Файл: Экологическая служба предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема: Экологическая служба предприятия

Вопросы лекции:

  1. Основные представления об экологической службе

  2. Формирование стандартов системы экологического менеджмента

  3. Принципы менеджмента

  4. Эффективность менеджмента и пути ее повышения




  1. Основные представления об экологической службе


Важной частью в системе экологического менеджмента и управления является экологическая служба предприятия. Если предприятие (организация) является небольшим (категория малого бизнеса), то вместо экологической службы предприятия вступает специалист, менеджер, способный решать соответствующие задачи, которые решает экологиче­ская служба предприятия.

Обычно выделяют четыре основных типа структур экологического управления и менеджмента в организации. Данные структуры различаются по положению экологической службы в них, либо специалиста, на которого возложены данные обязанности. Выделяют:

  1. Организации без экологической службы, либо специалиста в сфере экологического менеджмента;

  2. Организации, где экологическая служба совмещена с другими подразделениями предприятия. Если экологическую работу выполняет менеджер, то его обязанности могут быть совмещены с другими должностными обязанностями;

  3. Организации, где экологическая служба (менеджер в данной сфере) выделены в отдельное специальное подразделение либо должность;

  4. Организации, в которой экологическая служба занимает ведущее место. Данная служба выделяется в отдельное подразделение, а руководитель данной отрасли приравнивается к заместителю директора организации.

Подробнее охарактеризуем описанные выше структуры.

Структуры первого типа являются наименее эффективными. Поскольку экологическая служба в организации отсутствует, то обязанности в сфере экологического управления и менеджмента возлагают в виде дополнительной нагрузки на то или иное должностное лицо, чья работа не связана со сферой экологического менеджмента. Нагрузка возлагается на главного инженера, либо главного технолога
, либо главного энергетика и др. Поскольку эти должностные лица в первую очередь должны выполнять непосредственно свои задачи, то дополнительная обязанность в виде экологического управления сводится преимущественно к выполнению формальных работ, таких как заполнение необходимой отчетности в соответствии с природоохранительным законодательством.

Структуры второго типа более эффективные, чем первые, так как данные структуры предполагают наличие подразделения или отдельного специалиста, занимающегося вопросами экологического управления и менеджмента. Однако их функции в этой сфере часто совмещаются с другими функциями или должностными обязанностями. Например, часто происходит совмещение следующих обязанностей в одном подразделении или в одной должности. Совмещают экологическую службу и службу охраны труда или совмещение экологической службы и службы эксплуатации природоохранного оборудования.

В данной структуре непосредственного совмещения экологической службы с другими отделами выделяют следующие недостатки:

  • Незначительное внимание экологической деятельности предприятия (организации);

  • Нехватка времени и ресурсов для практической природоохранной деятельности;

  • Слишком большой объем обязанностей, возложенный на одну службу или должностное лица и, как правило, отсутствие инициативы;

  • Нехватка авторитета экологической службы предприятия либо менеджера, выполняющего обязанности в этой сфере.

Организации с экологической структурой третьего типа наиболее эффективны из трех перечисленных выше. Данные структуры выделяют в отдельное подразделение или специальную должность - сферу экологического управления. Однако система экологического управления не обладает достаточным весом в иерархии предприятия. Для структуры третьего типа можно выделить один существенный недостаток. Он заключается в том, что эффективность функционирования службы экологического менеджмента либо специалиста-менеджера в данной сфере зависит от подчиненности и места в общей системе производственного управления и менеджмента.

При довольно весомом недостатке структуры третьего типа обладают рядом следующих достоинств:

  • появляется возможность полноценно осуществлять экологическую деятельность;

  • более высокий авторитет экологической деятельности предприятия;

  • появляется возможность детально изучать те или иные экологиче­ские проблемы.


Наиболее эффективной среди всех структур экологического управления является структура четвертого типа. Данная структура обладает наибольшими потенциальными возможностями, поскольку экологическая служба на предприятиях с данным типом структуры выделена в отдельное подразделение, а ее руководитель (специалист - менеджер) по должности занимает равное место с заместителем главного ди­ректора или главного инженера.

Можно выделить следующие достоинства данных структур:

  • наиболее полно и комплексно осуществляется экологическая деятельность;

  • совмещение основных производственных целей на предприятии с экологическим контролем;

  • осуществление разнообразной экологической деятельности;

При наличии службы экологического управления и менеджмента на предприятии можно выделить организации с разным делением по способу организации экологических служб. Выделяют:

  1. Экологические службы дифференцированного типа.

  2. Экологические службы интегрированного типа.

  3. Экологические службы смешанного типа.

Рассмотрим более подробно данное деление по способу организации.

Экологические службы дифференцированного типа. В данных структу­рах обязанности разделены по виду воздействия на окружающую среду, т.е. коллектив разделен на сотрудников:

  • ответственных за охрану атмосферного воздуха;

  • ответственных за рациональное использование водных ресурсов и за их охрану;

  • ответственных за охрану отходов производства и потребления;

  • ответственных за охрану и разумное использование земельных ресурсов.

