Файл: 3. 2 Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03.А Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)
Дисциплина: Дополнительное образование детей: история и современность
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Кленова Оксана Вячеславна
Преподаватель:
Драчева Юлия Александровна
Задания по теме 3.2 Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей
Цель занятия: закрепление знаний о типологии услуг в зарубежном дополнительном образовании детей; формирование умений использовать знания о типологии услуг в зарубежном дополнительном образовании детей в практической деятельности педагога дополнительного образования.
Задание 1. Проанализируйте типологию услуг в зарубежном дополнительном образовании детей по месту функционирования и форме собственности провайдера (по итогам анализа заполните таблицу о 3-4 странах).
№ п/п | Страна | Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей по месту функционирования и форме собственности провайдера | Сходства и различия с системой дополнительного образования России |
1 | Швеция | 1. Муниципальные школы дополнительного образования 2. Государственные досуговые и культурно - просветительские организации | Необязательное участие, преимущественно платная форма, возможна условно-бесплатная для социально уязвимых групп. |
2 | Испания | 1. Профильные государственные образовательные организации 2. Государственные досуговые и культурно - просветительские организации | Необязательное участие, преимущественно бесплатное или условно - бесплатное обучение. |
3 | Сингапур | 1. Государственные общеобразовательные школы и колледжи 2. Государственные культурно-просветительские организации | Обязательное участие, бесплатно проводится 1 предмет, остальные платно и по желанию. |
4 | США | 1. Частные коммерческие образовательные организации 2. Государственные досуговые и культурно - просветительские организации 3. Смешанный провайдер (сотрудничество государственной и частной организации) | Желательное участие, условно - бесплатная форма в госсекторе и платная в частных организациях. |
Задание 2. Проанализируйте типологию услуг в зарубежном дополнительном образовании детей по предметной области (по итогам анализа заполните таблицу о 3-4 странах).
№ п/п | Страна | Типология услуг в зарубежном дополнительном образовании детей по предметной области | Сходства и различия с системой дополнительного образования России |
1 | Швеция | В Швеции тематическое разнообразие дополнительного образования зависит от состоятельности коммуны. Небольшие муниципалитеты имеют минимум две школы дополнительного образования для детей: творческую и спортивную. Богатые коммуны могут располагать сразу несколькими типами школ, в них может быть представлен также третий тип школ — музыкальный. | Творческая школа (kulturskola) включает в себя: занятия по изобразительному искусству, созданию керамики, обучению игре на музыкальных инструментах, написанию песен и стихов, хоровому искусству, а также танцевальные и театральные занятия. В больших коммунах творческие школы имеют минимальное количество музыкальных классов, поэтому существуют специальные музыкальных школы в пропорции 2:3 или 2:4. |
2 | Испания | На сайте Министерства Образования, культуры и спорта Испании перечислены лишь три направления подготовки в дополнительном образовании: спорт, творчество (музыка, театр, танцы, пластические виды искусства, сохранение и реставрация культурного наследия) и иностранные языки. Также Министерство образования включает в список дополнительного образования религию — все государственные и частные образовательные центры и школы обязаны предлагать такой курс, но ученики не обязаны его посещать, участие добровольное. | В разнородной по вероисповеданию группе (католики, мусульмане, иудеи и т. д.) обучающимся будет преподаваться предмет «История и культура религий», в однородной — основы выбранной религии |
3 | Сингапур | В Сингапуре Министерство Образования выделяет четыре группы дополнительных занятий с примерным перечнем видов активности:
| Отличительная особенность Сингапура — наличие специальных программ по музыке и творчеству, которые преподаются в государственных, автономных и частных школах. Они называются AEP (art elective programme) и MEP (music elective programme). Чтобы поступить на этот курс, нужно, во-первых, удовлетворять определенным критериям (успеваемость и скорость освоения материала), а во-вторых, сдать внутренний экзамен. Курс длится четыре года, искусство или музыка изучаются наравне с общеобразовательными предметами. Программу можно пройти как в средней, так и в старшей школе (школьный и предуниверситетский уровни). |
4 | США | Предлагается деление согласно основной цели образовательной программы:
| Наибольшее внимание уделяется кружкам по специальностям. В США хорошо развиты так называемые industry-relations: представители известных корпораций проводят уроки в организациях дополнительного образования, устраивают совместные курсы с двойными сертификатами. Осуществляется позитивная дискриминация девушек, создаются Girls only clubs, в которых преподают только девушкам. |
Задания по теме 4.2 Перспективы развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях
Цель: закрепление знаний о перспективах развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях; формирование умений разрабатывать структуру уроков и учебных занятий.
