Файл: Практикум по менеджменту организации 3 Кейс 3 Выполнил(а) Бобкова Олеся Сергеевна (Ф. И. О. студента).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная работа
(N 5 семестра)
Дисциплина:
Практикум по менеджменту организации № 3

Кейс 3


Выполнил(а):
Бобкова Олеся Сергеевна
(Ф.И.О. студента)
38.03.02, группа МСШ – 3120(2)
(направление, группа)
Проверил(а):
___________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
__________________________
(дата)

Омск 2023 г.

Кейс 3

Комбинат «Северсталь» — одно их крупнейших в России предприятий черной металлургии. Среди комбинатов с полным металлургическим циклом и производственными мощностями более 1 млн. т в год он занимает второе место после Магнитогорского. Среднемесячная заработная плата значительно выше среднеотраслевой. «Северсталь» участвует в АО «Карельский окатыш» (бывший Костомукшский горнообогатительный комбинат) – ему принадлежит 31% акций комбината. С одной стороны, такое вложение кажется невыгодным: Костомукшский комбинат испытывает большие финансовые затруднения. С другой – г. Костомукша является основной сырьевой, базой череповецких металлургов, и владение крупным пакетом акций позволяет «Северстали» влиять на стоимость закупаемого сырья. Кроме того, «Северсталь» имеет долевое участие в 19 акционерных обществах. Основная продукция предприятия – сталь, чугун, прокат, гнутые профили, стальное литье, продукты коксохимического производства и товары народного потребления (эмалированная посуда, миксеры, кофемолки, стиральные машины, сельскохозяйственная продукция). Основной объем стали производится на мартеновских установках, что обусловливает недостаточно высокое качество продукции.

АО «Северсталь» планирует переоборудовать мартеновские установки в двухванные прямоточные агрегаты с более низким удельным расходом топлива и огнеупоров. Сооружаются также установки непрерывной разливки стали, что позволит комбинату получить до 5,8 млн. т годной литой заготовки в год. Энергозатраты на 1 т готового проката на 20–30% превышают аналогичный показатель металлургических предприятий Японии и Германии. Структура затрат на производство продукции российской черной металлургии, в отличие от развитых стран, характеризуется низкой долей заработной платы (она в 2,5 раза ниже, чем в Японии и Германии, в 3 раза ниже, чем в США). Транспортные расходы, наоборот, занимают все больший удельный вес. Себестоимость производства стали комбинату удается поддерживать пока на приемлемом уровне за счет наибольшего в отрасли удельного расхода металлолома на 1 т стали.


Металлургический комплекс России работает в условиях сокращения потребления на внутреннем рынке черных металлов. Объем поставок металлопродукции в страны СНГ уменьшился вдвое. Безусловно, экспорт в ближайшее время останется основной статьей доходов металлургических предприятий, но по мере выхода страны из кризиса недозагруженные мощности металлургических комбинатов будут задействованы в целях удовлетворения внутренних потребностей. Структура спроса претерпела определенные изменения. Наибольшим спросом стала пользоваться листовая, в том числе оцинкованная сталь. Одна из вероятных причин – значительная эффективность экспорта именно этого вида продукции. Уменьшился спрос на некоторые высококачественные виды проката и инструментальную сталь в 22 связи с сокращением заказов оборонной и авиакосмической промышленности. В последнее время наблюдался устойчивый спрос на все виды строительного металла, причем в большей мере на мелкие партии товара.

Сбыт готовой продукции осуществляется двумя способами: через посреднические торговые организации и путем установления прямых связей с потребителями. Комбинату более выгодны прямые связи, обеспечивающие более быстрый сбыт и нередко предоплату поставок. Торговцы же, наоборот, предпочитают работать с комбинатами через посреднические фирмы, стремясь обеспечить стабильность поставок и более низкие цены (посредникам предусматриваются скидки до 10-15%). С учетом технической оснащенности лидером в отрасли выступает Новолипецкий комбинат, не использующий в производстве мартеновские установки. Наибольшее количество мартеновских печей имеет Магнитогорский комбинат. По техническому развитию АО «Северсталь» находится на среднеотраслевом уровне, однако по объемам производства лидирует среди других металлургических предприятий, уступая в производстве кокса только Магнитогорскому и Липецкому комбинатам. Магнитогорский комбинат, несмотря на свои размеры, теряет лидирующее положение в отрасли. На первое место выходит АО «Северсталь». Его реальными конкурентами могут стать лишь Нижнетагильский и Новолипецкий комбинаты, быстро наращивающие объемы реализации и повышающие качество продукции.

В то же время, если сравнить финансовое состояние компании с Нижнетагильским и Новолипецким комбинатами, то оно более предпочтительно. Если в результате проводимой модернизации производства удастся понизить себестоимость продукции, сохранив при этом объемы продаж, то предприятие можно будет с уверенностью назвать «флагман отрасли». Примечание. Основу металлургической промышленности составляют горно-рудная и угольная отрасли, которые явно недостаточно инвестируются. Металлургические комбинаты испытывают дефицит коксующихся углей. Предприятия угольной промышленности предпочитают продавать хорошо спекающиеся марки угля иностранным предприятиям, совместным предприятиям, коммерсантам за «живые» деньги. Из-за изменения структуры спроса (свертывание заказов оборонной и авиакосмической промышленности) снизилось качество стали и сократилось производство высококачественного проката. Технический уровень производства в отрасли тоже оставляет желать лучшего.



Удельный вес электростали в общем ее производстве по России составляет 56%, тогда как в развитых странах — 95-100%. Напряженное финансовое состояние металлургических комбинатов и недостаток оборотных средств привели к увеличению просроченной задолженности поставщикам сырья и энергии.

