Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К.Аммосова»
Институт языков и культуры народов СВ РФ
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: "Сервисология"
Тема: "Социальное и биологическое в человеке"
Выполнил: Азарова А.Н
Студент 1 курса
Группы СИМК-18
Проверил: Борисова Айталина Андриановна
2019 г.
Оглавление
Введение.............................................................................................................................................3
1.Понимание личности в различных концепциях 6
1.1 Психоаналитический подход З.Фрейда 6
1.2 Психогенетический подход Ч.Тойча 7
Выводы..................................................................................................................................................11
2.Целостная природа человека: Соотношение биологического и социального 12
2.1 Соотношение социального и биологического 12
2.2 Интеграция биологического и социального в человеке(Социализация) 17
Выводы......................................................................................................................................................22
Заключение.......................................................................................................................................23
Введение
Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием. Проблема социального и биологического в развитии человека стано
вится все глубже, шире, и формируются новые проблемные поля ее рассмотрения.
Именно поэтому, как представляется, стоит вопрос не только о социальном и биологическом в человеке и в определении человека, но и о рассмотрении социального и биологического в контексте места человека в Универсуме бытия, о системной целостности рода человека и условиях его осуществления и воспроизводства как особого феномена. Вопрос о возникновении человека в мире Природы и об «отграничении - разграничении» человека в этом мире становится все более актуальным. Стоит вопрос о человеке как сущем всеобщего бытия, как сущем социального бытия и о сущем человеческого в человеке.
Вопрос о природе и сущности человека, в том числе о соотношении в нем социального и биологического, обсуждается в следующих позициях:
1.Человек — это, прежде всего существо, собственно биологическое, его природа, сущность являются биологическими, его поведение, развитие определяются в основном биологическими законами (биологизаторская
позиция).
2.Человек — существо социальное, его природа и сущность могут определяться как социальные лишь по существу, и в основе его существования и развития в качестве действующих лежат социальные законы и закономерности. При этом сохраняется необходимость учитывать биологические характеристики и возможности человека в процессе его развития и воспитания в онтогенезе, но свойственные ему как существу социальному. Соответствующие крайние формы этой позиции, исключающие действие биологических факторов, называются социологизаторскими.
3.Человек — существо биосоциальное, и характеристики его функционирования и развития определяются как биологическими, так и социальными законами и закономерностями. Позиция эта поддерживается многими видными учеными, по-разному решающими эту проблему. Она достаточно глубоко аргументируется имеющимися данными психологических, психофизиологических, нейрофизиологических и других исследований, но так же, как и первые две, вызывает у оппонентов много вопросов и принципиальные возражения, в частности, в связи с пониманием
социального и биологического, емкостью их содержания и характера
взаимодействия, а также самого термина «биосоциальное».
Все вышесказанное и определяет актуальность данной работы.
Объект исследования - развитие личности.
Предмет исследования - роль биологического и социального факторов в развитии личности.
Цель исследования - определение первичности и второстепенности биологического и социального.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы, в контексте данной темы.
2.Определить характерологические особенности понятий «биологическое» и «социальное» в личности человека.
3. Определить значение биологического и социального в развитии личности человека.
Методологическая основа работы: в основу работы положены труды ученых, занимающихся разработкой данной проблемы. Среди них классики психологии Фрейд З., Маслоу А, Юнг Г., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г., Деркач А.А.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.
Глава 1.Понимание личности в различных концепциях.
1.1.Психоаналитический подход З.Фрейда.
Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые конфликты контролируют поведение человека.
Концепция неосознаваемых психических процессов являлась в теории З.Фрейда центральной в описании личностной организации. Фрейд выделял три основные структуры: ид, эго и суперэго. Фрейд называл их процессами личности - сфера ид полностью неосознаваемая, в то время как эго и суперэго действует на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от ид.
Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.
Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу
эго решает при помощи вторичных процессов представления.
Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Супеэго состоит из двух структур
- совести и эго – идеала.
2.2.Психогенетический подход Ч. Тойча
Его представления заключаются в том, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в научных кругах.
Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенности к определенным болезням, но и код, определяющий определенные модели поведения, склонность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное основное внутреннее направление (ОВН). Это соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли, независимо от сознательных реакций и интерпретаций.
Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представляют собой энергетическое излучение, энергетическую волну. Как предполагают физики, мысль — это волна виртуальных фотонов, мельчайших ядерных частиц. Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты. Психическое взаимодействие между людьми происходит на неосознаваемом уровне, поскольку информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть в бессознательную часть психики другого и оказать |на нее влияние. Особенно тесно бессознательное взаимодействие происходит между людьми, у которых энергетические излучения мыслей имеют похожие или совместимые амплитудно-частотные характеристики. Как правило, это родственники, родители и дети, супруги, близкие друзья. Таким образом, каждый человек неосознанно в большей или меньшей степени отражает подсознание другого, в результате и происходит бессознательное энергоинформационное взаимодействие.
Возможна передача информации и состояний из бессознательной сферы одно
го индивида в бессознательное другого (ребенка, супруга, друга, коллеги) и даже животных. Животные отражают психическое состояние своих владельцев. Окружающие человека предметы, его дом сохраняют волны своего хозяина, и частота их может угнетать или стимулировать нового их обладателя.
Таким образом, и сознательные и бессознательные желания, убеждения, переживания, мысли, помимо субъективного внутреннего состояния, всегда получают и объективное выражение. Оно обретает разные формы:
-
энергетическое излучение (волна); -
действия человека; -
осознанные мысли, желания человек может внешне выразить и в словах; -
мысли могут выражаться внешне и через предметы (например, мысль конструктора в конце концов воплощается, объективируется в конкретном предмете, изделии, изобретении).
Тойч отмечает, что этот естественный механизм бессознательного энергоинформационного взаимодействия между людьми в ряде случаев приводит к «заражению» бессознательными проблемами другого. Исследователь указывает, что можно выделить три способа реагирования:
-
Внутричеловеческий. Человек сталкивается с какой-то неразрешимой и
болезненной для него проблемой, которую стремится «выгнать из сознания», поскольку она неприятна или запретна, тогда это «подавленная» проблема превращается в бессознательный комплекс, который постепенно может проявляться как недомогание, злость, переедание, пьянство, болезни, смерть и другие формы, являющиеся генетически предсказуемыми.
2. Межчеловеческий. Проблема человека - регрессора «загоняется» в бессознательную часть его психики. Однако этот комплекс проявляется в виде энергетической волны и передается бессознательному другого человека.
(это может быть ребенок, супруг, друг). И тогда второй может ощущать подсо- знательно и выражать внешне (через свою злость, болезни, пьянство и пр.) чужой стресс, записанный в подсознании репрессора, кажущегося спокойным, здоровым и необеспокоенным. Таким образом, человек оказывается неволь-ной жертвой чужих проблем, расплачиваясь за них порой здоровьем и жизнью, первоисточник и виновник проблем — остается здоровым и