, а взрослые дети — о своих родителях.
Но помните, что в полном объёме свои права и обязанности вы сможете использовать только с 18 лет.
5
Часть 2. Основная.
Беседа с обучающимися по содержанию видеоролика.
Учитель.
–Ребята, как же называется главный закон Российской Федерации?
Ответы обучающихся
– Является ли Конституция законом для всех народов, населяющих
Россию?
Ответы обучающихся
–
Как вы считаете, почему все граждане России должны соблюдать
Конституцию?
Ответы обучающихся
− Давайте, назовём какие права есть у граждан России благодаря
Конституции?
Ответы обучающихся
Работа с интерактивным заданием №1 «Права сказочных героев».
А сейчас я предлагаю выполнить одно интересное задание, справиться с которым вам помогут знания о правах, закреплённых в Конституции России.
Перед вами иллюстрация к сказке (название сказки из первого задания), вспомните, что произошло с её героем и какое право, закреплённое в
Конституции России, (далее по тексту интерактивного задания) …
№
слайда
Текст задания
Иллюстрация
Варианты ответов
1 Вопрос 1/5: какое право, закреплённое в
Конституции России, нарушил волк по отношению к поросёнку Ниф-Нифу в сказке
Сергея
Владимировича
Михалкова
«Три поросёнка»?
Иллюстрация к сказке
С. В. Михалкова
«Три поросёнка»
• Право
на
неприкосновенность
жилища
• Право на жизнь
• Право на свободное выражение мысли
6 2 Вопрос 2/5: каким правом, закреплённым в
Конституции России, воспользовались животные в сказке
Корнея
Ивановича
Чуковского
«Айболит»?
Иллюстрация к сказке
К. И. Чуковского
«Айболит»
• Право на неприкосновенность жилища
• Право на охрану и
укрепление здоровья
• Право на свободу и личную неприкосновенность
3 Вопрос 3/5: какое право, закреплённое в
Конституции России, нарушено по отношению к герою
Иванушке в русской народной сказке
«Гуси-лебеди»?
Иллюстрация к русской народной сказке «Гуси-лебеди»
• Право на охрану и укрепление здоровья
• Право на свободу и
личную
неприкосновенность
• Право на жизнь
4 Вопрос 4/5: каким правом, закреплённым в
Конституции России, воспользовался главный герой в русской народной сказке «Колобок»?
Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок»
• Право на неприкосновенность жилища
• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
• Право на свободу
перемещения
5 Вопрос 5/5: какое право, закреплённое в
Конституции России, нарушено по отношению к главному герою сказки
Джанни
Родари
«Чиполлино»?
Иллюстрация к сказке Д. Родари
«Чиполлино»
• Право на жизнь
• Право на неприкосновенность жилища
• Право на свободу и
личную
неприкосновенность
7
Учитель. А теперь поговорим об обязанностях жителей нашей страны.
Учитель демонстрирует презентацию (см. дополнительные материалы) и просит детей назвать обязанность, которую иллюстрирует каждая фотография.
Защита Отечества является долгом и обязанностью жителей Российской Федерации.
Каждый человек обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Каждый человек должен беречь памятники истории и культуры.
Забота о детях
—
долг каждого родителя.
Забота о пожилых родителях
—
долг каждого человека.
Учитель. На стене одного из древних храмов обнаружена вот такая надпись:
8
Что бы вы сказали о Васе? Нарушил ли он своими действиями
Конституцию Российской Федерации? Его можно уважать?
Работа с интерактивным заданием №2
А теперь предлагаю вам выполнить вот такое задание.
Слова в предложении немного заблудились, оказались не на своём месте. Если их вернуть на свои места, то получится фраза из Конституции.
Обучающиеся выполняют задание на упорядочивание: необходимо
из предложенных слов составить предложение.
Учитель. Ребята, обратите внимание на собранную нами последнюю фразу: «Президент Российской Федерации является главой государства». Что она означает?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, Президент самый главный в нашей стране, потому что так решил народ и это правило записано в Конституции Российской Федерации.
Учитель. Ребята, а почему Конституция называется Основным законом?
Ответы обучающихся.
Учитель (в дополнение к ответам детей) Верно, Конституция — самый главный закон страны, ему подчиняются все жители нашей России.
Набор слов
Верный ответ
закон
Российской
– Основной
Конституция
Федерации.
Конституция – Основной закон Российской
Федерации.
Российской является государства.
Федерации
Президент главой
Президент Российской Федерации является главой государства.
9
Часть 3. Заключительная.
Учитель. Ребята, в завершение нашего занятия прошу продолжить фразы:
На сегодняшнем занятии я понял, что ….
Если бы не было Конституции, то ….
Учитель. Ребята, спасибо за интересный разговор, поговорим о важном в следующий понедельник!