Задание 3. Сравните возможности (3-4) организаций дополнительного образования и организаций общего образования в решении задач дополнительного образования детей. По итогам сравнительного анализа заполните таблицу:
№ п/п | возможности организаций дополнительного образования в решении задач дополнительного образования детей | возможности организаций дополнительного образования и организаций общего образования в решении задач дополнительного образования детей | направления и перспективы развития организаций дополнительного и общего образования в решении задач дополнительного образования |
1 | Отсутствие государственного образовательного стандарта для программ дополнительного образования детей позволяет проявлять творчество и инициативу как по содержанию, так и по формам и методам реализации программ. | Государственным образовательным стандартом для школ установлены требования для основных образовательных программ. Наличие государственного стандарта и инвариативного учебного плана подразумевает реализацию определённых учебных предметов. | Художественное направление. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства(программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества). |
2 | Варьировать содержание и темпы освоения программы обучающимися. | Существует основательная законодательная база, регламентирующая деятельность школ, содержание образования т.д. | Туристско-краеведческое направление. Туризм и краеведение — два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны). Туризм(походы,путешествия с использованием спортивного оборудования.)Краеведческое(теоретическую познавательную исследовательскую деятельность учащихся по изучению природы, истории, культуры родного края). |
3 | Деятельность учреждений дополнительного образования детей не сопровождается большим объёмом законодательных и нормативных документов. | Классно-урочная система предусматривает проведение урока, который, как правило, ограничен стенами кабинета и регламентирован временными рамками. | Эколого-биологическое направление. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы. Они обеспечивают деятельность клубов юннатов, юных экологов, биологов, объединений исследователей природы. |
4 | Отметочная система знаний подразумевает, прежде всего, умение ребёнка учиться и оценивает его знания, умения и навыки, усвоение материала по предмету. | Отсутствует отметочная система, что позволяет ребёнку вести себя более естественно, раскрывая свой внутренний потенциал. | Техническое направление. |
Задание 4. Составьте блок-схему «Направления развития дополнительного образования в общеобразовательных организациях РФ». Обоснуйте актуальность знания этих направлений для организации деятельности педагога дополнительного образования.
На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
-
создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; -
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством; -
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся; -
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся; -
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; -
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке.
Вместе с тем развитие общественных и экономических отношений, изменения технологического уклада, трансформация запросов семей и детей формируют новые вызовы, стимулируя использование конкурентных преимуществ отечественной системы дополнительного образования детей и поиск новых подходов и средств.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в отсутствие конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей все же закрепляет полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей за региональными и муниципальными органами власти. Это позволяет оказывать государственную поддержку сфере дополнительного образования детей, но приводит к межрегиональной и межмуниципальной дифференциации доступности услуг, создает риски развития образовательного неравенства между социальными группами с различным уровнем дохода.
Отсутствие в сфере дополнительного образования механизмов нормативной регламентации, с одной стороны, позволяет создавать необходимую вариативность и обновляемость программ, с другой стороны, не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества и эффективное расходование средств бюджетов всех уровней.
Инфраструктура современного дополнительного образования детей в массе своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.
Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не приостановила отток наиболее квалифицированных кадров и не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.
Тенденции развития профессий, рынков труда, информационной среды и технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ. Однако обновление содержания дополнительного образования детей происходит медленно.
При наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра направлений конкурсных мероприятий (олимпиад, чемпионатов, соревнований) пока не обеспечен необходимый уровень системности проводимой работы, позволяющий реализовать ее потенциал как механизма мотивации семей, выявления талантливых детей