Подобное разделение обязанностей по виду воздействия на окружающую среду доступно для больших организаций, на которых количество человек экологической службы достигает 10 и более человек. Также распределение обязанностей на службах сходно со структурой экологического контроля.

Недостаток данной структуры - изолированность областей деятельности специалистов. Существует вероятность ситуации, при которой невозможно выполнение одним из специалистов своей работы по определенным причинам. Другим специалистам потребуется больше времени и усилий для того, чтобы профессионально выполнить обязанности отсутствующего сотрудника, а также организационные сложности принятия комплексных природоохранных решений.


Достоинство - подробное изучение возможностей и требований по определенным сферам деятельности. Возможность осуществлять более эффективно управление, менеджмент по отдельным компонентам, возможность принятия более верных и правильных решений в определенной сфере.

Экологические службы интегрированного типа. При данном типе сотрудники, работающие в экологической службе, вместе выполняют функции, отвечающие за природоохранную деятельность на предприятии, следят за охраной окружающей среды и за рациональным использованием ресурсов.

Данный тип структур распространен в малых и средних организациях. Как и все структуры, данный тип имеет свои достоинства, такие как:

  • возможность взаимозамещения сотрудников. При отсутствии одного из сотрудников его коллеги способны без затруднения выполнить его работу;

  • комплексный подход к работе. При рассмотрении вопросов воз­можен взгляд на ситуацию с разных сторон и позиций. Также возможность наиболее полно оценить ситуацию. Например, при разработке обоснований лимитов размещения отходов важными являются не только знания и навыки в данной области, но и в области воздействия на атмосферный воздух;

  • возможность разработки наиболее верной экологической политики;

  • определение комплексных целей и задач предприятия при охране окружающей среды;

  • эффективное управление охраной окружающей среды.

Экологические службы смешанного типа. Сотрудники данных типов организаций способны выполнять работу, связанную с различными воздействиями на окружающую среду, либо заниматься проблемами определенной технологической операции.

Для организаций подобного типа присущи все недостатки и достоинства выше описанных структур.

Вывод: при любой организации производственного процесса экологической службы важен комплексный подход в осуществлении эффективного управления и экологического менеджмента. Для крупных предприятий наиболее благоприятны службы дифференцированного типа. Для малых и средних - интегрированного типа.

  1. Формирование стандартов системы экологического менеджмента

Экологическая обстановка в значительной степени зависит от уровня воздействия антропогенной деятельности. Чем масштабнее развитие техногенной деятельности, тем больше ухудшается состояние окружающей среды. В этой связи огромную роль играет развитие инструментов экологического управления и экологического менеджмента в промышленной сфере.


Все большее значение приобретает потребность в новых, нестандартных, инновационных подходах решения проблем охраны окружающей среды. Все это стало возможным при внедрении системы экологического менеджмента в организации.

В конце XX века в связи со значительным увеличением техногенного воздействия во всех ведущих Европейских странах стали ужесточать природоохранное законодательство.

Особенно бурными темпами развивалась промышленность в Великобритании, где параллельно происходило ужесточение природоохранных нормативов. В конечном счете экологические стандарты стали очень жесткими. Британские промышленники предложили альтернативу все более ужесточающимся экологическим критериям в виде нового национального стандарта, который был принят в 1992 году. Он назывался BS 7750 и включал определенные требования. Его отличительной особенностью было отсутствие жестких количественных критериев и ограничений. Основным требованием стандарта было постоянное улучшение качества окружающей среды путем повышения эффективности и совершенствования природоохранной деятельности. Данный стандарт содержал в себе принципиально новый подход к вопросу охраны окружающей среды и полностью устраивал как промышленников, так и контролирующие органы.

Согласно резолюции конференции, в 1992 году в Рио-де-Жанейро, был намечен переход к устойчивому развитию, который подразумевал, в том числе, внедрение системы экологического менеджмента во всех ведущих организациях. В качестве основы для разработки и внедрения стандарта был принят стандарт BS 7750. Кроме того, было обозначено, что экологический менеджмент является ведущим элементом природо­охранной деятельности и фактором устойчивого развития.

Уже в 1996 году был сформирован международный стандарт экологического менеджмента серии ISO 14000. Данный норматив не содержал в себе никаких жестких критериев и количественных показателей соответствия. Основным требованием стандарта являлось постоянное улучшение состояния окружающей среды и повышение эффективности работы экологической службы предприятия. Кроме того, обязательным условием внедрения стандарта являлось соблюдение природоохранного законодательства той страны, где происходит внедрение стандарта.

В 1998 году в России также был принят международный стандарт по экологическому менеджменту, который получил название ГОСТ РИ- СО 14001-98 и впоследствии несколько раз актуализировался. Последние версии данного стандарта были выпущены в 2007 и 2016 годах. Данный стандарт является добровольным для применения. Однако его применение дает возможность организации работать на международном рынке.