Черная металлургия отличается высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости проектов. Хронический дефицит капиталовложений сдерживает реализацию программы реконструкции и модернизации отрасли.

Вопросы и задания:

  1. Определите цели Комбината «Северсталь». Постройте «дерева целей» предприятия (ПК1, В2)

ЦЕЛЬ:

-Улучшение финансового состояния Комбината "Северсталь"

Задачи:

- Диверсификация рисков

-Завоевание большей доли рынка

-Повышение платежеспособности

-Усилить стратегическую рыночную ориентацию


Разработка комплексной системы управления финансами


  1. отказ от ненадежных партнеров


  2. выделение «экономически опасных» участков


  3. расширение закупок сырья


  4. распределение риска по этапам работы




Выпуск новых видов продукции 


Совершенствование системы управления и качества продукта


  1. Оптимизация работы с поставщиками и партнерами;


  2. Реклама

2. Используя PESTанализ и SWOT-анализ проанализируйте факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на развитие комбината (ПК1, В1)

Анализ внешней и внутренней среды «Северсталь»

Выявим аспекты среды предприятия с помощью PESTE – анализа

Фактор

Возможность

Угроза

Политические факторы

экономические интересы и связанные с этим попытки политического управления могут улучшить условия для функционирования отрасли

сильное влияние со стороны органов региональной власти; - смена власти.

Экономические факторы

-индексация заработной платы;

-уменьшение налогового бремени;

-уменьшение таможенных пошлин на 25%;

-увеличение прожиточного минимума на 0,3%.

-возможность экономического и банковского кризиса в стране;

-рост инфляции;

-увеличение цен на сырье.

Социокультурные факторы

желание населения иметь дополнительные источники доходов

-падение жизненного уровня населения страны;

-демографический кризис

Технологические факторы

- крупные капитальные вложения в производственную инфраструктуру предприятия;

-технологическое перевооружение.

- появление новых технологий, позволяющих более мобильным конкурентам производить более дешёвую продукцию.

Экологические факторы

-очистка сбросов в окружающую среду;

-развитие законодательства о защите окружающей среды

угроза экологической катастрофы


Рассмотрим отдельно отдельные составляющие внутренней среды предприятия: производство, персонал, маркетинг, финансы, инновации, миссию и цели:

Производство. Производственный процесс на предприятии строится исходя из потребностей конечного потребителя. Следовательно, основой управления производства предприятия выступает управление товарной политикой. Так как АО «Северсталь» – это предприятие, занимающееся производственной деятельностью и оптовой торговлей, то товарная политика предприятия направлена на реакцию конечного потребителя на продукцию предприятия, а также на существующий спрос со стороны своих заказчиков. Ассортимент выпускаемой продукции на предприятии достаточно разнообразен и позволяет удовлетворять запросы потребителя.

Персонал. Проведенный анализ показывает достаточно высокую квалификацию персонала предприятия. В организации широко используются административные методы управления: штатное расписание, правила трудового распорядка зафиксированы в коллективном договоре. Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. На АО «Северсталь» различают пять основных способов административного воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.

Маркетинг. Маркетинг – это деятельность, направленная на максимальное удовлетворение запросов потребителей. В АО «Северсталь» нет маркетингового отдела, поэтому часть его функции возложена на другие отделы, а именно на коммерческий отдел, основными задачами которых является разработка и воплощение стратегии сбыта продукции и увеличение денежной выручки. Функции маркетинга в АО «Северсталь»:

- аналитическая функция (изучение рынка как такового;изучение потребителей;изучение фирменной структуры;изучение товаров;анализ внутренней среды предприятия);

- производственная функция (организация производства нового товара;организация снабжения;управление качеством);

- сбытовая функция (организация системы товародвижения;организация сервиса;организация системы ФОССТИС (формирование спроса и стимулирования сбыта);формирование товарной и ценовой политики);


- функция управления и контроля (организация стратегического и оперативного планирования и контроля;информационное обеспечение управления;коммуникативная функция).

4. Финансы. Проведенный выше анализ показал высокую зависимость предприятия от заемных финансовых ресурсов. Независимости предприятия достаточно низкая, но несмотря на это предприятия на протяжении анализируемого периода стабильно получало высокую прибыль.

« SWOT – анализ на примере ПАО «Северсталь»

Сила:

удачное месторасположение: географическая близость сырьевой базы, основных производственных мощностей и потребителей; Показать на расчетах по транс. модели

широкий ассортимент; низкая цена на товары.

Слабости:

наличие мажоритарного акционера ( принадлежит 79,2%) является негативным фактором с точки зрения учета интересов миноритариев; отсутствие рекламы.

Возможности:

- увеличение объема покупки на покупателя (с помощью акций, спецпредложений, активных продаж)

- проведение рекламных мероприятий;

- обучение и повышение квалификации персонала.

- оптимизация издержек, рост использования производственных мощностей.

Угрозы:

ухудшение конъюнктуры на рынке черных металлов; изменение правового и налогового регулирования отрасли; появление новых конкурентов и усиление позиций уже имеющихся конкурентов.

SWOT - анализ показал, что предприятие по расположению в матрице находится в поле «СИВ» это означает имеются сильные стороны, а также существуют возможности для их реализации. Поэтому необходимо разработать стратегию по использованию сильных сторон, для получения отдачи от возможности появившихся во внешней среде.

Сумма поля «С и В» равна 21.

Сумма поля «Сл и В» равна 12.

Сумма поля «С и У» равна 6.

Сумма поля «Сл и У» равна 17.

Оценив все сильные и слабые стороны исследуемой организации, угрозы и возможности внешней среды можно сделать вывод о том, что реализация возможностей за счет сильных сторон вполне осуществима, но могут помешать существующие угрозы, которые можно преодолеть путем удаления и снижения влияния слабых сторон.